История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Шведская рок-музыка второй половины 70-х
Итак, Швеция, вторая половина 70-х. Основными тенденциями развития рок-музыки в этой стране оказалось резкое увеличение хард-рок групп. Некоторые, вроде безмятежных лоботрясов из Ruff & Fukt & Suck даже использовали и панковые элементы в своей музыке, но большинство находилось в русле основного течения, тщательно копируя достижения рок-музыки с Туманного Альбиона.
Взять тех же Rag i Ryggen, которые практически копировали британский хард-рок - лихо, со всеми нужными вещами - хаммондом, быстрыми барабанами, примоченные гитарами, чуточкой прогрессива, но не больше, чем в Uriah Heep. Эти и петь даже пытались иногда на английском. Равно как и суровые Epizootic или Solid Ground, также испытывавшие тяготение к стихам на неродном языке. Были и шведско-говорящие хард-рокеры, вроде группы Vatten с тягучей за счет блюз-роковости музыки, или Dunder, у которых проявлялись редкие, но интересные вкрапления фольклора. Был гитарист Томми Броман, игравший вообще-то в группе Levande Livet, а сольно исполнявший хард-рок с тенденциями и тяготением к поп-джаз-року.
В отношении более традиционного блюз-рока появлявшиеся во второй половине коллективы из этой музыкальной сферы отличались теми же устремлениями, что и прежде. Правда, чаще стали попадаться группы, которые не ограничивались одним этим стилем и приплетали что-то другое. Например, коллектив Konvaljen - слегка приправлял свою музыку джаз-роком. У проекта Peter O Ekberg & Atilla, записавшего несколько альбомов во второй половине 70-х, есть даже легонькая психоделическая черта и куча этнических моментов. Или там Norrbottens Jarn, игравшие приятный легенький поп-психо-блюз-фолк с политически острыми текстами на шведском. Кстати, была еще одна интересовавшаяся полическим аспектом собственных тем и стихов группа - Rockvattnä, но у этих блюз-рок вплетался в весьма плотный и серьезный прогрессив-рок.
Были и полее ортодоксальные около-блюзовые явления. Группа Solen Skinner, даже пыталась петь на английском, или товарищ Ола Магнелл со своей эстрадно-шлягерной версией блюз-рока, хотя и довольно-таки честной и без претензий. Но не всем удавалось записываться как следует. Многие записи даже того периода оставляют желать лучшего. Это касается таких составов, как Kung Tung, Blue Fire с их наивным полу-римейком Imigrant Song в первом же треке альбома, или Bla Schafe, которые играли слабенько записанный блюзо-прото-прог, очень уж ретро-образца, хоть и на шведском, чем, впрочем, в то время уже мало кого было удивить.
Что касается фолковых традиций, то они по прежнему были сильны, хотя и изрядно сдали свои позиции в пользу той же рок-музыки. Играли не только шведскую национальную музыку, как это делали, скажем, не надолго появившиеся в то время Norrlåtar, но даже и балканскую (см., а точнее, слушай Vargavinter). Впрочем, сторонники шведского фолка могли найти отдушину в творчестве коллективов других стилистик. Так, к примеру, фолк активно использовали даже в группе Mixed Media, в целом игравшие симпатичную поп-музыку на шведском, чего уж говорить о коллективах, специализировавшихся на более сложной музыке.
Что касается более прямолинейного рока, то можно отметить такие группы, как Broderna Lonn, которые делали рок-версии различных песен времен 30-х/40-х, сохраняя их мелодическую и гармоническую основу. Вспыхнул в те годы на некоторое время и довольно очаровательный коллектив Drömpojkarna, с милыми мелодиями, легким подходом к музыкальной жизни и единственным минусом - они уделяли больше внимания текстам, чем проработке инструментальной составляющей. Появился и очень интересный проект Anna Själv Tredje - психоделический, пост-краутовый электронный дуэт Ингемара Люнгстрема и Микаэля Боэна с явным влиянием немецкой школы электронной музыки. Многое у них позаимствовано из того, что делал Клаус Шульце. Проект появился еще в 1976 году, выпустил альбом в 1977-м и продолжал экспериментировать вплоть до 1979-го, после чего музыканты начали играть в разных синти-поп/пост-панковых коллективах. А так, были и не совсем оригинальные Linus & His Band с тяготением скорее уже к глэму и мейнстримовому року в плане стилистики и английского языка. Много чего было, на самом деле, не все достойно такого уж внимания.
Симфонический прогрессив и просто прогрессив-рок в то время чувствовал себя достаточно сносно. Старые и большие коллективы были еще на плаву, хотя и подвергались процессу гниения в силу оттока внимания от подобных жанров в конце 70-х. Появлялись и новые группы. Хотя, большинство из них, не продержалось и двух лет. Была группа Figaro, которая играла веселенький симфо-прог на шведском, с высоким голосом и «талловской» флейтой, ничего сложного, впрочем, они не показывали, да и испытывали сильный крен в сторону хард-рока и блюзовым гитарным соло. Особой виртуозностью не обладала и группа Järngustav со своим прогрессив-роком, не далеко ушедшем от истоков и хард-рока. Наиболее приятное впечатление, кроме тех групп, о которых был уже рассказ ранее, оставляла довольно плотная симфо-прог группа Nebulosa, певшая на шведском, несмотря на инструментальный характер почти всего материала, целостного, порой даже до хард-роково жесткого, но с прог-роковой ритмической изощренностью. Эти были интересны своей стилистической непредсказуемостью и жанровой эклектичностью.
Традиционно полный порядок был с джаз-роком и фьюжном. Постараемся ограничиться лишь перечислением достаточно интересных новых групп, появившихся в тот период. Spjarnsvallet - чудесный проект с участием трубача Бенгта Бергера, игравший замешанный на психоделичной репитативности и фолковых традициях авант-джаз с человеческим лицом. Wasa Express играли джаз-рок на стыке с прогрессив-роком. Или, как они сами считали, «психоделически джазовый транс» с психоделией в весьма пространных клавишных и роковой мощью ритм-секции, чем-то сильно напоминающей Mahavishnu Orchestra, только с небольшим налетом «солнечности» Return to Forever. Была чудесная фьюжн-группа De Gladas Kapell, где играл Косте Апетреа, исполнявшая симпатичную, местами прямо-таки напористую музыку, в лучших традициях классического фьюжна.
Вызывает пристальное внимание и очень интересный около-джазовый полу-экспериментальный проект по дикому скрещиванию фьюжновой гитары, академической ритмической сложности, буйности фри-джаза, фолковых мотивов и запповского едкого чувства музыкального юмора - группа Psynkopat. Практически все вещи у них - инструментальные, если не считать редких вокальных восклицаний. Чуть менее оригинальными были Måns Mossa со своим довольно легкомысленным, веселым и живеньким джаз-роком, с крепким фанковым элементом в ритм-секции, плюс небольшой толикой прогрессив-рока в некоторых наиболее развернутых гитарных партиях. Но эти были без претензий, в чем и заключается самый главный плюс группы - свое дело они делают на отлично, но не откусываю кусок, который не могут прожевать. Можно вспомнить также и Pondus - довольно приятный и умелый фьюжн коллектив, который не стеснялся своей вторичности. Большая часть музыки - инструментальная, но, если поют, то делают это как на шведском языке, так и на английском, впрочем, эти интересны в первую очередь своей виртуозностью. В этом плане могут считаться одними из лучшими представителями фьюжна из Швеции конца 70-х, к сожалению, один альбом.