Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: 80-е в шведском прогрессиве

Oct 28, 2008 17:40


История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
80-е в шведском прогрессиве

Вообще, середина 80-х в Швеции с точки зрения прогрессива было очень скучным временем. Как и в целом по всему миру. Были, конечно, то тут, то там всплески весьма интересных групп (в Швеции, к примеру, это скорее Isildur's Bane), но в целом ситуация была не столько катастрофичной, сколько удручающей. Самой главной стилистической тенденцией шведского прога 80-х было, наверное, появление нео-прогрессива, что, как результат, привело к тому, что Швеция на сегодня приобрела статус поставщика вполне ликвидного товара, конечно, на любителя подобного рода вида музыкальной деятельности.
Одними из первых, кто приблизился к поднимающемуся уже во весь рост в те годы нео-прогрессиву со стороны Швеции была, наверное, группа Foundation со своим единственным альбомом, датированным 1984-м годом. Все для этого было там - и влияние Genesis, со всей присущей им театральностью, и драматическая мелодичность, и симфоничность, наполненная сочными и атмосферным клавишными и растянутыми гитарными соло, в отношении которых, кстати, вспоминается Энди Латимер из Camel. Да и вообще, в ряде мест музыканты явно пользовались в качестве ориентира для создания своей музыки творчество как раз Camel периода начала 80-х. Впрочем, кому-то может быть услышанного не хватит для того, чтобы назвать группу приспешником нео-прогрессива и это тоже понятно.
Еще одни знаковым моментом в развитии и существовании шведской прог-сцены 80-х стало появление супер-группы Triangulus. Супер-группа, в том смысле, что ее коллектив составляли звезды местной прог-сцены, такие, как гитаристы знаковой для рубежа десятилетий 70-х и 80-х симфо-проговой группы Ragnarok Питер Брюнгельсон и Дан Йонссон, виолончелист Уве Карлссон, игравший с группой Arbete och Fritid, барабанщик Хассе Бруньюсон из Samla Mammas Manna, Бйорн Йисон Линд и ряд чуть менее именитых музыкантов. И тут дело даже не в том, что музыку эта «гора» родила какую-нибудь выдающуюся, а просто в самом факте появления подобной «дрим-тим», что логически продолжало тенденции, которые наблюдались примерно в те годы на «большой» сцене прогрессивного рока. Впрочем, как и остальные подобные проекты, Triangulus просуществовали недолго и записали всего пару альбомов. Ну, а музыку они играли в соответствии со временем - от звучания King Crimson начала 80-х до пространного и атмосферного нью-эйджа. Порой даже получалось то ли оригинально, то ли нелепо - нью-вейвовские ритмы с электронными барабанами плюс синтезаторные гитарные штрихи в духе Белью, плюс какая-нибудь флейтообразная патока в духе world-мюзаковских заставок. Но, как если не памятник, то хоть небольшой столбик эпохе - вполне оправдано.
В плане остальной музыки, особых отличий от мировых тенденций тут не так много. Разве что волна панка и нью-вейва быстро спала и осталась скорее в областях более экспериментальных и эклектичных, зато, как это и можно было ожидать, эпоха возрождения гаражного рока в начале 80-х в стране, которая одна из последних удерживала флаг психоделической музыки, была очень и очень заметна. В середине 80-х началась безудержная волна популярности группу Roxette, что постепенно снесла голову даже отечественным школьникам, а ближе к концу десятилетия стали сильны более тяжелые металлические стили, хотя тут, конечно, конкуренцию суровым норвегам шведы составляли лишь номинально. Зато именно в конце 80-х, прямо-таки на рубеже десятилетий, именно в Швеции начнется большая эпоха возрождения прогрессива.

foundation, swedish progressive, triangulus, 80s

Previous post Next post
Up