История замечательного (на мой вкус и цвет) симфо-прогового коллектива Isildur's Bane в вопросах и ответах, коварно позаимствованных мной с их сайта.
Isildur's Bane
Откуда появилось имя "Isildurs Bane"?
Isildurs Bane и в английском и в шведском - одно из имен Кольца из толкиенской трилогии "Властелин Колец". Когда группа появлялась на свет, в 1976 году, повсюду был огромный интерес к фэнтези - в книгах, изобразительном искусстве и музыке, так что было вполне логичным выбрать имя в соответствии с той музыкой, которую мы играли.
Кто был основателем группы и какими основными музыкальными впечатлениями были они вдохновлены?
Группа начиналась как обычная любительская группа, хотя амбиции наши были повыше, чем у остальных. Группу основали музыканты двух распавшихся коллективов, которые играли симфонический рок:
Кьелль Северинссон [Kjell Severinsson] - барабаны, Ян Северинссон [Jan Severinsson] - флейта и скрипка, Матс Нильссон [Mats Nilsson] - гитара и вокал, Ингвар Йохансон [Ingvar Johansson] - бас, Бенгт Йонссон [Bengt Johnsson] - клавишные и Дан Андерссон [Dan Andersson] - гитара и гобой. Мы были в возрасте от 15 до 19 лет и слушали в основном английский симфонический рок - Gentle Giant, Genesis, Yes и ELP.
Какую музыку вы играли в первые деньки существования Isildurs Bane и знали ли вы что на самом деле хотите делать?
В те дни Isildurs Bane играли в еще более симфоническом стиле, чем это можно слышать на Sagan om Ringen и Sagan om den Irlandska Algen. Некоторые композиции были длинной по полчаса и мы считали это нормальной практикой.
Сейчас мы живем по тем же принципам, что и всегда - делаем то, что мы чувствуем, что должны делать. Девятнадцать лет - это долгое время. Вы созреваете, стремитесь делать и получать опыт от всего, чего только можно, что не разбивает вашу целостность. За эти годы мы накопили большое количество всяких впечатлений со всех сторон, особенно со стороны фьюжна, джаза, классической и театральной музыки.
Наша музыка также вынуждена меняться со сменой музыкантов с различным прошлым - ортодоксальный рок, фанк, классическая музыка, джаз. Но, вопреки нашей ненасытной музыкальной любознательности, мы всегда сохраняли свой собственный музыкальный почерк - гармонии, мелодии, структуру. Так что мы всегда знали, чего мы хотели и всегда делали это.
Когда к группе присоединился Матс Йоханссон [Mats Johansson], что он привнес в музыку Isildurs Bane?
Когда Матс пришел к нам в 1977 году, он заменил одного из наших гитаристов. Как следствие в Isildurs Bane долгое время было два клавишника, до 1981 года пока нас не покинул Бенгт Йонссон. Для звука Isildurs Bane два клавишника были более подходящим вариантом, чем два гитариста.
Матс сделал очень много для Isildurs Bane. Он просто фонтан идей и долгие годы является нашим главным композитором. Сложно предположить, что бы сейчас представляли собой Isildurs Bane, если бы не он.
Когда состоялись ваши первые гастроли и с каким материалом?
Наш по-настоящему первый тур состоялся в 1982 году. До этого мы, конечно, много выступали, но то были одиночные концерты. У нас были даже два выступления на радио. Гастроли же проходили с материалом с альбома Sagan om Ringen, правда было много также и другого материала, который был записан, но так никогда и не выпущен.
Когда был выпущен ваш первый альбом?
Sagan om den Irlandska Algen вышел в 1984 году. Это история о том, как свершилась атомная война и реакции людей и их поведении; апатия, слепой фанатизм, страх и паника.
Почему вы создали собственный лейбл?
Мы долго выбивали контракт с каким-нибудь лейблом, но все компании считали, что Швеция слишком мала для подобной музыки, так что единственным выходом было создание собственного лейбла.
На вашем втором альбоме - Sea Reflections - вы отказались от стихов вовсе. Вы всегда старались в своих альбомах рассказывать о каких-либо темах, не трудно одной только музыкой передать то, что обычно передается словами?
