История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Шведская рок-музыка первой половины 70-х
Прежде, чем перейти к 80-м в шведской «прогрессив»-музыке, коротенько попытаемся остановиться на остальных явлениях 70-х. Да, конечно, большая часть известности того времени приходится на такие группы, как Samla Mammas Manna, Kebnekajse, Kaipa, Parson Sound, Algarnas Tradgard и прочие, но было, конечно много чего и за ними.
Во второй половине 60-х играли и битлз-подобный бит, например, The Mascots, очень много было популярных исполнителей, среди которых нужно вспомнить Пуха Рогефельда, так как он был один из первых, кто стал петь на родном языке, были и разные фри-джазовые формирования, вроде G.L. Unit, но особенно много было всяких психоделических и блюз-роковых коллективов и фолк-рока.
Особенно много было блюзово-ориентированных команд самого разного калибра и качества. Обо всех достаточно значимых психоделический явлениях Швеции начала 70-х, в принципе, было уже рассказано, стоит только упомянуть несколько подпольных по уровню записи и подходу к творчеству коллективов, вроде группы Sound Express игравших в конце 60-х густой блюз-рок на стыке с психоделией. Spilld Mjolk исполняли классическую андерграундную психоделию со всеми вытекающими. По уровню качества с ними могла “поспортить” разве что группа Telge Bluesorkester, но этих парней, игравших блюз, оправдывало то, что альбом они выпустили по мотивам концертного выступления.
Было много также более «чистокровного» блюза и особенно блюз-рока. Правда, мало кто выпускал больше одного, максимум, двух альбомов, поэтому обойдемся без дискографиий. Практически все коллективы отталкивались от наследия американского блюза или британского блюз-рока. Например, была такая группа Underground Failure, которая занималась тотальным копированием западной гитарной музыки (в основном штатовской) от блюза до фолк-роковых сонграйтеров. Коллектив Scorpion вообще даже пели на английском, исполняя вполне себе банальный блюз-рок/хард-рок. И они в этом плане были не одиноки в те годы. К примеру, Mendoza, игравшие смесь хард-рока и прото-прога, не только пели на английском, но и испытывали однозначное тяготение к британской музыке. Впрочем, у данной группы нет-нет, да проскакивает монотонная репитативность и в результате получается симпатично и лихо в плане мелодики и драйва. Из англоязычных стоит упомянуть еще коллектив Neon Rosa, которые не стеснялись снимать песенное наследие группы Led Zeppelin, не теряя, по счастью, мощности оригинала. Впрочем, был блюз-рок и на шведском. Midsommar пели на родном языке, играя достаточно традиционный хард-рок с сильной блюзовой составляющей. Более-менее привычно играла и группа Levande Livet.
Определенную долю шведской рок-музыки составляли сольные проекты музыкантов из относительно именитых групп. Например, Ardy & Lasse - проект барабанщика Олы Брункерт, который играл в Ablution, Baltik, а также был сессионщиком группы ABBA. Коллектив играл весьма нестандартный блюз-рок/джаз-рок с обильными вокальными вставками и сэмплами, весело, оригинально, смело. Можно услышать и тяжелый блюз, и даже фанк.
На блюзовой основе строились и более легковесные конструкции, явно тяготевшие скорее к поп-музыке, чем к психоделии. Там также явно прослеживались иностранные музыкальные корни. Вот взять группу Sam Ellison - практически ничего общего со Швецией вообще не имеет, несмотря на наличие Бьорна Исона Линда в составе. Такой несколько разнообразный в сторону прото-прогрессива легковесный блюз-рок, опять же, на английском языке. Был также и весьма сомнительный в плане легковесности коллектив Dagens Ratt(переводится как «блюдо дня»), который заигрывал с поп-музыкой самого разного времени. Интерес может вызвать разве что шведский язык + кларнет. Близко как к облегченному варианту блюза, так и к самому откровенному попу. Однако, если отбросить всю вторичность и даже изредка попадающуюся глупость - получится вполне приятная музыка.
