L'Ensemble Raye
Полосатый рейс.
![](http://www.mp3sale.ru/imag_artist/img/12533.jpg)
Итак, в 1987 году Вуй и Угенэн основали коллектив l’Ensemble Raye. Их первый альбом Meme en hiver/Comme Un pinson dans l'eau появился на французском лейбле AYAA в 1990-м году. Пластинка имела два названия в силу того, что каждый из музыкантов сочинил ровно по половине альбома. Вот и решили, будет мини-двойная пластинка размером с один диск, но по логике включающая в себя два разных материала. Татьяна Хауптманн нарисовала на бумаги собственные впечатления от всех композиций, а в результате получился бесподобный буклет.
Кроме своих акустических гитарных «изяществ» и чудес, альбом также интересен своей атмосферной составляющей. Такую грань между открытой, экспрессивной музыкой и глубиной, задумчивостью и даже интимностью сложно где-то найти еще. А в купе с мощнейшим зарядом интеллигентности эта смесь вообще работает сродни «коктейлю Молотова» на определенно настроенные умы и души. Казалось бы, первая четырехчастная вещица Les quattre saisonniers смиряют слушателя с тем, что разговор, все-таки, будет вестись на поверхностные темы, отдавать этаким... если не весельем, то панибратством, и тут как снег на голову атмосферные осадки в виде, с одной стороны невероятно умиротворяющей и расслабленной, с другой стороны задумчивой и тревожной Amataie. Или как прикажете рассматривать мощнейшую по своему настроению Skeletom Fred? Нет, все не так просто, подобная музыка вряд ли отлично подойдет для каких-то радостных активных мероприятий, или обычного любования виртуозным владением инструментом. Она схватит слушателя за шкирку, и расскажет свой сон, хочет он того или нет. Различные акустические аналогии с выхолощенными фрипповскими «крафти» стоит, кстати, отвергнуть как неуместные и смешные. При всем уважении, чтобы выдать такую вещь, как Skaggae, нужно нечто большее, чем неимоверная скорость и точность. А во второй части и вовсе появятся атональные моменты, так что расслабиться, все-таки, не получится.
Глас критиков со всего мира на один голос восклицал только хвалебные слова. Однако местное швейцарское радио ни одну композицию на ротацию не взяло, так как «музыка коллектива не подпадает ни под какие категории». Альбом действительно содержал пьесы вне жанров или в неимоверных стилистических сочетаниях, например - скаги (смесь ска и рэгги) с уникальной, доселе небывалой звуковой палитрой на композиции Elle court, La basse-cour с целым курятником звуков по всем нотным фронтам, странными инструментами, вроде «музыкального ежика» и «педалефона».
Второй диск группы, озаглавленный как Quelques pieces detachees вышел в 1993 году, и снова иностранные критики объединились дабы сойти с ума от восторга.
Первое, что бросается в глаза на этом альбоме - это, конечно же, мощный хит Phare-Est, один из самых известных у группы. Впрочем, при более близком и долгом знакомстве с альбомом, приходит понимание, что диск, а особенно его первая половина, вообще богат на яркие и мелодичные вещи. Migrateurs - Проникнутая духом Ямайки и вновь вызывающая приятные реминисценции с гитарной чистотой и частотой фрипповских учеников. Более умиротворенная и не менее добрая Saggae aux Vents с очень приятной мелодией. Или веселая Oh! Arthur! (Pourvu Que Зa Dure!), которая замечательно подошла бы к какому-либо дурашливому скетчу или, вместе с Les Mysteres de Paris, не пропала бы на цирковой арене. Есть примеры и другой красоты - нежной трогательной, как в Die Kuh beim Frühstück, или по пиратски грозной Une colère bleue. С позиции авангардизма тут вновь особо ничего сложного нет. Если не считать изящных контрапунктов на гитаре в Ragn'rale и 1 pièce-cuisine.
В Италии группу сравнили с Penguin Café Orchestra; американский критик Питер Телен проникся тем, насколько Вуй и Угенэн смогли расширить возможности гитары и на какие высоты взобрались, что немедленно назвал диск в качестве крайне необходимых для прослушивания работ всем поклонникам гитары.
Все так и есть: группа творит чудесную, душевную музыку, которая напоминает о фильмах Федерико Феллини, музыке в цирке и воспоминания о детстве. Композиции обладают изощренным мелодизмом, интеллигентностью и изобретательностью, наполнены необычными звуковыми красками и неожиданными ритмическими изменениями.
Несмотря на то, что первые два альбома были полностью студийными альбомами, группа готовилась и к концертным выступлениям. Для этого музыканты взяли в качестве гостевых музыкантов саксофониста и кларнетиста Пьерра Кауфманна, а также канадскую мультиинструменталистку Ширли Анне Хофманн. Коллектив выступил с туром в Италии, где, вопреки финансовому кризису и общей неблагоприятной денежной ситуации, добились триумфального успеха у местной публики. Раздавались возгласы об их уникальной магии и магической уникальности, а l’Ensemble Raye окрестили как «один из главных музыкальных коллективов, пользующихся безоговорочным творческим авторитетом за последние лет десять». «Очень странно, но мы продаем больше всего дисков в Японии», рассказывает Ширли Хофманн, а Момо Россель добавляет: «композиции наши крутятся по радио в Бремене, в Италии нас обожают, а в Швейцарии мы все время слышим ‘Лично мне ваша музыка очень нравится, но вот наши слушатели хотят слушать то, о чем они говорят, а не то, что они вынуждены слушать’».
...окончание следует