Rock In Oppostion Festival.
3. Dimanche
В 1973 году, как гласит легенда, барабанщик группы Arkham Даниэль Дэни решил создать более смелый, амбициозный и страшный проект под названием Necronomicon. Ничем хорошим этим затея не обернулась, но именно тогда Даниэль Дэни стал играть в одном коллективе с гитаристом Роже Триго. Некоторое время спустя, после небольших, но важных сотрясений состава, коллектив превратился в Univers Zero, а еще некоторое время спустя, в 1979 году, Роже понял, что ему не очень нравится тот путь, которым следует группа и он находит в себе силы для того, чтобы уйти и начать собственный коллектив - Present, более «роковый» вариант Univers Zero, если говорить, не влезая в скучные подробности.
Отношения с тех пор между Триго и Дэни стали, мягко говоря, натянутыми. В середине 90-х, правда, после того, как Present вынырнули из небытия, Дэни и Триго вновь сошлись на одной сцене, но этот момент был слишком скоротечным - Даниэль не планировал играть с Present, да и особой теплоты к Роже не испытывал. На посту барабанщика его сменила не менее легендарная фигура - Дейв Керман, а пути Триго и Дэни с тех пор больше не пересекались, чего нельзя, правда, сказать о музыкантах обоих формирований. Так или иначе, все это продолжалось до 20-го сентября 2009 года, воскресенья, когда на сцену Дома Музыке в Кап Декувер вышел и Роже Триго, и Даниэль Дэни, и остальные музыканты обеих групп - Univers Zero и Present. Совершенно беспрецедентное историческое событие, место которому на самых позолоченных страницах истории жанра.
Но началось все с выступления главного, для меня, открытия фестиваля - французского коллектива Yolk. Дело в том, что мне совершенно не известны были только два коллектива - Electric Epic и Yolk. И, если первых я хоть как-то себе представлял, то что такое Yolk - я даже не удосужился разузнать, решил, пусть будет темной лошадкой. Результат превзошел многие, даже оптимистические ожидания. Лучшего открытия для третьего дня, трудно было придумать.
Как было заявлено в буклете фестиваля, Yolk пытаются экспериментировать на грани жесткого рока, фольклорно-этнической, а также электронной музыки. Все это, конечно же, несколько настораживало, если не сказать пугало, так как парней из группы мы видели в холле и все они были достаточно молоды для того, чтобы делать заявленную алхимию уверенно, грамотно и интересно. По счастью, тревоги и волнения были снесены шквалом музыки в первые же минуты выступления группы. Yolk - это почти классический рок-квинтет из вокала, баса, гитары, барабанов и саксофона/клавишных. «Почти классический» потому, что вокалистка во время собственного пения, которое было ничто иное, как вокализы, усердно и удачно наяривала на странной электронно-шумовой конструкции, управляя вибрациями, тоном и окраской собственного голоса. Бас, при этом, был изрядно перегружен, но не настолько, чтобы глушить все остальное. Гитарист приплясывал на педалях примерно с такой же прытью, как Гийом Перре из Electric Epic со своим саксофоном в пятницу, а музыка в совокупности напоминала что-то среднее между несколько более монотонным вариантом NeBeLNeST с женским вокалом и наскипидаренными Dun. Единственное, в чем можно обвинить коллектив, так это в слабом композиционном разнообразии что, впрочем, с лихвой окупалось бешеными ритмами и убойной энергетикой музыки, которое все органы немного утомленного рядового посетителя фестиваля, впитывали с благодарностью. Каждая композиция начиналась из размытых звуковых штрихов, несколько абстрактных нотных зарисовок, из которых потом иногда незаметно, а иногда довольно откровенно, выстраивалась определенная ритмическая фигура, которую музыканты разгоняли до второй космической, и начинали вращаться вокруг нее. Получалось действительно здорово, лихо и захватывающе. Жаль того, что на студийных пластинках они звучат более сдержанно.
