Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Radiomöbel, Rävjunk

May 13, 2008 15:47

Сегодня о парочке "психов", появившихся на суд общественности в 70-х. Этакие мостики в разные жанры от первоисточников.

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.

Radiomöbel

Квинтет из небольшого городка Лунд на юге Швеции, известного тем, что это, по сути, городок университетов. Radiomobel записали всего два альбома в этой своей версии. Затем были и другие проекты, но, увы, ни один из них не получил должной популярности и, тем паче, денег. По составу группа ни чем не отличалась от обычной рок-группы, однако, исполняемая музыка слабо соотносилась с той музыкой, которая как раз обычная рок-группа в то время и играла. Грязный, лохматый психоделический рок, с изрядной долей кислоты, в чем-то напоминающий творчество британцев High Tide, только спетый на шведском и записанный в 1975 году, именно тогда вышла первая пластинка Tramsebox. Настоящий гаражный рок, исполненный так, будто музыканты впервые держат инструменты в руках, но при этом удивительным образом цитируя предшественников по стилю и восхитительно передавая наркотическую атмосферу, которая в то время незаметно улетучивалась из музыки представителей тех стран, в которых, казалось бы, будет жить вечно. Тексты песен, насколько позволяют судить дошедшие до нас отрывки переводов поклонников группы, всецело соответствуют исполняемой музыке. Тотальная психоделия с подключением космоса, бездны, любви и смерти. Все как полагается, будьте спокойны. Отличные продолжатели психоделических дел великих Algarnas Tradgard.
Второй альбом, появившийся в 1978 году под названием Gudang Garam стал более известным и доступным как в плане продаж (дебютная пластинка долгое время числилась в разряде «мечта коллекционера»), так и в плане изложения музыкального материала. Увы, звук группы несколько изменился, коллектив зазвучал «лучше», что губительно для такого рода групп. В группе появился мини-муг а также женский голос. Нельзя сказать, что такие изменения пошли на пользу. Да и, как показывает история, в плане выживания коллектива решения тоже не оказались такими уж живительными.

Rävjunk

Еще один коллектив, который своим появлением заявил о том, что годы психоделической музыки отнюдь не остались позади. Однако, к обычной «шведской» версии немецкого краут-рока Rävjunk прибавляли порой такие жесткие гитары и ритмы, что поздние аналитики шведской музыкальной сцены записали коллектив в число первых панковских формирований страны. Психоделия и панк... понятия, совместимые разве что на шведской земле. Коллектив появился в одном из музыкальных центров страны - городе Упсала. Изначально группа звалась Libbet Sväller и строилась вокруг певца Сёрена Андерсона. По крайней мере именно он собрал такой коллектив в 1970 году вместе с барабанщиком Питером Эриксоном, с которым подружился на заправке, и гитаристом Кристером Линдалом. Вскоре в группе появился и басист Ларс-Эрик Валлин.
Первые репетиции проходили дома у Сёрена, но, потом, когда музыканты решили, что дело идет, вроде бы, неплохо, нашли себе более подходящее помещение в центре города, разделив точку с группой Gudibrallan. Обе группы были примерно схожи по стилистике и вкусам, играли, в основном, каверы песен Black Sabbath и Джимми Хендрикса, немного пописывали и собственный материал, но больше любили просто играть импровизации, особенно, накачавшись пивом в ближайшем баре. Понятное дело, что «под мухой», музыкантом казалось, что у них получается очень здорово и как такую музыку не показать публике?! С тех пор начали выступать по местным барам, практически не выбираясь за границы города. Большей частью концерты происходили в смешанном составе, но, зачастую, под именем Gudibrallan, преимущественно потому, что у тех был записан студийный альбом. Много выступали на бесплатных фестивалях под открытым небом и различных встречах «альтернативной» сцены. Одно из таких мероприятий прошло в Слоттсбакене, на поляне перед замком недалеко от городской черты. Это было лето 1975 года. Концерт проводился одной из анархических организаций и проходил под лозунгом «Прекратите давить помидоры для соуса!». Музыканты как следует подготовились к выступлению, записав на кассету заранее звук поезда, едущего по рельсам и отыграли свою часть концерта в заданном этой лентой темпе. Тем временем, коллектив сменил репетиционную базу, переехав на переделанную под студию бывшую прачечную. Несколько лет безделья и безалаберности и вот начал вырисовываться первый альбом коллектива. Это был 1976 год. Группу переименовали в Rävjunk.
Название пришло в голову Питеру, когда тот пил свой утренний кофе. Оно ему очень не понравилось, и он воскликнул «Блин, кофе со вкусом лисьего дерьма!». Остальным показалось, что это неплохое название для группы («Лисье дерьмо»), так что решили так и поступить. Записывали альбом целой толпой. Был даже Хассе Бруньюссон - легенда шведского прогрессива. Он, вообще-то, должен был стать одним из музыкантов группы, да не сложилось! Писалось все на двухканальный магнитофон Revox A77 и микшер TEAC 8. Материал, по большей части, был записан вживую. Добавили только некоторые звуковые эффекты - постарался Боа Эриксон с местного радио, который, в принципе, и сводил альбом. Весь процесс записи музыкантам обошелся в 6000 шведских крон (или 700 евро, если считать на современную валюту). Деньги заняли у Мартина Хидена, который занимался звуком во время записи. Пластинку назвали Uppsala Stadshotell Brinner.
Первая сторона альбома представляет собой залихватскую смесь псих-рока, хард-рока, блюза, панка и прогрессив-рока. Несколько гулких моментов гитарного дроуна напоминают о немецких коллективах краут-рока. Все, впрочем, прекрасно объясняется тем, кто какую музыку любил слушать. Гитарист Кристер был фанатом Хендрикса, певец Сёрен - сторонником зарождающегося движения панков, басист Ларс-Эрик любил слушать группу Cream и подобный блюз-рок, в то время как барабанщик Петер был без ума как раз от разных немецких рок-групп, вроде Guru Guru и Can.
Пластинку выпустили «приватным» методом, однако, в прессе появились некоторые рецензии на нее, а одна из композиций (Nasten) попала даже в ротацию на шведское радио. Группа хотела двигаться дальше. Растущий интерес к творчеству таких коллективов, как The Ramones и Motor Head не прошел незамеченным, и двигаться было решено именно в эту сторону. Так что следующие три года прошли в создании нового, жесткого, панк-рокового настоящего группы. Для приведения звука к нужным нормам в коллектив взяли гитариста Хенрика Линда. Начали колесить по стране с концертами, выбирая, в основном, тюрьмы в качестве концертных площадок. Не забывали также и о том, чтобы выпускать свою музыку на виниле, но поклонники панка, в отличие от сторонников арт-рока, любили больше покупать синглы, вместо длительных альбомов, так что Rävjunk стали выпускать свои песни небольшими порциями, но чаще. А там пришло признание местных панк-групп, вроде Ebba Grön и P.F. Commando. Был также выпущен и EP под названием Rävjunk. Это был уже панк, правда, не без примеси прогрессив-рока. Во время одного из выступлений, к ним присоединился даже клавишник звездной шведской группы Kaipa Ханс Лундин.
Эти «прогрессивные» анахронизмы группу и погубили. Продажи синглов оказались достаточно низкими, а играть более «тупую» музыку парни не хотели. Так что, выпустив в начале 1980 года последний свой сингл, группа распалась, на века оставшись в памяти мостиком между повальным увлечением альтернативной психоделической музыкой и движением панков.

swedish progressive, 70s, sweden, ravjunk, radiomobel

Previous post Next post
Up