В профиль: Balanescu Quartet

Aug 22, 2007 21:35


Balanescu Quartet


«Форма струнного квартета не меняется уже более двухсот лет», считает Александр Баланеску, «однако формат может меняться бесконечно». Уж кто-кто, а он о гибкости струнного квартета знает не по наслышке. За его плечам опыт работы с Майклом Найманом, Кейт Буш, группой Pet Shop Boys. «Мы искали новое поколение композиторов, но не могли их найти. Тогда мы подумали, а зачем нам вообще ограничиваться так называемой серьезной классической музыкой?»
Александр Баланеску родился в Румынии, в семье учителя. В 1969 году его семья сбежала от режима Чаушеску в Израиль. На скрипке он учился играть в Нью-Йорке и Лондоне. В Лондоне же он присоединился к Arditti Quartet, работавшими с новыми композиторами и исполнявшие около сотни новых произведений в год. «За три года, что я провел в этом квартете, мне пришлось играть музыку Лигетти, Ксенакиса, Картера и прочих подобных композиторов. Сколько же я тогда всего выучил! Однако самое важное, что тогда я понял, так это то, что эта форма современной музыке не интересна никому, за исключением узкого круга людей. Самое обидное, что большинство из них - сами же композиторы, музыканты или критики! Так что я решил уйти из квартета, чтобы организовать новый, который бы мог похвастаться бОльшим взаимодействием с публикой».
Будучи увлеченным джазовой музыкой, а также творчеством композитора Майкла Наймана, написавшего музыку для многих фильмов Питера Гринэвея, в 1987 году Баланеску организовал свой собственный квартет. Кроме самого Александра, в него вошли Клэр Конорс (скрипка), Билл Хокс (альт) и Ник Прайс (виолончель). Вскоре они стали плотно работать с Наймоном и Гэвином Брайарсом. На выступлениях они обряжались как попало и использовали усилители. Народ на их выступления валил толпой. Первое столкновение с настоящей поп-культурой произошло уже в 1989 году, когда Нил Теннант из Pet Shop Boys нанял квартет для исполнения Веберна, Стравинского и Шостаковича во время турне группы, а потом попросил помочь с аранжировкой «October Symphony». Позже квартет играл с Кейт Буш, лидером группы Lounge Lizards Джоном Лури и основателем группы Talking Heads Дэвидом Бирном. Баланеску хотел двигаться гораздо дальше, чем это сделали Найман и Брайарс.
Возможности для этого выросли после того, как Баланеску обратился к музыке группы Kraftwerk на своем альбоме 1992 года Possesed. «Мне казалось, что это было важное имя в новой музыке. Кроме того они были композиторами электронной музыки, вроде Штокгаузена и Берио. На самом деле я считаю, что музыка Kraftwerk более мощна сама по себе, чем творчество Штокгаузена, так как она проще. Kraftwerk обладали громадным звуковым миром. Они не работали ради творчества, они были комментаторами современной жизни. Их музыка тесно связана с идеями, витавшими в обществе в то время и это меня действительно привлекало».
Клэр Коннорс получила задание переаранжировать хиты Kraftwerk «The Robots», «The Model», «Autobahn», «Computer Love» и «Pocket Calculator» для струнного оркестра. «В них есть классическое качество. Они механистичны с точки зрения гармонии и мелодической структуры. А струнный квартет сам по себе очень хорошо настроенный механизм. Я не хотел использовать каике-либо электронные приспособления, чтобы воспроизвести их звук. Нам нужно было создать особый подход, найти новые звуки, чтобы перевести эту музыку на язык струн. Мы хотели подчеркнуть жесткость их звука и не потерять их романтическую сторону».