Были и практически КСП-шные проекты, вроде обильного на женский вокал и акустику Lopande Bandet с их легким блюзиком, или Томаса Эрнвика - блюзового музыканта, в основном гитариста, игравшего часто с периодическими заскоками в лубочную барочность и более удачным разворотом в блюзовую сторону. Этот тоже много пел на шведском и играл в основном на акустике - бас и электро-гитара в роли гостевых музыкантов. Но, по сути, получалось достаточно индивидуально. Были и группы, вроде Kaklatar, исполнявшие прямо-таки пошловатую музыку, с легким налетом фольклора и блюза. А еще одни авторы стихов на шведском - группа Elda Med Hons - в своей музыке использовали медную секцию, но тоже в каком-то кабацком варианте, что, несмотря на присутствие примесей фолк-рока, дало в результате весьма стандартные результаты.
Очевидно, что даже у чисто-блюзовых проектов на подсознательном уровне проскакивали фольклорные интонации. Однако, более осознанно, интересно и аутентично работали в этом отношении несколько другие ребята. Особенно на фоне всех знатно выделялся Йоаким Скогсберг, игравший интереснейший микс из северного мрачного, давящего монотонного фолка шаманского толка и небольшой примесью психоделичности. Это был один из самых радикальных видов оригинального психо-фолка Швеции и тем, кто в принципе интересуется подобной музыкой, послушать его работы просто жизненно необходимо.
Были и более «форматные» проекты, базировавшиеся на разных пропорциях поп-музыки, блюза и фолка. Gunder Hagg играли несколько «кривовато»-сыгранную поп-фолк-музыку, что придавало их творчеству несколько абсурдно психоделический налет. Был так называемый Hoola Bandoola Band, игравший такой себе бит-ориентированный фолко-поп с сильной долей кантри, задорный и веселый, но чертовски вторичный и шаблонный, несмотря на чудесный вокал на шведском и разнузданное и смелое фортепиано. Микаэль Рамель, начинавший еще в середине 60-х как музыкант в шведской группе Steampacket, сольно играл вполне милый фолк/блюз/рок-н-ролл на шведском. Кстати, во время выхода своего первого сольного альбома он был действующим членом Flasket Brinner. Ничем особо не выделявшиеся Growing Grass также умело балансировали на грани фолка и блюза, равно как и Hot Boys, которых вообще можно описать как местами сильно примоченный блюз-роком фольклор на шведском.
Особую позицию на фольклорной сцене Швеции занимают группы, которые по каким-либо причинам, исполняли музыку, основанную не на местных музыкальных традициях. Были, скажем, Handgjort, пытавшиеся исполнять индийскую музыку на индийских же инструментах, не очень психоделично, скорее в каких-то исследовательских целях, «пощупать» Ту Самую Музыку, очень актуальную на конец 60-х, начало 70-х. Эти писались на Silence. Коллектив Sevda вообще вон играли практически турецкую музыку, и при этом много общались с различными джазовыми музыкантами и мастерами психоделичности. Группа Opponer пошла более проторенным путем и стала исполнять фолк-рок с кельтским отливом. Впрочем, в их музыке нашлось место и для местного колорита, а также определенного налета психоделии, но, вообще, все так ненапряжно и рядом с мейнстримом. А вот для нас, русских, более интересны такие группы, как Sodra Bergens Balalaikor, суровые представители которой взяли в руки балалайки и запели по-русски. Получилось чертовски точно, хотя и не без акцента. Скажем, наши по шведски пели бы гораздо хуже. Русские балалайки использовали и музыканты группы Tillsammans, но эти как бы более эклектичны в плане этнических акцентов. Тут вам и средиземноморский бриз, и арабские вязи, и скандинавская монотонность, и мелодика поп-музыки. По слуху получилось примерно то, что сейчас называют барокко-поп (всякие там Fleet Foxes), только с более сильным географическим спектром впечатлений. Записывался толпой народу, работали на Silence, кстати. Очень и очень симпатичная группа.
В плане эклектичности хочется отметить также коллектив Telefon Paisa с отвязным вокалистом, очень уж смело и удачно скомпоновавшие свою единственную пластинку 1971 года. Да, преобладают блюзовые моменты, но они могут смениться практически прото-панковыми воплями, которые гармонично вплывут в легкий и минималистичный фортепианный строй, который, в свою очередь, разрешится вообще рок-н-ролльным стандартом с невнятным и нахальным бормотанием. Явное влияние британского прото-прогрессива, так как песни на английском. Кстати, в группе играл Джонни Мовинкель - музыкант групп Flasket Brinner и Atlantic Ocean.
Конечно, это тоже своего рода верхушка айсберга. К тому же, самое интересное в шведской около-роковой среде творилось в джаз-роке, о нем, а также о проявлениях прогрессив-рока и прото-прога в следующий раз.