История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Kraldjursanstalten
Шведский коллектив Kraldjursanstalten, образованный в 1977-м году в Швеции тремя парнями - барабанщиком с не самой шведской фамилией Михаэлем Максименко, а также братьями-гитаристами Стефаном (электро-гитара) и Томасом (бас) Агатонами. Эта троица решила, что то, чего натворили музыканты группы Captain Beefheart совершенно не достаточно для дальнейшей жизни, взяли за основу тот самый знаменитый «кривой» и ломаный психоделический рок знаменитых американцев и творчески его переработали, выпустив в 1980 году расширенный сингл под названием Fyra Nya Vitsar Med.
Вообще, та пластинка по сути состояла всего из 3-х композиций, каждая из которых с трудом превышала по длительности три с половиной минуты. Остальные три номера программы были и того короче, не достигая даже минутной длины, и представляли собой скорее экспериментальное баловство (или сконцентрированный вопль, наподобие того, что потом будут активно и мощней делать такие черти, как Anal Cunt, или гитарный рифф посложней, или вообще задом наперед исполненный музыкальный рисунок). В середине работы расположена кислотно-блюзовая и густая Fet Och Feg, но наибольший интерес вызывают скорее Det Löser Sig Atematiskt и Ta Över, в которых музыканты Kraldjursanstalten с удовольствием показали, как они умеют нервно ломать ритм, грязно громыхать гитарами в духе панков и вопить без всякого таланта, но с таким восторгом, что поругать их за это сможет лишь редкостный зануда. Плюс ко всему, Максименко устраивал такую плотную стену барабанных звуков, что многие пауэр-трио могли бы и поучиться. Единственный минус - все записано из рук вон плохо, но учитывая общую анархическую атмосферу музыки, плюс явное тяготение к безобразиям панков, это можно минусом и не считать.
Но, остановись они на этом, наверное, было бы все не так интересно. Чуть позже в том же году появляется полноценный альбом с агрессивной обложкой Voodoo Boogie, на котором музыканты двинулись дальше, но уже не по пути, указанном Captain Beefheart, а в сторону самого настоящего авант-рока и даже «рока в оппозиции» (RIO), тем самым приблизившись к своим землякам, но скорее не к ZMM, как, казалось бы, было логично, а к их более музыкально острым, резким и ехидным коллегам по ремеслу - группе Myrbein. Музыканты практически полностью избавились от четких форм (тем более блюзовых), четких ритмов, четких мелодий. Вместо этого всего появилась еще большая злость, порой даже бластбитная ярость, крики и авангард как в джазовой, так и композиционной форме. Стилистика группы повисла где-то между RIO образца ранних Henry Cow и шизанутых Etron Fou Leloublan, колючим нью-йоркским no-wave и необузданностью панк-музыки. Альбом оказался гораздо более целостным, звучал еще более плотней, порой достигая насыщенности хард-рокеров, вокала было много, но музыканты могли смело играть и целиком инструментальные места, а голос практически не мешал и даже заполнял всю картину нужным настроением.
А теперь две новости, хорошая - несколько лет спустя, обе работы группы были выпущены на CD, упростив тем самым поиски обеих пластинок. Плохая - группа так больше ничего и не записала с тех пор.
Алексей "Smarty" Петухов, сентябрь 2008
Обе работы доступны к скачиванию на
ftp жж-юзера
xpehob (сервис
xpehob-фрэндли!)