Альбом Sea Reflections посвящен морю и людям, которые работают в море чтобы выжить. Передать все это без слов действительно нелегкая задача. Но мы отказались от стихов потому, что тогда нам это казалось естественным путем развития нашей музыки.
Когда мы работали над Sagan om Ringen и Sagan om den Irlandska Algen мы написали и много инструментальной музыки, зная это, мы хотели попробовать передать свои мысли посредством только инструментов, без текста. Мы использовали слова на обложках дисков и буклетах, чтобы донести идеи до сердца и ума слушателя, но самый эффективный способ передать то, что мы хотим сказать - это концерты.
Позже мы выкристаллизовали собственный концертный стиль, который полностью охватывал воображение аудиторию. Мы используем свет, записанные звуковые эффекты, слова, сценографию, пышные наряды и прочее. Также мы используем и стихи, но не поем, а просто читаем. Мы уверены, что люди, частично в наше время, нуждаются в том, чтобы их полностью погрузили в их фантазию.
На Sea Reflections вы воспользовались новым, ориентированным на медное звучание звуком. Почему?
Мы всегда хотели, чтобы наша музыка развивалась в разных направлениях и на Sea Reflection мы поэкспериметировали с симфоническим подвидом джаза. Саксофонист Бенгт Йонсон играл с нами с 1982 года, хотя постоянным членом группы он стал только в 1985 году. Его саксофон значил для нас очень много и позволил нам использовать духовые инструменты, а позже и вовсе целую "медную" секцию.
Когда вы первый раз посетили с концертами другое государство?
В 1986 году состоялся наш первый международный тур. Это были трехнедельные гастроли в Германии.
Было множество восторженных рецензий тогда?
Публика действительно высоко оценила то, что мы делаем. Так что для нас это был отличный повод гордится собственным творчеством. Мы решили выступать почаще зарубежом.
В 1987 году вы выпустили новый диск - Eight Moments of Eternity. Судя по нему вы продолжили исследование путей, начатых Sea Reflections.
Да, мы продолжили писать инструментальную музыку, хотя вернулись к более традиционному для Isildurs Bane звуку - обилие клавишных вместо "джазового" звучания Sea Reflections.
И что это были за "восемь моментов вечности"?
Хотя все наши предыдущие альбомы были более или менее привязаны к одной теме внутри пластинки, мы хотели создать альбом с несколькими несвязанными между собой композициями. Что-то вроде сборника рассказов, вместо новеллы. Конечно, такими обычно записи и бывают, но для нас это было нечто особенное. Что касается тем, то мы всегда старались рассказать о чем-нибудь даже в рамках одной композиции, даже если она была полностью инструментальной. Мы стараемся, чтобы наша музыка иллюстрировала что-нибудь, например - настроение. Таким образом, там были восемь тем, варьирующихся от полета фантазий в книгах и воображении до грубой и холодной реальности индустриализма.
На Eight Moments of Eternity Фредерик Яначек [Fredrik Janacek] заменил Штигге Люнгольфа, который играл у вас на басе два года. Какова роль Яначека в общем вкладе в музыку?
До нас он играл джаз, фанк, ритм-н-блюз и театральную музыку. Так что его участие, не только с точки зрение артистических перспектив, было весьма весомым.
Только в 1988 году вы выпустили Sagan om Ringen. Почему так долго?
В 1981 году мы записали Sagan om Ringen, но у нас не было контракта, чтобы его выпустить. Однако у нас было очень много готового материала. Так что мы выпустили кассету, основанную на этом материале и концертных записей и продали тиражом более чем в 3000 экземпляров.
Когда мы основали Isildur Records HB, мы решили, что его не стоит выпускать, так как альбом чуточку устарел, да и концертная запись недостаточно хороша. Но Sagan om Ringen всегда значил для нас много, мы сделали себе на нем имя. Да и к тому же многие хотели его послушать, так что когда у нас появилось достаточно времени и денег, мы уделили ему должное внимание: перезаписали некоторую часть материала, который не вошел в предыдущие записи, написали несколько новых песен и свели все это вместе.
В тот же самый год вы гастролировали по Швеции, Германии и Венгрии. Что скажете про Венгрию?