Альбом дополнили композиция Дэвида Бирна «Hanging Upside Down» и три собственных композиции - Possessed, Want Me и No Time Before Time. Работа вышла в сентябре 1992 года и объединила общество музыкальных критиков популярной и классической музыки, как, собственно, и предполагал Баланеску. «Да, Баланеску не первый поженил современный звук и более замысловатые формы, но он сделал это наиболее красочно», написал NME. «Электронные формы Kraftwerk без проблем впрыгнули в формат камерного оркестра со всем полагающимся изяществом», соглашался The Guardian. В мае 1993 года квартет выступил с этой своей программой в Лондоне, в Queen's Elizabeth Hall. А после того, как все это понравилось самим немцам из Kraftwerk , было проведено совместное выступление на фестивале в Линце в 1993 году.
Гастрольное расписание привело квартет обратно в Румынию, где идея нового альбома созрела и обрела форму в голове Баланеску. «Luminitza» означает «просвет» на румынском. Именно такое впечатление произвела на Александра его старая родина. И именно это увидел он «пробивающимся лучиком надежды в тьме все еще покрывавшей страну тьме, еще не схлынувшей после тоталитаризма Чаушеску. Все началось с сильного, но не четкого желания рассказать о том, что творилось в Восточной Европе. Чем больше я старел, тем больше я понимал, сколь многим я обязан этой части мира. Когда мы приехали выступать в Румынию, это было еще трудней сделать даже чем до так называемой революции. Не хватало буквально всего - еды, электричества, иногда даже воды. Инфляция была просто фантастической. Ситуация была еще и запутанной, так как Чаушеску застрелили. Его не судили и люди поэтому не знали, что творится на самом деле. Не было там никакого очистительного процесса или катарсиса».
Альбом «Luminitza» был выпущен в январе 1994 года. Практически все композиции были написаны участниками квартета и эмоционально подпитывались от национальной румынской музыки, опираясь на разработанную во время работы с Kraftwerk исполнительскую технику. Тематика альбома опиралась на отсылки к истории гнета, которая до сих пор расцвечивает румынское искусство. «Есть одна народная история, проводящая аналогию между смертью и свободой. Философия такова: будь как ива. Когда дуют ветры - прогибайся. Очень фаталистическая философия. В Румынии черное одевают, когда кто-то рождается, и белое - когда кто-то умирает. Жизнь - это страдание, а смерть - свобода от мук. Режим Чаушеску похоже на зерно, глубоко проникшее в почву повседневной жизни». Результат снова сыграл глубоким аккордом по сердцам слушателей. «Второй альбом Balanescu Quartet - грустный шедевр», констатировал NME. « Luminitza похож на изучение нового, богатого языка». «Кусок всепоглощающей эмоциональной энергии, нежной и красиво сочиненной», добавили журналисты The Wire.
В 1995 году квартет Баланеску выпустил еще парочку разных альбомов - собственная версия композиций Гэвина Брайарса Bryars: The Last Days: String Quartets Nos. 1&2 и совместная работа с современной психоделической спейс-роковой группой Spiritualized Electric Mainline Spread Your Wings. Джейсон Пирс, лидер этой группы, услышав альбом Possessed, решил, что они должны сделать тоже нечто подобное. «Тут очень много общего», сказал он, «Kraftwerk всегда играли душевную музыку, но созданную при помощи машин».
Александр Баланеску также работал над музыкой к фильму Филипа Хааса «Ангелы и Насекомые», основанной на повести Байатта. Для этого Баланеску расширил квартет до оркестра в 15 человек. Плюс к этому, ребята появились в паре эпизодов картины, одетые в викторианские костюмы. «Баланеску показал себя столь искусно прячущим свои намеки, что это прямо-таки незаметно!», писал Ikon, «в то время как сама музыка квартета невероятно утонченна, лирична и трогательна». В феврале 1996 года был выпущен альбом с этим саундтреком. А вообще, цель Баланеску - быть как у себя дома как в консерватории, так и на MTV.

Алексей "Smarty" Петухов, по мотивам официального сайта, август 2007

Тот самый альбом с каверами группы Kraftwerk выложил прямо-таки вот тут, правда, без бирновской вещицы, не влезла. :) Весьма оригинальное прочтение, прямо-таки скажем, не без юморка.

romania, balanescu, chamber-rock

Previous post Next post
Up