Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Trettioariga Kriget

Dec 19, 2007 18:12


Всячески иллюстрированная история шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Trettioariga Kriget


Группа Trettioariga Kriget (переводится как «Тридцатилетняя Война») была сформирована в 1970 году в городе Сальтсёбаден, который является практически морским пригородом Стокгольма. Парнишкам было тогда где-то по семнадцать (практически все музыканты коллектива родились в 1952-53 годах) и все они все еще учились в школе. Вот как раз школьные подмостки и стали основной репетиционной базой и стартовой площадкой группы.
Первый состав коллектива включал в себя аж шесть человек, треть из которых была барабанщиками. Важно тут, что с самого начала в группе числились Поке Орстрем и Стефан Фредин (бас и вокал), которые играли в предтече Trettioariga Kriget - школьной группе Erkson Drive Car; Даг Лундквист (барабаны и скрипка) и Олле Торнвалл. Последний стал освобожденным от всех музыкальных инструментов поэтом группы, хотя по началу играл на гармонике и, иногда, на гитаре, где-то до 1972 года, к тому времени неуказанные музыканты и Орстрем коллектив покинули, но зато пришел гитарист Роберт Зима, австриец по происхождению, их ровесник. Он же стал и главным штатным певцом, хотя практически каждый в коллективе умел петь и старался продемонстрировать это при каждом удобном случае.
Таким образом, группа превратилась в квартет, хотя по сути играли на сцене только трое - барабанщик, гитарист и басист. Это немного не удовлетворяло требованиям и ожиданиям самих музыкантов и они начали прослушивания в поисках еще одного гитариста, естественно талантливого и одаренного. Лучшим среди всех прибывших оказался Кристер Окерберг, кстати, единственный музыкант коллектива, выросший за пределами Сальтсёбадена, впрочем, все равно их ровесник.

Это произошло летом и коллектив дружно принялся готовить музыкальную программу. Большую часть материала приносил Стефан Фредин, в то время, как основным аранжировщиком, а также человеком, ответственным за продвижение группы, числился Лундквист. За год с половиной упорного труда коллектив выработал собственную концепцию исполнения рок-музыки, отличавшуюся от принятой в шведских музыкальных кругах того времени.
Группа выделялась среди всех мощным напором в подаче материала, а также весьма смелой трактовкой блюзово-роковых клише, частично позаимствованных с берегов Британии, однако весьма интересно поданных, с зачатками прогрессивного рока в форме, а иногда даже и содержании. Но главное, что подкупало - их неуемный пыл в исполнении. Группа стала одной из самых мощных, ярких и интересных в стране в то время, хотя каких-то действительно сложных композиционных и ладовых структур на протяжении всего материала ждать не стоило, да и в плане соединения различных музыкальных направлений они проигрывали некоторым своим землякам, вроде Samla Mammas Manna или Kebnekajse.

К 1974 году группа получила контракт от CBS, нынче превратившаяся в Sony Music. Кроме того, коллектив заполучил в собственное распоряжение целую комнату для репетиций. Естественно, это было помещение, бывшее прежде залом для танцев, находилось ниже уровня пола, так что полный «андерграунд» у группы был обеспечен. К слову Grunden, как они называли свою базу, на долгое время стала прибежищем группы, практически до ее распада.
В том же году, в честь таких событий, музыканты записали и выпустили свою дебютную пластинку с одноименным с названием группы заголовком Trettioariga Kriget.
Это произошло осенью, работу должным образом оценили в прессе и коллектив отправился на гастроли по стране и даже несколько раз выступил на шведском национальном радио.
Тем временем подоспел и второй альбом, записанный летом 1975 года под названием Krigsseng. Однако в продажу он поступил лишь в начале следующего года. Пластинку окрестили шедевром, по большому счету из-за пролонгированной на всю вторую сторону диска длинной сюиты Krigsseng 2.
Концерты продолжались и продолжали. Однако за пределы страны коллектив выбрался лишь к октябрю 1976 года, когда поехал в тур по Британии, посетив кучу городов от Лондона до Кардиффа, захватив Уэльс и Шотландию. Выступления посетителям скорее нравились, чем нет, а культовый журнал Melody Maker огласил свое решение признать шведский коллектив «самой многообещающей группой на 1977-й год». Больно уж журналистом понравились их «захватывающие и увлекательные песни», а также необычайный уровень ярости исполняемого материала. Впрочем, это не помешало шведскому подразделению CBS дать группе мощного пинка под зад в силу того, что, якобы, они не увидели общественного признания за границей страны.
После этого Trettioariga Kriget выбрала своим выпускающим домом небольшой независимый шведский лейбл Mistur. Первый альбом, появившийся там, называется Hej Pa Er. Записан он был летом 1978 года в репетиционной комнате Grunden при помощи самого необходимого оборудования, которое принесли туда на время. К тому времени, в группу вступил так же клавишник Матс Линдберг, игравший также и на саксофоне.

