Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Kaipa (II)

Apr 01, 2008 19:00

Начало тут.

Kaipa
Настоящая история с широко известными фактами и фрагментами, найденными в лабиринтах забвения.

Глава 5: В дороге


После того, как в декабре 1975 года появился первый альбом, группа Kaipa отправилась в большое турне по стране, состоявшееся весной 1976 года и быстро привлекшее внимание преданной толпы фанатов. Иногда группа играла днем в какой-нибудь школе, чтобы вечером отправиться в клуб или театр и отыграть там. На сцене Ингемар играл роль клоуна, шоумена, чтобы как-то уравновесить серьезность и сложность музыки почти что вагнеровской величественности. Репертуар группы состоял в основном из всех песен дебютного альбома и двух новых композиций, предназначенных для второй пластинки. Это были «Skenet Bedrar» и «Korstag». Обе имели возможность расширяться за счет импровизационных кусков.
Все вырученные деньги музыканты пускали на всякие полезные для группы вещи - новый гастрольный автобус, новое оборудование. Они продолжили репетировать каждый день, что позволяло им расти дальше как музыкантам и увеличивать сплоченность группы. Написание новых аранжировок для уже имеющихся композиций было так же важно, как и создание совсем новых песен. Никто из музыкантов не считал себя виртуозом, таким образом группа была вынуждена сконцентрироваться на очень тщательно продуманной музыке со скрупулезно расписанными партиями.
На репетициях частенько обсуждались детали партии ритм-секции нескольких новых песен. Этот постоянный перфекционизм неоднократно чуть не доводил группу до распада.
Кроме того, все время велись споры относительно того, кто главный в группе. В то время в стране витали с одной стороны абсурдные, с другой - несколько романтические идеи, основанные на том, что каждый может творить и играть музыку и никто не лучше или хуже своих братьев и сестер. Иногда, на концертах на сцену даже выходили люди из зрительного зала, думая, что они могут сделать музыку тем самым еще более прекрасной. Некоторые силы внутри группы были заражены теми самыми идеями коллективизма и настаивали на том, чтобы песни создавались общими усилиями, так как каждый в группе и поэт, и композитор. До некоторой степени это предположение верно, но только в отношении того, что касается аранжировок. Основная структура песни, мелодии, аккорды и слова в то время писались одним человеком.

Глава 6: Создание “Inget nytt under solen”