Click to view
Примерно на этом факультативная часть фестиваля заканчивалась и начиналось главное действо. Сначала на сцену должны были выйти музыканты легендарной группы The Muffins, которых мы уже давно идентифицировали в толпе. Они-то вышли, конечно, но с одним «но» - их концерт перенесли на некоторое время раньше, и сделали это, пока мы катались над радовавшим взоры котлованом бывшей угольной шахты. Поэтому застать смогли лишь последние 20 минут выступления, о чем до сих пор есть некоторый осадок. Интересно, что из услышанных разговоров до концерта, можно было сделать смешной вывод - парни несколько мандражируют перед выступлением. Мол, как примет их музыку народ, искушенный в более сложной и суровой музыке. Смешно, ибо достаточно вспомнить их смелые эксперименты, которыми те баловались во времена пластинки 185, чтобы понять, что многим из выступавших до них, самим стоило бы побаиваться «американских кентерберийцев». Впрочем, после воссоединения, The Muffins действительно играют более расслабленную, доступную, красивую музыку, так что и их сомнения можно таким образом оправдать. Да и на сцене музыканты вели себя несколько сдержанно, хотя играли с невероятной зрелостью, осознанием того, что они делают и как этим управлять. Повторюсь, очень жаль, что не смогли застать все их шоу. Поэтому будет сложно рассказать и о том, что они играли. Разве что услышанное действительно напомнило кентербери, но в несколько усложненном (относительно того, что они играли и записывали в последние годы) виде, куда-то в сторону Soft Machine, но с собственным почерком, колоритом и интонациями, которые никуда не делись со времен, когда в продаже впервые появились первые копии легендарной уже ныне пластинки Manna/Mirage.
Click to view
Click to view
Пропустить концерты двух оставшихся групп мы просто не могли, посему больше ни на что, кроме написания смешного (по крайней мере для нас) объявления, не отвлекались. Да и в это время уже начали играть в малом зале гламурные ребята из Guapo, чем скрасили непродолжительное время ожидания. Итак, первыми на сцену должны были выйти Present, за ними Univers Zero, а потом должно было случиться что-то страшное, ибо поверить в то, что сцена выдержит обе этих группы одновременно - было трудно.
Группа Present в последнее время достаточно активна, если кто-то за ними не следит. Постоянно что-то выпускают. На фестивале вот они продавали небольшой дисковый набор из аудио и DVD дисков, стоивший, правда, достаточно изрядно. То есть, никто почивать на лаврах легенд не собирается. Особенно это важно, зная действительное состояние бессменного, но уже явно не бессмертного лидера не только Present, но и самого фестиваля - Роже Триго. Дело в том, что Триго сейчас очень тяжело болен, увы. Он не может передвигаться без помощи, с трудом говорит, а его активность на сцене с каждым выступлением все меньше и меньше. Все мы прекрасно помним, как он, отдав гитарные партии своему сыну Режинальду (кстати, совершенно чудесный человек и великий гитарист!), стоя размахивал руками во время выступлений двухлетней давности. Нынче он может лишь только сидеть на стуле на краю сцены, брать несколько нот на гитаре, дублируя наиболее простые партии, да делать вид, что может управлять ансамблем пассами руки. Впрочем, немощь великого старика никак не отражается на той музыке, что сваливается на зрителя, когда Present вступают. Ибо там есть кому играть. Одни Кит Максуд, Дэйв Керман и Режинальд Триго чего стоят! Они и были этаким костяком силы, треугольником мощи, вокруг которого строился остальной орнамент музыки группы.
Начали они, как это бывает часто на концертах последнего времени, с Delusions с пластинки Certitudes. Практически единственная вещь с вокалом во время всего выступления. Неуверенно одобряю вообще их попытки петь, но инструментальная составляющая музыки не вызывала никаких возражений. Мощно, отстроенно, по-хорошему зло, наотмашь, вкладывая всю душу. Вторым номером программы исполнили неизвестную для меня композицию с нового альбома - Visages. После чего перешли к самом интересному - исполнению изрядного куска из композиции Promenade.
Click to view
Click to view
К сожалению, по непонятным причинам, выступления обоих коллективов были ограничены всего одним астрономическим часом (и даже меньше, как показали хронометры), поэтому особо развернуться было негде. Тоже самое касалось и концерта Univers Zero, выступление которых было слегка омрачено небольшими техническими неполадками, касающихся звука. Впрочем, скажу честно, если бы мне не сказали, я бы, наверное, и не заметил. Оторваться от ревущих и грохочущих Univers Zero - это занятие непосильное. Выступление, кстати, действительно оказалось приятным сюрпризом. Конечно я ожидал услышать Civic Circus. Все-таки, это обязательный номер концертной программы многих выступлений в последнее время. Была надежда и на то, что команда Дэни сыграет и восхитительную Dense. Но то, что они выдадут (да еще как!) мою любимую Presage, а также Docteur Petiot.с 1313 - до конца не верилось. Вообще все выступление целиком воспринималось исключительно как сон, причем далекий от кошмара. То, о чем мечтали столькие годы, происходит здесь и сейчас. Те люди, мастерством, талантом, умениями которых восхищались - вот они, изо всех сил выбивают из инструментов все, на что те способны, а порой и заходя за границы возможного. То, что вытворяет Даниэль Дэни за барабанами - это что-то нечеловеческое. Это и ритмическая мощь для всей группы, это и структурные образы для композиций, это и отдельная драматическая партия, голос, которому есть что добавить к историям, которые дружно и слаженно рассказывают остальные. Единственный недостаток - очень слабо было слышно Мишеля Беркмана, да и если бы прибавили звука Шевалье, было бы тоже чудесно. Однако, все это не тянет даже на чайную ложку дегтя в этой цистерне меда. Но самое шикарное было только после.
