Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Vildkaktus / Contact / Midsommar /

Mar 11, 2008 18:00


История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Vildkaktus

Группа Vildkaktus была первой в Швеции, кто запел рок-музыку на родном языке. Да, то, что они играли, легко вписывалось в определение «прогрессивного рока», с небольшой долей джаза и фолка. Если кому-то интересно, то стилистику группы сравнивали с тем, что сделали на втором альбоме группа Traffic (флейта и саксофон были главными инструментами в исполнении мелодий, а в ритм-секции частенько звучали джазовые фортепианные аккорды). Группа записала три альбома примерно в одном достаточно меланхоличном ключе, так что если кто какой найдет - можно хватать сразу, не ошибетесь, правда первый считается наибольшей редкостью, оно и понятно. Называются альбомы следующим образом: Tidsmaskinen (1970), Vindarnas Vagar (1971) и Naten (1972). Первый вышел на MWN, второй на Polydor, а третий - на Ljudspar.

Contact

Удивительно, но, несмотря на всю новаторскую составляющую музыки группы Contact, они так и остались без должного внимания. А ведь их первый альбом Nobody Wants to be 16, появившийся в 1971 году и ныне уже ставший достоянием истории и радостных меломанов, продавших почку за эту редкость, был записан при прямом участи Кима Фаули, который написал даже пару песен для этой пластинки. В результате получилась странная смесь американского хиппи-рока, сыгранная на флейте, гитарах, перкуссионных инструментах и взращенная на сложной и холодной нордической земле со всеми вытекающим из этого фольклорным обликом. Впрочем, за год, прошедший до второй пластинки (Hom Kom Over Mon) изменилось много. Запели по шведски, стали чаще привлекать скрипки, да и стилистически сдвинулись дальше в сторону фольклора, иногда даже вкрапляя в собственные оригинальные композиции кусочки тех или иных народных преданий. Некоторые журналисты нашли в этом альбоме много общего с еще одной легендой начала 70-х - коллективом Vildkaktus, которые также писались в то время на том же лейбле MWN. Третий и последний альбом (Utmarker) группа выпустила в том же году аж на Polydor. Интересен факт, что тем самым группа повторила путь коллектива Vildkaktus от MWN до Polydor, который тот проделали на полгода раньше. Альбом был лучшим в истории группы в плане качества записи, однако в композиционном отношении группа сосредоточилась на написании песен, большое внимание уделяя политическому аспекту своих текстов.

Midsommar

Еще одна группа, рискнувшая в 1970 году петь на шведском. И еще один коллектив, выбравший темой для сочинения политический аспект социальной жизни страны и мира. Все это было бы ничего, но совершенно очевидно, что в данном случае пострадала музыка. Такое мы зачастую встречаем в таком явлении, как «русский рок». У шведов такое редкость, впрочем. Да и в этом Midsommar можно обвинить только в отношении первого альбома, появившегося в 1971 году на Moondisc, во время записи второго, музыканты поднажали в плане музыки, как результат - еще одна параллель со вторым альбомом (1968 года) группы Traffic, а также творчеством более близких географических соседей Burning Red Ivanhoe. Впрочем, до развала коллектива, который вскоре последовал, группа славилась все-таки своими шведскими текстами, а не музыкой.

Heta Linjen

Heta Linjen - это не чье-то имя, это просто «горячая линия», то есть группа, сменившая в своем составе в рамках двух-альбомов пол-Швеции. Первая пластинка - Heta Linjen - появившаяся в 1971 году на Odeon вызвала в статьях рецензентов сравнения с джаз-роковой психоделией VDGG, а также более стабильными и простыми Blood Sweat and Tears. Впрочем, там и на самом альбоме было не все так просто, очень много всего намешали. На второй пластинке Supershow вообще произошло смещение в сторону более джазовой музыки. Альбом вышел в том же году, но уже на Polydor и представлял собой некую пародию на большие, претенциозные теле-шоу. Впрочем, обозреватели отметили скорее самолюбование самих музыкантов, вместо заботы о своих слушателях. Группа тут же и развалилась.


Алексей "Smarty" Петухов, март 2008
по мотивам материалов progg.se и "Scented Gardens of Mind"

progg, swedish progressive, vildkaktus, contact, heta linjen, midsommar

Previous post Next post
Up