30 июня 1976 года группа Kaipa вновь отправилась в студию Marcus Music в Стокгольме, чтобы записать свой второй альбом. Закончен он был к 16-му июля. Лейф Мазес выступил в качестве звукорежиссера и со-продюсера. Оказалось, что это у него получалось лучше, чем у владельца студии Маркуса Остердаля, который работал с группой на первом альбоме. У Лейфа получилось воспроизвести в точности тот звук группы, который она хотела, настолько близко к их концертным выступлениям, насколько это только возможно. Сводили альбом в августе.
Группа решила записать все композиции, которые накопились у них со времени выхода дебютной пластинки. Практически все было написано Лундином и Столтом, кроме одной вещицы, написанной совместно Ройне и Ингемаром. В этот раз музыка была исполнена в еще более сложных аранжировках, усовершенствования касались также и в персональном вкладе каждого музыканта.
Первую композицию «Skenet Bedrar» длиной в почти 20 минут сразу исполнить не получилось, так что ее записывали в несколько заходов, в конце сведя все в одну финальную версию. «Korstag» - любимую песню поклонников группы на концертах, тоже, по структуре состояла из нескольких частей, так что ее позже Институт Музыковедения Швеции использовал в качестве иллюстрации сложной рок-композиции.
Во время записи Ханс расширил свой ассортимент клавишных за счет меллотрона и синтезатора Korg. Томас, наряду с привычным басом Rickenbacker, играл на гитаре Fender Jazz и использовал синтезаторный бас. Ройне играл на своем старом Gibson, а Ингемар в первый раз опробовал новую барабанную установку.
В качестве вступления к «Skenet Bedrar», группа использовала синтезаторный звук, пропущенный через стерео-flanger и добавила немного азиатских колокольчиков; все это записали, когда Лейф настраивал 24-трековый магнитофон. Ханс поверх потом записал арпеджио на своем синтезаторе Yamaha, а Ройне - на гитаре, пропущенной через «фазер»; в результате получились космические звуки, которые можно услышать в начале альбома.
Ханс спел первую часть темы, затем в середине пел Ингемар, а Томас проговорил свою партию в финальной части «Vilseledd». Явление меллотрона в «Korstag» предает композиции должное симфоническое звучание. Этот инструмент также можно услышать в «Skenet Bedrar» и «Inget nytt under solen». Инструментальную часть «Omsom sken» написал Ройне. Основной вокал и центральную часть композиции поделили между собой Ингемар и Ройне, в то время как Ингемар написал по-китайски звучащую последовательность в конце песни.
Группа выбрала порядок песен на альбоме, а в качестве картинки на обложке взяла фото NASA, на котором запечатлены астронавты в лунной вагонетке. Группа выбрала эту картинку из нескольких, предложенных на выбор. Ройне и Ханс хотели использовать рисунок Ройне, который был нарисован в духе того, что представлено на первом альбоме. Это было бы неким логическим продолжением. Но другие члены группы решительно запротестовали, так что в конце концов было выбрано это фото, не имеющего ничего общего с названием пластинки. Изменили также и логотип группы.
Среди людей, названных в списке создателей пластинки, значился некто Эуген Петрен, который попал на обложку благодаря «моральной и духовной поддержке». На самом деле такого человека не существовало, хотя в буклете можно найти даже его фотографию напротив имени. Это была такая шутка, стеб над музыкантами, которые посвящали свои пластинки неким духовным учителям, вроде Махариши. С подобным сатирическим оттенком это фото на самом деле отражает «единение со вселенной».
Название альбома отражает фразу, сказанную президентом Electra Карлом-Эриком Хьельмом, который во время встречи с группой обронил «Ничто не ново под солнцем». Группа решила вынести эту фразу в название альбома, как иронический комментарий по поводу их музыкальной эволюции. Таким образом они проводили линию от композиторов, вроде Баха к рок-группам, вроде Yes, означающую тщательно продуманную симфоническую музыку, нацеленную на выражение эмоций и ощущений в эстетике формальной красоты и мелодического превосходства. Однако сама группа Kaipa старалась дифференцировать себя от прошлых и настоящих музыкальных стилей, создавая собственную и оригинальную музыку, черпая вдохновение в прошлом, но при этом целясь в будущее.

Глава 7: Снова в пути.

После записи альбома, группа снова отправилась на гастроли. За следующий год они дали более сотни концертов, так как теперь они были очень востребованы на родине. Они были в турне на протяжении всей осени 1976 года, а также зимой 1976-77.
Альбом «Inget nytt under solen» вышел в декабре 1976 года и был с восторгом принят критиками. Музыку группы часто сравнивали с творчеством групп Genesis и Yes, что, впрочем, не удивило группу, уже все привыкли к тому, что критики любят новые записи сравнивать с чем бы то ни было. Однако же Kapia обладала собственным уникальным стилем и, если журналисты сравнивали их с симфоническим роком Yes, то это означало лишь то, что общего у них лишь влияние на творчество классической музыки. Второй альбом Kaipa доказывал, что все эти сравнения - занятие идиотское. Будучи столь воистину оригинальной, их музыка становилась невозможной для сравнения с какими-либо другими моделями. Альбом также достиг топ-50 в местных чартах, что, в принципе, было необычно для подобной музыки. По Скандинавии было продано 10 тысяч копий, за пределы этих стран альбом не вывозился.
Тогда же группа первый раз попала на национальное телевидение, где сыграла любимую толпой Korstag, плюс к этому они выступили на радио в Мальмо и Стокгольме. Вопреки своему плотному гастрольному графику, коллектив продолжал ежедневно репетировать. Томас и Ингемар съездили в Англию, где закупили новое музыкальное оборудование, в том числе и новый монтажный пульт и бас о двух гриффах, сделанный специально для Майка Рузерфорда из Genesis. Кроме того, в арсенале группы появились педальная панель Moog Taurus, а Ройне опробовал один из первых гитарных синтезаторов, который сделали Hagstrom/Oberheim и который уже был на вооружении у Френка Заппы. Ханс заполучил минимуг прямо с главного американского завода, плюс приобрел новый Polymoog.


...продолжение следует

swedish progressive, kaipa, kaipa story

Previous post Next post
Up