Венгрия - это долгая история. Матса Нилссона свалило воспаление аппендицита и он провалялся в венгерской больнице. Так что мы были вынуждены отменять тур. Но мы серьезно настроились на эти гастроли и в конце концов побороли все сложности. Мы отыграли несколько потрясающих концертов в Будапеште. Венгры оказались очень гостеприимным народом. Действительно отличная аудитория и мы надеемся вскоре вернутся в эту страну.
Как вы узнали про Фердинанда Шеваля и его Le Palais Ideal и почему он был выбран в качестве концепции к следующему альбому?
Мы наткнулись на статью о Фердинанде Шевале в одном журнале и поняли, что он и его работа - отличная тема для оркестровой пьесы - что-то вроде того, что планировал Матс Йоханссон долгое время. В Шевале и в том, что он делал, мы нашли множество параллелей с нашими целями, нашими устремлениями, которые мы пытались реализовать в наших ранних опусах - быть выше условностей, оставаясь целостным относительно собственных идей, какими бы они ни были.
Он был удивительный человек, да?
Абсолютно! Мы посетили его замок Le Palais Ideal в 1988, это просто фантастика. 33 года потребовалось ему, чтобы построить его собственными руками. Это памятник непоколебимой воли человека, который никогда не сдается и не склоняет головы перед всеми трудностями и оскорблениями, которые бы ни сыпались на его голову.
Вы гастролировали с альбомом Cheval, со всеми этими оркестровыми вещами?
Да, вообще-то мы давали тур с этим материалом и оркестром до того, как записали альбом. Это был большой эксперимент. Мы работали с Hallandsensemblen, местным профессиональным камерным оркестром, расширенным за счет небольшой медной секции.
Мы также работали с Кристьяном Йерховым [Christian Jerhov], парнем, который играл на тромбоне у нас некоторое время тому назад. Он помог нам перенести наши идеи в оркестрованные формы и сделать им подобающие аранжировки. Так же это был первый тур с нашим новым гитаристом Томми Нильссоном [Tommy Nilsson].
Кроме музыки, шоу и кассет, мы полностью сами выстроили всю сценографию - эта работа заняла несколько месяцев. В результате наш тур посетило больше 17-ти тысяч человек и в целом проект можно считать что стал успешным. Он просто демонстрирует, как вы можете достичь своих целей, не обязательно музыкальных, пересекая все границы.
Как вы его записали? Были ли какие-то музыкальные конфликты между составами?
Так как мы до записи альбома много погастролировали с ним, практически все разногласия были сглажены к моменту его записи. Нашей истинной целью было сплести в аранжировках воедино все музыкальные компоненты вместе, а не использовать оркестр как модное дополнение. Это было для нас в новинку и мы не знали, как это будет звучать. Спасибо нам помог наш сопродюсер - гитарист Ян Шаффер.
Осенью 1989 года вы гастролировали с Cheval и новым гитаристом Бо Н Ротом [Bo N Roth], но, в этот раз, без камерного оркестра. С каким успехом?
Сработало неплохо. Было больше рок-н-ролла. Бо в высшей степени одаренный гитарист.
Мы играли в Швеции, Голландии, Германии, Чехословакии и Венгрии. Везде - от маленьких клубов до концертных холлов. Очень интересно было в то время в Чехословакии. Режим ослаблял свою хватку и люди устраивали демонстрации прямо на улицах. Повсюду были солдаты и полиция, атмосфера была воистину мрачноватая. Мы еще были в стране, когда начались массовые беспорядки.
Что случилось в 1990-91 годах? У вас появился новый басист, Фредрик Эмилсон [Fredrik Emilson], но вы не давали концертов и новый материал до 1992 года не выходил.
Происходило много чего - Фредрик Яначек покинул Isildurs Bane и его заменил Фредрик Эмилсон, одаренный молодой басист, который также играет на клавишных и перкуссии.
Мы участвовали в большом количестве театральных музыкальных проектов. Isildurs Bane жаждали захватить новые земли, вот почему мы набросились на все эти различные формы музыкального самовыражения. Весной 1991 мы наметили гастроли по Европе, но болезни внутри группы заставили нас его отменить.
Как вы приступили к работе над двойным альбомом The Voyage - A Trip to Elsewhere? Он содержит множество музыкальных стилей и влияний и при этом все сведено просто потрясающим способом.
Мы начали его c фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано) - основной темы альбома - The Voyage Part I to IV.
