История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Arbete och Fritid
![](http://web.comhem.se/t.m.gartz/bandbild/aof_1.jpg)
Еще одни знаковые представители шведской полистилистичекой эклектики, смешивавшие в одном флаконе довольно обычные для того времени и места концентраты - минимализм Терри Райли, местный фольклор, гитарную психоделию и джазовые традиции. Отличие Arbete och Fritid заключается в том, что они подошли к этому делу скорее с стороны фольклорной музыки, да и потом принимали участие в ряде проектов именно фолкового уклона. Впрочем, не оставили без внимания и остальные компоненты. Особенно сильный уклон был сделан в сторону джаза, даже фри-джаза, так как основатель группы Рональд Кайсер, который собрал этот коллектив в Упсала в 1968 году, имел к тому времени за плечами довольно внушительный опыт исполнения именно
фри-джазовой музыки. Впрочем, в новой группе, название которой переводится примерно как «работа и отдых», он сознательно пошел именно на смесь различных непохожих друг на друга жанров.
По крайней мере, на дебютном альбоме группы, появившемся на Sonet в 1970 году под названием Arbete och Fritid была представлена именно подобная музыка. Отличным примером такое построения музыки служит титульная композиция, где на протяжении долгого времени музыканты исполняют различные джазовые импровизации на фоне монотонного статического аккорда. Впрочем, то тут, то там появляются различные вкрапления старого скандинавского фольклора. Более того, некоторые композиции вообще по сути - старые народные мелодии, исполненные на ряду с оригинальным материалом.
В 1971 году появился второй альбом - Andra. В принципе, он во многом напоминал дебютную пластинку, разве что в плане фолка новая музыка пересекла географические границы Швеции. Впрочем, в остальном - знакомая картина, по прежнему далекая от общих представлений о рок-музыке и интересующая до сих пор в основном почитателей психоделии и фолка.
Новшества начались с третьего альбома - Slottsbergets Hambo & Andra Valser, вышедшего в 1972 году, и касались они политической ориентации группы. Ориентация стала острой и выплескивалась посредством едких стихов, которые пел или читал Рольф Лундквист. В музыкальном плане журналисты обзывали стилистику пластинки «странной сатирической дадаистической смесью фолка, вальса, танго, джаза и даже рока». Стали использоваться фузз-примочки для гитары.
![](http://web.comhem.se/t.m.gartz/bandbild/aof_2.jpg)
Более ранней стилистике музыканты вернулись на совместном с Kustbandet альбоме Club Jazz 6. На долю Arbete och Fritid выпал двадцатиминутный трек, который начинается с медитаций в индийской стилистике, плавно перетекает в индийскую же рагу, чтобы затем закончиться уже в западных джазовых традициях.
Четвертый номерной альбом 1973 года - Arbete & Fritid, ознаменовал еще больший переход творчества к фольклору. В этот раз использовались музыкальные традиции самых разных европейских стран. Охваченным оказался практически весь континент. Впрочем, осталось место и для нескольких авант-джаз-роковых вещей и протестных песнопений.
Но, к тому времени, группу задумали покинуть отцы-основатели - Роланд Кайсер и Торстен Экерман. Последнее, где они отметились, были концертный альбом 1975 года Ur Spar и пластинка Маргареты Содерберг Karingtand того же года, где музыканты группы помогли записать ряд милых фольклорных песен, исполненных как а капелла, так и в под аккомпанемент старых народных инструментов.
Ушедших заменила пара музыкантов из Trag, Gras och Stenar - Томас Гарц и Торбьорн Абелли, превратив коллектив в последнюю настоящую хиппи-группу страны. По всем законам жизни и творчества хиппи, весной 1976 года группа отправилась в деревню, где провела три месяца. В результате у них получилось два с половиной часа музыки, которая была использована в качестве материала для экспозиции картин в восьми комнатах. Инсталляция называлась Se Upp For Livet и была посвящена всем этапам в жизни человека: от его детства до полноценной взрослой жизни (в основном сексуальной и политической). На основании этих записей в 1977 году появился двойной альбом Se Upp For Livet. Стилистически группа заиграла музыку более характерную для хиппи-группы, плюс появилось тяготение к современного легкому року, да и избавиться от авант-джазового прошлого полностью не вышло.
В том же году появилась совместная пластинка со скрипачом Андерсом Розеном Sen Dansar Vi Ut, содержащая различные фолковые танцевальные вещи и музыку более легкого характера. Последний альбом группа выпустила в 1979 году и назывался он Hall Andan. Напоследок музыканты решили несколько вернуться в прошлое и записали пластинку с деревенской народной музыкой, разнообразив ее различными импровизационными делами и исполнив большую часть композиций в весьма агрессивной манере.
Алексей "Smarty" Петухов, февраль 2008, по мотивам Scented Gardens of Mind