Click to view
Как и в случае с Present, Univers Zero на бис ничего не играли. Если, конечно, не рассматривать Grand Finale фестиваля как один огромный, сногсшибательный бис. Наметки на «Великий Финал» можно было углядеть еще во время выступления обоих коллективов. На сцене стояли две барабанные установки. Причем во время концерта Present, Дэйв Керман играл на одной, в то время как Дэни, уже во время шоу Univers Zero, сидел и лупцевал во вторую. Соответственно, когда на сцену вышла сборная команда, команда мечты, то оба барабанщика сели по своим местам. Рядом с каждым стояло по басисту - Кит Максуд и Димитри Эвер соответственно. Беркман и Шевалье также остались на своих местах справа от сцены, тогда как левый фланг остался на попечение Роже Триго. В центре ровным рядком выстроились остальные музыканты обоих групп.
То, что будет сыграно - секретом не было уже давно, даже на буклетиках было указано, что гиганты сойдутся, чтобы проверить на прочность зал, а также две композиции, по одной из багажа каждой группы. И, нужно отметить, такой выбор можно только одобрить. Первым делом практически без раскачки вжарили умопомрачительную Jack the Ripper с леденящего душу Heresie. Я, конечно, обожаю эту вещь и вообще считаю ее ключевой в творчестве коллектива - она очень образная, интересная в плане развития композиции, выражает практически все то, за что я люблю этот коллектив. Но что ее можно исполнить так мощно, так сильно, с таким размахом, даже не догадывался. Музыка целенаправленно вдавливала в кресло, набирая энергию с каждой секундой, под конец вообще сложно было представить, что на свете существует что-то еще, кроме звуков этой композиции. Настоящая магия.
Впрочем, я даже не уверен, что больше мне понравилось, Jack the Ripper или не менее классическая и любимая вещица Present - зловещая, агрессивная, пугающая Promenade au fond d'un canal. И снова размах, с которым музыканты принялись бесноваться, поражал воображение. Начав довольно смирно и сосредоточено, через несколько минут музыканты устроили настоящую музыкальную вакханалию. Режинальд Триго корчится в экстазе, изгибая гитару под немыслимыми углами. Его отец, будто древний маг в камлании, размахивает руками и делает пассы, как будто что-то может контролировать и управлять этим сгустком первозданной музыкальной энергии. Басисты равномерно и беспощадно выплескивают в зал большие порции самых гулких звуков, на которые только способны их гитары. Дэйв Керман притащил откуда-то железный лист и принялся целенаправленно избивать его двумя куклами Барби (известный его трюк), Даниэль Дэни выдает одну за одной лучшие барабанные партии, что звучали по эту сторону Млечного Пути, а под конец, судя по всему, ломает-таки барабанную установку (я слышал и такую версию) и за несколько минут до конца света покидает свой пост. И пусть из-за того, что на сцене было много музыкантов, было гораздо сложней разобрать некоторые партии, и пусть играли они тоже не так, чтобы долго, все это тонет на фоне не только исторической важности события, но, что более важно, и эмоциональной, музыкальной.
Click to view
Слышал и видел ли я что-то лучше в своей жизни? Определенно нет! Увижу и услышу ли? Хочется, конечно, надеяться. Ибо уже даже известны наметки на состав фестиваля следующего года - Art Bears Songbook (проект легендарных Катлер-Фрита вместе с Зиной Паркинс и, теоретически, Дагмар Краузе), многострадальные Sleepytime Gorilla Museum, не попавшие в этом году по известной причине, не менее многострадальный Роберт Вайатт (споет ли он Sea Song - вот главная тайна предстоящего события), скорее всего - Miriodor (одно это уже должно заставить нас поднять свои ленивые задницы) и, опять же, скорее всего - Guapo, почему бы и нет? Хотелось бы, конечно, чтобы Univers Zero сыграли еще разок - на этот раз полноценный концерт, чтобы приехал Гигу Шеневье с любым из своих проектов, чтобы были кто-то из молодой волны - тут можно перечислять долго. А самое главное, чтобы у всех все было хорошо, со здоровьем, с семьей, с настроением. Ибо у людей, которые устраивают такие праздники обязательно все должно быть хорошо, какую бы суровую музыку они не играли. Long live RIO!