Матс Йоханссон написал музыку, а Ян-Эрик Сааф [Jan-Erik Saaf], наш старый друг, сделал аранжировку. Потом мы сделали аранжировки для всех музыкантов Isildurs Bane, опираясь на версию фортепианного трио, но с большим количеством других инструментов.
После того, как все было сведено вместе, мы отправились на гастроли по Швеции. К нам присоединились The Zorn Trio. Никто опять же не знал, что из этого получится. Объединение инструментальной рок-группы и классического фортепианного трио не производилось до этого ни кем, насколько я знаю.
С остальными вещами мы поступили по-другому. Некоторые были сделаны в классическом духе Isildurs Bane, например Nimis и Das Junkerhaus. Остальные исполнены в более минималистическом ключе - три пьесы Picassiette, в которых рояль играл простые мелодии, которые мы дополнили некоторыми инструментальными добавками. Мы использовали хор на четырех вещах La Sagrada Familia, чтобы проиллюстрировать день, вечер, ночь и утро. Хор был усилен при помощи флейты, гитары и перкуссии.
Этот альбом появился под впечатлением целого ряда весьма нетрадиционных для вас источников вдохновения - Адольф Вольфли, Реймонд Айсидор, Карл Юнкер, Энтони Гауди и Ларс Вилькс. Как получилось соединить все это в одно?
Сложно объяснить. Дело в том, что у них есть много общего, но концепция в целом подобна путешествию на разные уровни. Оно начинается как экскурс в мир фантазии Адольфа Вольфли, после которого следует вояж по творчеству всех этим талантливых людей и нетрадиционному искусству. В конце концов музыкальное путешествие затрагивает все стили. В общем, это путешествие в другое место.
Вы переаранжировали "The Voyage" Part I - IV перед своим туром 1992 года в Чехословакию. Почему и какой состав вы использовали в то время?
Как мы уже сказали, мы всегда стараемся играть музыку самых различных направлений. В то время мы хотели поступить именно так. В той версии мы решили добавить побольше перкуссии, оставив при этом ощущение современной классической музыки.
Мы работали с потрясающим перкуссионистом Класом Ассарссоном [Klas Assarsson], который играет всем от деревянных молоточков до литавры. Более того, мы сохранили структуру альбома, также как и Йоахима Густавссона, скрипача Zorn Trio. Это обеспечило нам чрезвычайно мощный инструментальный состав - барабаны, перкуссия, бас, клавишные, гитара и скрипка. Это было просто чудесно!
В 1992 году некоторые из ваших старых альбомов вышли на CD. Все ли теперь ваши записи доступны на компакт дисках?
Да, мы выпустили оба альбома Sagan om den Irlandska Algen и Sagan om Ringen на одном диске. Подобным же образом мы поступили с Sea Reflections и Eight Moments of Eternity.
Как вам удается издавать такие весьма сложные и совсем не коммерческие альбомы и все еще оставаться на плаву и выпускать новые и новые пластинки?
Делать некоммерческую музыку - это настоящий ад. К счастью, в Швеции правительство занимается поддержкой подобного рода деятельности. Наша страна небольшая сама по себе и невозможно удовлетворить все музыкальные пристрастия без этой поддержки. В общем, без государственных субсидий, новая не-мейнстримовая музыка, вроде джаза, фьюжна, фолковой музыки, прогрессивного рока, авангарда и экспериментальной музыки редко бы появлялась на шведской сцене.
В 1993 году вы начали серию совместных с Яном Шаффером и Бьорном Джейсоном Линдом [Bjorn J:son Lindh] концертов. Расскажите об этом?
Ну, Ян Шаффер и Бьорн Джейсон Линд принимали непосредственное участие в создании Cheval и The Voyage, так что было вполне естественно попросить их поиграть с нами на концертах.
Первый концерт состоялся в Gotaplatsen в Гетеборге - под открытым небом перед 8000 зрителей. Для нас это был неплохой опыт, так как мы никогда не выступали в такого рода условиях.
Мы играли материал альбомов Cheval, The Voyage, а также вещи Яна и Бьорна. На первых порах люди выглядели весьма ошеломленными. Вращались белые плащи и фонари, куча танцоров, художников и велосипедистов, и все это сопровождалось музыкальной какофонией. Но все сработало лучше не куда. Так что мы решили что-нибудь сделать еще в таком же духе. Весной 1994 года мы устроили целые гастроли с этой программой.
