Nimal
Итак, в середине 80-х в музыкальной жизни Швейцарии происходят два события, давшие жизнь третьему. В 1985 году распадается, устав от безвестности и напрасных усилий группа Debile Menthol из Нойшателя, однако Жан «Момо» Россель, один из девяти активных участников коллектива, завязывать с музыкой не собирается (равно, впрочем, как и остальные творческие люди той группы) и создает собственную студию «Studio des Usines», где продолжает со своими друзьями эксперименты по сочленению несовместимых на первый взгляд стилей и пишет музыку для небольших кинолент. Вот так, собственно, и появился коллектив Nimal - супер-группа, собравшая в своих рядах целое созвездие авант-роковых музыкантов
, изначально бывшая, буквально говоря, сольным проектом Момо Росселя.
Именно Россель был автором всех композиций, ставших первым альбомом новой группы, пластинки Nimal. Более того, он сам и сыграл на почти всех инструментах, пригласив скорее в качестве знака дружбы остальных музыкантов, среди которых выделялись в силу своей знаменитости двое - барабанщик Пиппин Барнетт (участник целого ряда выдающихся групп, вроде The Ululating Mummies, The Orthotonics, Curlew и других) и виолончелист Том Кора (Skeleton Crew, Curlew и куча прекраснейших, совместных со всеми лучшими в мире людьми, дисками). Правда, Барнетт сыграл только на одном (первом) треке, а Кора на двух (Un Drame и Maligne), если не считать баса в Le Tram и даже вокала (!) в Dimanche. В Dimanche же можно еще отметить также сопрано саксофон Дидье Пьетона из Art Zoyd. Остальные же приглашенные люди - калибром, все-таки, помельче, но, в любом случае, все - интересные люди, знающие Росселя еще по Debile Menthol. Так что нет ничего удивительного в том, что первый альбом имеет очень много точек соприкосновения, в том числе и музыкальных, с творчеством той группы: ритмическая угловатость раннего Debile Menthol с беспокойной, тревожащей атмосферой «безумия на лечении» более позднего.
Через три года выходит вторая пластинка - Voix De Surface, на которой состав проекта резко сдал в количестве, но прибавил в звездности. Кроме Тома Кора и Пиппина Барнетта, на пластинке появились чудесный и влиятельный восточно-европейский аккордеонист Братко Бибич (известный, наверное, больше по своей группе Begnagrad) и еще один старый соратник по Debile Menthol, заправляющий теперь в L'Ensemble Raye - Жан-Венсан Угенен. И в этот раз все уже по честному - каждый участник коллектива не просто отрабатывает номер приглашенного друга, но - полноправный музыкант. Так что, если где-то услышите заявление о том, что это, мол, первый альбом группы, то скандалить не торопитесь, в этом что-то есть. Да и музыка получилась такая, что аж дух захватывает. Настоящая, гениальная, в меру сложная, в меру ритмичная, в меру мелодичная, выстроенная на фолковых европейских тенденциях в эстетике нескучного авант-рока. Несмотря на прямую наследственность относительно первого альбома, на лицо явная эволюция относительно всех аспектов творчества от расширения звуковой палитры (особенно ярко в глаза бросается введение в саунд аккордеона Бибича, тот еще музыкант, его не заметить вообще нереально сложно) до общего настроения музыки - теперь музыканты позволяют себе прямым образом баловаться, а учитывая состав, то вообще, все это порой напоминает удачный капустник, интересный не только самим участникам, но и слушателю. Центральная работа всего проекта. Шедевр.
За одну такую работу уже в пору памятники ставить, не задумываясь, а они записали еще один диск. Называется он Dis Tanz 1992-го года. Правда, назвать его полноценным не так-то просто. Дело в том, что он записывался уже в качестве трио - Момо Россель, Пиппин Барнетт плюс Братко Бибич. Соответственно, несколько урезанным оказался и звуковой ассортимент, что незамедлительно сказалось и на гамме настроений. Все-таки, эмоциональность виолончели Тома Кора замене никаким образом не подлежит. Однако, унынию предаваться тоже нет смысла (особенно тем, кто сильно полюбил звук и творчество Бибича). То, что получилось - получилось просто отлично. Стилистически это вновь ритмически угловатый авант-рок, выросший из изящества фолк-музыки. Замечательное завершение творчества коллектива, так как на этом музыкантам заниматься проектом Nimal, видимо, надоело, и все разбежались по своим делам, конечно же, достойным не меньшего внимания.