Предлагаю вашему вниманию интервью, которое дал мне Лукаш Лигетти (барабанщик группы Kombinat M, кроме того выпускавшийся как на Cuneiform, так и на Tzadik) по e-mail, за что ему огромное спасибо!
Лукаш: Во-первых, большое спасибо за твое письмо и твой интерес. Во-вторых, извини, что долго не отвечал. Когда ты мне написал, я только что вернулся домой с двухмесячных гастролей по Европе и Южной Африке и был жутко занят соответственно. Я переслал твое письмо Эрвину Редлю, который был у истоков Kombinat M (я не был), но мне кажется он сам где-то гастролирует и вряд ли еще ответил тебе. В любом случае это здорово слышать, что кто-то не забыл Kombinat M после всех этих лет. Я попробую ответить на твои вопросы в силу своих собственных знаний.
Smarty: Как встретились музыканты группы Kombinat M?
Лигетти: Их музыкантов, которые играли на диске Hybrid Beat основоположниками группы Kombinat M были Эрвин Редль, Андреас Лейкауф и Вальтер Холлинец. Честно сказать, я не знаю, как они познакомились. Надеюсь, Эрвин ответит тебе. [Увы, от него письма мне так и не пришло. Потому так поздно публикую. (Smarty)] Могу только предположить, что встретились они в венских музыкальных кругах. Что я точно знаю, так это то, что когда Эрвин изучал музыкальную теорию в Венской Академии, он познакомился там с Андреасом Хейду, который изучал композицию. Я тоже там ее изучал и мы были отличными друзьями с Андреасом, который, собственно и привел меня в группу в конце 1990 года.
Smarty: Почему было выбрано именно это имя - "Kombinat M"?
Лигетти: Я точно не уверен, на самом деле, есть несколько причин, которые я могу вспомнить. Слово "Kombinat" намекает на различные заводы тяжелой промышленности в Восточной Германии, которые в то время разваливались. Не уверен, что буква "M" что-то означает конкретно. Сдается мне, что некоторые музыканты нашей группы были мыслями в Восточной Германии, в той атмосфере и воспоминаниях. Я всегда отрицательно относился к коммунизму и ГДР, и чувствовал себя немного неуютно из-за этого названия. С другой стороны я расценивал все это как легкое заигрывание с "адом", как это ни странно звучит.
Smarty: Кто повлиял на вашу музыку?
Лигетти: Я думаю, основатели группы были очень впечатлены "музыкальной стеной звука" Гленна Бранка, Рийса Чэтема и прочими. Потом был индастриэл, в том числе и Einsturzende Neubauten. Но у всех были различные вкусы. Эрвину нравилась строгая, простая и четкая музыка. Мы же с Хейду любили более веселые вещи. Но все мы были в восторге от различных экспериментов, нью-йоркской даун-таун-сцены, а также от ранней музыке эпохи Возрождения. К тому же мне нравилась африканская народная музыка, а Хейду - тяжелый метал. У Вальтера было большое джазовое прошлое, а Лейкауф был увлечен панком, хардкором и немного австрийским фолком. Мы были сильно увлечены и визуальным творчеством, часто выступали в различных галереях, двое из нас были так сказать "визуальными артистами", а Эрвин просто повернут на этом. Вот мы и частеько совмещали наши музыкальные выступления с визуальными инсталляциями.
Smarty: Кто в основном занимался написанием музыки?
Лигетти: Все писали, но основным композитором был, конечно, Эрвин. Хейду также написал несколько пьес. Но много рождалось в свободной групповой импровизации.
Smarty: Почему вы выпустили только один альбом? Был ли у вас дополнительный музыкальный материал и почему Kombinat M распался?
Лигетти: Эти два вопроса постараюсь объединить. Перед записью диска мы много импровизировали. Только непосредственно перед студией мы по некоторым причинам занялись непосредственно написанием музыки, практически не пользуясь никакой импровизацией. Мы записали демо-кассету осенью 1990-го за год до выхода CD, которая была на 90% импровизационной музыкой, в то время как на CD импровизации всего процентов десять. В общем, у нас не было больше сочиненной музыки, кроме того, что ты можешь услышать на диске. После записи Холлинец и Лайкауф решили, что они не довольны композиционным и менее спонтанным музицированием и решили уйти. Мы пробовали разных музыкантов на их места, но дух группы был безвозвратно утерян. Также, в то же время, в конце 1992 года я вплотную занялся сдачей диплома, а Редль и Хайду увлеклись чем-то другим. Так что группа официально не распадалась, мы как-то пытались поиграть втроем, но, в принципе, вместе работать мы перестали.
Smarty: Хотите ли восстановить этот свой проект?
Лигетти: Ой, это было бы очень трудно. Сдается мне, что Хайду и Редль поддерживают отношения с Холлинетцем (который живет между Веной и Будапештом, хотя чем он точно занимается, я не знаю). Хайду зовется теперь "Vergil Sharkya" и живет в Англии - долгое время в Ливерпуле, а теперь в Лондоне. Мы с ним остались отличными друзьями и не упускаем возможности вместе поработать. Вообще-то сейчас он занимается больше электронной музыкой, чем гитарой, хотя и иногда берет ее в руки. Эрвин Редль тоже остался моим другом - он живет, как и я, в Нью-Йорке. Эрвин перебрался сюда раньше меня, в 1993 году. Да я и уехал туда из-за того, что он меня уговорил это сделать. Он обучался в Школе Визуальных Искусств и стал "интерактивным художником-инсталлятором". Эрвин устроил уже достаточное количество собственных инсталляций, которые оказались очень успешными. В основном он выступает в США, но иногда и выезжает за пределы Штатов. Он уже десять лет не занимается музыкой, но недавно говорил, что не прочь бы вновь тряхнуть стариной. Мы с ним видимся довольно часто, так как живем в одном городе. Думаю, что мой совместный проект с Sharkya и Эрвином теоретически возможен, но устроить это будет очень сложно.
Smarty: Что Вы знаете о России? Выступали у нас? Есть шанс увидеть вас вновь?
Лигетти: Лично мне очень нравится Россия. Правда, я был у вас только однажды и то на несколько дней. В апреле прошлого года (2004), я играл в Санкт-Петербурге на фестивале имени Сергея Курехина SKIF с Хенри Кайзером и Джоном Освальдом, а потом с другими музыкантами (Нед Ротенберг, Катрин Жано, Сергей Старостин, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков) в ДОМе, в Москве, это был очень странный концерт, так как был организован Николаем Дмитриевым, который основал ДОМ, но к сожалению умер за несколько дней до нашего концерта, так что это было нечто вроде памятного концерта в его честь, было очень печально, но вокруг была правильная атмосфера и отличная музыка. Я влюбился в то, что я увидел в России и был бы очень рад вернуться вновь в вашу страну и посмотреть на остальные ее местечки. После той поездки у меня остались связи в вашей стране и меня изредка зовут к вам, но пока ничего такого не планируется (я мог приехать в октябре, но устроить концерт почему-то оказалось сложно). Так что если ты знаешь о каких-либо возможностях, то дай мне знать. У меня есть несколько отличных проектов, с которыми я бы мог выступить у вас, так же Верджил был бы заинтересован приехать, я уверен в этом. Но в любом случае, спасибо за письмо, приятно знать, что кто-то помнит о Kombinat M!
Всех благ, ЛЛ.
© Alexey "Smarty" Petuhov, декабрь 2005