В то же время у вас появился новый гитарист - Йонас Кристофс?
Да, Йонас - очень одаренный и уникальный гитарист, так что когда встал вопрос о том, чтобы у нас появился новый гитарист выбор был сделан в его пользу по этим причинам.
В начале 1995 года вы уехали в Умеа на север Швеции работать с Umea Symphony Orchestra. Расскажите об этом сотрудничестве.
Наш скрипач Йоахим Густавссон работал как руководитель этого оркестра. Он предложил нам эту идею поработать вместе и она нам понравилась. Мы переписали аранжировки The Voyage еще раз вместе с Яном-Эриком Саафом.
Это, наверное, самая последняя версия The Voyage и уж точно самая лучшая. Это был огромный проект с морем сценографии, черно-белым фильмом и прочими делами. Оркестр и группа стояли посреди этой огромной инсталляции, освещенные юпитерами. Результат был просто потрясающий.
Isildurs Bane издают собственные альбомы на собственном лейбле. Почему?
По одной простой причине: мы ищем компромиссы только внутри группы. Мы сами принимаем решение и вкладываем деньги в новую продукцию. Изначально через Svenska Unikum мы собирались записывать и издавать всю музыку, которая касается Isildurs Bane. К сожалению, денег на это нет, но эта проблема может разрешиться в не столь отдаленном будущем.
Каково ваше восприятие Isildurs Bane и их современников с течением времени?
С самого начала было важно, что у нас стабильный и в основном неизменный состав. Этот факт был ключевым в уровне качества и прогрессии, тех двух тем, которые всегда формировали базис для каждой композиции группы с любой точки зрения.
В 1976 году, когда движение панк перевернул так называемое движение прогрессив-рока, выиграли большие лейблы. Тупиком для многих культовых групп 70-х стал тот факт, что они исполняли напыщенную и помпезную музыку. Раньше был интерес к качеству - как к поэзии или изобразительному искусству - но моментально такая музыка была лишены права существовать или, по крайней мере, процветать.
Старейшие члены Isildurs Bane еще застали времена, когда ELP, Genesis и Yes занимали места в топах хит-парадов. Новые музыканты приходили и уходили , что-то менялось, но в целом фундаментальные идеи остались неизменными. Никто даже и не думал что-либо серьезно менять или предлагать исполнять Isildurs Bane более доступную музыку. Isildurs Bane всегда участвовали в таких проектах, где каждый музыкант мог реализовать такие свои идеи, которые нельзя было бы услышать в другом месте. По крайней мере тут.
Роль Матса Йоханссона как композитора группы весьма парадоксальна. Он должен быть стойким и неизменным, но в то же время обеспечивать рост и прогресс. Эта ситуация - источник множества дискуссий внутри группы.
Что касается тех групп из 70-х, которые на нас повлияли, мы думаем, что мы удержали в себе те ощущения, хотя никто из нас уже по-настоящему не слушает их, разве что King Crimson. Ну а молодые музыканты особо-то и не слушали прог, чтобы можно было сказать, что они находятся под его впечатлением.
Относительно новых групп в прогрессив-роке, есть несколько проблем. Многие из них нацелены на то, чтобы удовлетворять требованиям жанра, чего так ждут их слушатели, звукозаписывающие компании и дистрибьюторы. В таких условиях их музыка не может быть по-настоящему прогрессивной.
Очень грустно знать, что если вы, допустим, используете тромбонную секцию, то уровень продаж упадет. Мы стараемся различать прогрессивный рок и симфонический. Если первый подразумевает под собой творческий процесс создания музыки, то второй полезен для поиска лейбла, чтобы пометить эту музыку соответственным образом и продать нужной аудитории. Isildurs Bane - это электронный камерный оркестр.
Дискография
Sagan om den Irlandska Algen (1984)
Sea Reflections
Eight Moments of Eternity
Sagan om Ringen (1988)
Cheval - Vontonte De Rocher (1989)
The Voyage - A Trip to Elsewhere
MIND vol. I
MIND vol. II
MIND vol. III
MIND vol. IV
© Официальный сайт группы
© Перевод с английского, Алексей Петухов, май 2006