История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Итак, начинается вторая половина 70-х. Время для прогрессив-рока, прямо-таки скажем, не самое важное, однако, в Швеции тенденции первой половины прог-десятилетия продолжают работать, прибавляя в качестве записи и вбирая в себя все интересное, что творилось на Туманном Альбионе. Появляются новые коллективы и новые альбомы. Сегодня речь о некоторых из них.
Ragnarock
Коллектив Ragnarock продолжает богатые инструментально-рок-прогрессивные традиции Швеции, заложенные еще Бо Хансоном в конце 60-х/начале 70-х и подхваченные целым рядом интереснейших групп. Первый альбом группы, появившийся в 1976 году под названием Ragnarock представляет собой как раз такой обильно пропитанный идеями материал, основанный на взаимосвязи двух гитар и клавишных, с периодическим подключением флейты. Присутствует также и легкий налет джазовой музыки. Местами материал замечательно отражает основную характеристику национального прогрессивного рока - «красиво, но холодно».
В группу входило пять человек - гитаристы Дан Содерквист и Питер Брюнгельсон (который иногда брал в руки бас-гитару), клавишник Педер Набо, умевший неплохо играть также на флейте, а также барабанщик Томас Вигерт и саксофонист Кьель Карлгрен. Так вот, прежде чем приступить к записи второго альбома, парочка музыкантов (а именно Брюнгельсон и Вигерт) поучаствовали в жизни группы Kung Tung, специализировавшейся на исполнении хард-рока. Так что, когда пришло время для записи пластинки 1979 года Fjarilar I Magan, те так поднаторели в исполнении жесткой рок-музыки, что это тут же отразилось на новом материале, а точней, на звуке, в котором он исполнялся. Впрочем, критикам и поклонникам это только понравилось и они признали эту пластинку сильнейшей в творчестве коллектива. Альбом вышел на Silence, равно как и остальные две пластинки коллектива, которые называются Three Signs и Fata Morgana и были выпущены в 1981 и 1983 годах соответственно. Особого ажиотажа они не вызвали, однако свое получили.
Folk och Rackare
Вообще, все началось в 1970 году, когда Карин Кьельман и Ульф Грувберг познакомились на одном местном фольклорном фестивале. Их объединяла любовь попеть и поиграть на гитаре, а также страсть к различного рода национальной музыке, будь то родная шведская или даже англо-саксонская. Они настолько серьезно подходили к этому вопросу, что вместо репетиций, проводили кучу времени в изучении теоретических основ фольклорной музыки, а также добывали старые записи различных народных песен. Видимо поэтому формирование группы, а также выпуск первого альбома, было так затянуто. Первая их пластинка появилась только в 1974 году под названием With Roots in the Middle Ages. Наверное, очевидно, в какой стилистике он выдержан. Так оно и есть, все исполнено при содействии голоса, акустических гитар, да разных свистулек, банджо, скрипок, барабанов и прочей снеди. Строгая фолк-музыка, практически без примеси чего-либо постороннего, скоропортящегося. Альбом был записан дуэтом. Чуть позже они встретились с еще одним мультиинструменталистом - Йорном Йенсеном. С ним они пересекались по местным клубам, где им приходилось выступать, пока все трое не решили объединить свои усилия. Формально, он, конечно, появлялся у них еще на первом альбоме, но тогда он числился там в качестве приглашенного музыканта. Не лишним будет отметить, что Йенсен по национальности норвежец. Интересно, что формирование Folk och Rackare закончил приход в группу еще одного выходца из Норвегии, хорошего знакомого Йорна - Тронда Вилла. Вилла также пел и играл на всевозможных струнных инструментах. Таким образом группа стала шведско-норвежской с ровным географическим делением. Впрочем, группа считается определенно шведской, так как базировались все в Швеции и в консервативно настроенной Норвегии практически не играли. Музыка, которую они исполняли вместе, несколько ушла от чистокровного фолка в сторону модной на тот момент смеси, характерной скорее для Fairport Convention. Песни строились на фольклорной основе, из которой брались мелодии и адаптировались на более современный лад. Плюс очень много и очень хорошо пели. Таким образом, Швеция заполучила еще одну интересную фолк-рок группу, отличавшуюся, впрочем, от тех же Kebnekaise тем, что последние тяготели к более плотному звуку и продолжительным концертным импровизациям, в то время, как для Folk och Rackare было важно передать мелодическую красоту национального колорита. Группа выпустила 4 альбома (если не считать первого, записанного дуэтом), половина из которых появилась на Sonet, половина - на YTF.
Atlas
Группа Atlas появились в 1974 году в городе Мальмё, однако долгое время не могла записать пластинку, катаясь по фестивалям и выступая в местных клубах. Лишь только 5 лет спустя, в 1979 году, на Bellatrix появляется из первая и последняя пластинка Bla Vardag. Зато какой это альбом! Поклонникам группы Camel, Focus и прочих симфоническо-прогрессивных коллективов, строивших свою музыку на обилии самых красивых в мире мелодий стоит потрудиться найти их работу, так как несмотря на относительную вторичность (особенно для второй половины 70-х) исполняемой музыки, работа получилась прекрасной, качественной, одной из самых сильных и интересных (да-да!) в симфоническом прогрессиве того времени. Состав группы классический, разве что сдвоенная позиция клавишника несколько выделяется, ну, да это и из самой музыки слышно.
Blakulla
Коллектив Blakulla, появившийся еще в первой половине 70-х, относится к числу пионеров шведского прогрессив-рока на симфонической основе на ряду с такими группами, как Atlas, Kaipa, Battre Lyss, Saga и прочих, успешно развивавших собственное видение подобной музыки, перерабатывая идеи англо-саксонских коллективов на собственный лад. Гораздо позже, в первой половине 90-х, подобная музыка станет базисом для становления целого поколения молодых шведских групп, которые стояли в авангарде возрождения всего прогрессивного рока. Группа Blakulla, игравшая достаточно плотную музыку, с громкими гитарами и электроорганом, вроде того, что делали ранние Deep Purple, выделялась на фоне остальных коллективов тем, что тексты песен им писали самые настоящие шведские поэты, а пел их высоким голосом Деннис Линдегрен, числившийся в группе вокалистом. Кроме него, в коллектив входили еще четыре человека - гитарист Матс Оберг, клавишник Бо Ферм, бас-гитарист Ханнс Ростарн и барабанщик Томас Ольссон. Именно такой состав пришел в 1975 году в полу-профессиональную студию, принадлежавшую лейблу Anette, чтобы записать одноименную с названием группы пластинку Blakulla. Вышедший альбом тут же назвали «утяжеленной версией группы Kaipa», что в то время звучало скорее как комплимент. Увы и ах, группа больше ничего так и не записала, однако, из-за этого недооценивать важность и значение данного коллектива и этой работы в частности, не стоит. Пока не было перевыпуска пластинки на CD, редкие копии уходили на черном рынке за баснословные для подобной музыкальной стилистике деньги.
Алексей "Smarty" Петухов, май 2008
по мотивам материалов progg.se и "Scented Gardens of Mind"