Как это ни парадоксально, такой бюджетный подход не отразился на результате. Более того, на тот момент пластинка стала самой ходовой в истории группы, да и журналисты с удовольствием отмечали этот релиз самыми приятными оценками. Впрочем, стало очевидно, что тем самым музыканты начали продвижение к более упрощенным песенно-ориентированным стилистикам, тем самым закрыв трилогию, начатую первым альбомом, где они экспериментировали с формой.
Стартом новой формации можно считать пластинку 1979 года под названием Mot Alla Odds, также записанную в Grunden. Впрочем, коммерчески начало новой страницы в истории выдалось отвратительным, пластинка провалилась, за исключением, разве что, нескольких моментов, в том числе и титульной композиции, пользовавшейся относительным успехом. Плюс ко всему, это последний альбом, где пел Роберт Зима, который ушел из группы осенью 1979 года, передав полномочия вокалиста Стефану Фредину.
В 1980-м году группа посетила датский фестиваль Roskilde и продолжила свою активную концертную деятельность по Скандинавии. Тогда же музыканты записали последний, как казалось, альбом под названием Kriget, который так же, как и предыдущий релиз, не произвел фурора. Музыканты не выдержали такого спада популярности и в 1981-м году распались. Впрочем, музыкальную карьеру почти никто не закончил.
Стефан Фредин и Олле Торнвал собрали собственную группу Fredin Comp. Даг Лундквист присоединился к синтезаторному дуэту Адольфсон-Фальк, а также продюссировал кучу местных групп и руководил студией в Стокгольме Decibel Studios. Кристер Окерберг записался с блюз-роковым коллективом George T Rollin Band, впрочем, потом-таки, с музыкой завязал. Торнвалл плюс ко всему выпустил парочку книг. Роберт Зима устроился в группе In Case, специализировавшейся на каверах. Матс Линдберг устроил клавишный дуэт с Поке Орстремом под названием Tredje Mannen с которым выпустил целых три альбома, а также подрабатывал в музыкальном театре. Даг Кролунд также ушел в театральный мир.

Впрочем, это не конец истории. Перенесемся в 1992 год, когда Фредин, Зима и Кролунд отыграли акустический концерт в честь перевыпуска на CD пластинки Krigsseng. Это дело всколыхнуло в памяти прежние чувства и в 1996 году мы все заполучили настоящий концертный реюньон группы в виде пластинки Warmemories. Были проведены также еще два выступления в Стокгольме, для поклонников группы, заскучавших по своим любимцам.
Однако все это зашло еще дальше. Указанная троица плюс поэт Олле и Крис Окербек в 2002 году начали писать новый материал! Более того, когда оказалось, что результат нравится всем, пошли в студию, записывать альбом, где к ним присоединились и все остальные участники коллектива. Альбом назвали Elden Av Er (Пламя Лет) и выпустили его в январе 2004 года. Работа получила приятные рецензии и признание поклонников. Многие называли работу «лучшим реюньоном, когда либо происходившим в истории музыки».
В этом что-то есть, наверное, так как в том же году коллектив пригласили на большой фестиваль прогрессивного рока Progday в Северной Каролине. Кстати, это был первый случай за 30 лет, когда музыканты группы играли в чужой стране. Интерес к коллективу вызвал перевыпуск старых пластинок, а также приглашения группы на различные фестивали местного и континентального масштаба.

progg, swedish progressive, sweden, trettioariga kriget

Previous post Next post
Up