Iceberg
Один из самых известных и интересных фьюжн-коллективов Испании 70-х. Коллектив из Барселоны, просуществовал недолго, всего три года, записав с 1975 по 1977 четыре альбома, один другого краше. Формат группы стандартен для рок-коллектива - гитара (Макс Сунье), клавиши (Хосеп Мас Китфлюс), бас (Прими Санчо), барабаны (Хорди Коломер) и вокалист Анхель Риба. Впрочем, вокалист у них был только на первой пластинке. Вообще, музыку Iceberg играли относительно просто определимую - это такой себе классический фьюжн (в зависимости от альбома тяготеющий то к более солнечным опусам Чика Кориа, то к густым и звонким делам Weather Report, то к филигранным метаниям молний Mahavishnu Orchestra), только дополнительно изрядно напичканный симфоническими составляющими и имеющий самый что ни на есть испанский, южный колорит.
Впрочем, термин «симфоничный» больше, конечно, имеет дело в отношении первой работы группы - Tutankhamon 1975 года. Хотя тут чего только не намешано. Хоакин Сунье явно любитель стыка британского хард-рока и прогрессива, довольно внятно проступает и общее устремление группы Iceberg «звучать симфонично», но, по счастью, музыканты довольно быстро поняли, что не в этом их счастье и дальше по дискографии подобных моментов будет все меньше и меньше, музыка будет склоняться к более джазовой тематике, хотя и тут уже музыканты иногда любят, что называется, «поддать фьюжна». Да и взаимодействие инструментов реализовано тут не на самом высоком уровне, что в тех моментах, когда начинают работать структуры симфонизма, грозит треснуть по швам и развалиться к чертовой матери. И вообще, работа оставляет сильное впечатление сырой и даже в чем-то любительской. Однако, для начала - вполне себе неплохой задел.
Год спустя, в 1976 году Iceberg записали Coses Nostres, на котором, хоть и все еще слышны устремления к симфонически-академическим европейским традициям, но основная цель творческого путешествия Iceberg становится более четкой - это джаз-рок, светлый и полу-космический, как музыка Return to Forever. Как следствие, импровизаций появилось гораздо больше, однако, группа еще не совсем потеряла ощущение собственной национальной принадлежности и в изрядном количестве случаев проскакивают такие весьма приятные на слух элементы фламенко. Виртуозность группы как раз на том уровне, когда можно спокойно и с удовольствием играть подобного рода музыку, но еще без риска попасть под пристальные прожекторы репортеров. К тому же, музыканты перестали петь и это явно пошло им на пользу.
Третья пластинка группы - альбом 1977 года Sentiments. Отличием от предыдущей работы является значительный уход в сторону чистокровного фьюжна и почти полный отказ от национального колорита. Его вообще можно в явно виде услышать лишь на последнем треке Joguines. А пока до него доберешься, определить точную географическую принадлежность представляется минимальное количество возможностей. Да, слышно, что это что-то южное, куда-то в сторону Сантаны, но без его гитары и с обилием электронных клавишных завихрений, характерных для определенного периода Weather Report (о них приходится вспомнить и когда Iceberg начинают гнать такой себе вполне форматный для американцев фанки-фьюжн на Magic), но без присущей тем асфальтовой густоты звука, хотя в плане насыщенности с саундом пластинки полный порядок. Настроение солнечное, что вызывает, в купе с уже упомянутым обилием клавишных, воспоминания о лучших моментах творчества Return To Forever. В целом работа оставляет весьма приятное впечатление, хотя это уже более стандартный фьюжн, без скидки на национальный признак.
В 1978 году группа выпустила концертный альбом Iceberg en Direct, а после этого, в 1979-м - свою последнюю студийную работу Arc-en-ciel. Первое, что приходит на ум, слушая эту пластинку - лидер группы и гитарист по совместительству Сунье решает все время сложную задачу, кем же ему быть Элом ДиМеоллой или, все-таки, Джоном МакЛафлином. К сожалению, практически весь хронометраж и посвящен этой звенящей трагедии: такое ощущение, что инструментальный акцент мощно смещен в сторону гитары от равновесия с клавишными. В остальном же, пластинка вполне удовлетворяет несложным требованиям к музыке, чтобы теоретически являться вполне востребованной народом. Тем более, что подобная солнечная, латино-повернутая музыка в те годы должна была пользоваться большим спросом. Однако, в силу какой-то изоляции, коллектив так и остался недооцененным и известным только в кругу интересующихся испанским джаз-роком людей.