Varttina. Part I

Jul 18, 2007 21:14

Перевод, можно сказать, официальной истории группы. Источник - оф. сайт коллектива. Несет скорее историко-энциклопедический характер, но фоток много. Есть на что посмотреть. :) Разбил на две части, ибо "букав много".

Värttinä: Эволюция


Финский коллектив Värttinä известен в первую очередь своим уникальным вокально-инструментальным стилем, соединившим в себе традиционные финно-угорские вокальные элементы с оригинальными композициями и яркими представлениями на сцене. Их путь в пучине современной музыке - это сочетание древней финской поэзии, характерных вокальных гармоний, традиционного и современного акустического инструментального подхода, сложных ритмов, образных аранжировок, а также состава из трех вокалисток и шести музыкантов.
Как раз эти женские голоса и их гармония и выделяются обычно во всем творчестве группы, как при записях в студии, так и на концертах. Этот стиль Värttinä можно считать уникальным, однако он уходит корнями в песенное наследие финно-угорских народов востока - Карелии, Сету, Мари, Ингрии, Мордвы и прочих. Одна из ключевых особенностей этого стиля - использование максимально близких гармоний, настолько близких, что это необычно для неподготовленного уха западного слушателя.


В 1983 году небольшая группа молодых девчонок из Ряккилы, что в Карьяльском регионе Восточной Финляндии, начали репетировать и исполнять старые карельские песни. Это были сестры Сари и Мари Касинен и их мама - Пиркко. Они пели и сами подыгрывали себе на кантеле - национальном финском инструменте, похожем на цитру. То, что началось как увлечение, скоро превратилось в настоящую миссию - вернуть к жизни забытые народные песни Карьялы и показать их всему миру в новой форме. Скоро группа единомышленников разрослась до 21 человека - 15 певцов и 6 молодых музыкантов, играющих на аккордеоне, саксофоне, гитаре, контрабасе, скрипке и флейте. В поисках новых форм подачи своей музыки, ребята пришли к агрессивному способу вокалирования, граничащего с криками. Эта дерзкая особенность и привела к быстрой популярности у себя на родине.
Интерес к их музыке в Финляндии в ближайшие пять лет только рос, что привело в результате к концертным выступления по всей стране и двум альбомам. Первый, названный Värttinä, записан в Карьяле, на родине ансамбля, в апреле 1987 года. Он был выпущен на собственном лейбле и содержал национальные карельские песни, аранжированные в основном Сари Касинен. А агрессивные и яркие выступления, особенно на Фестивале Национальной Музыки в Каустинен в том же году, где их назвали Лучшей Группой Года, привели к тому, что альбом стал лидером на фолковой музыкальной сцене Финляндии.
Второй альбом - Musta Lindu (переизданный позже под английским названием Black Bird) был записан в начале 1989 года и вновь состоял из национальных карельских песен, в этот раз аранжированных Сари при поддержки других членов коллектива. Музыка в этот раз оказалась еще более смелая, местами исполненная не в самых обычных аранжировках. Может быть в этот раз альбом не был воспринят так тепло, как дебютник, однако он показал, что на сцене появилась бескомпромиссная группа, которая не собирается оглядываться на собственное прошлое, а вместо этого занимается поиском собственного способа вернуть к жизни национальную музыку.


В конце 1989 года тинейджеры из Värttinä достигли 20 лет и многие музыканты покинули коллектив. Некоторые вообще завязали с музыкой, некоторые пошли учиться в Академию Сибелиус, конечно же, на отделение народной музыки. Оставшиеся члены группы - сестры Касинен, саксофонист Янне Лаппалайнен, певицы Кирси Кахонен и Мина Раутяйнен, решили совместить обучение в Академии и творческую жизнь. К этому времени на молодежь стали обращать маститые музыканты из кругов очень известных и популярных рок- и фолк- музыкантов. Вскоре было принято решение вновь вернуть к жизни группу Värttinä, набрав в нее новых участников - пять певцов и пять <инструменталистов>. Новыми членами ансамбля стали певица Сирпа Рейман [Sirpa Reiman], скрипач Кари Рейман [Kari Reiman], басист Том Ниман [Tom Nyman], гитарист Томми Виксен [Tommi Viksten] и аккордеонистка Рийта Потинойя [Riitta Potinoja].
Целый год (1990-й) провела группа в репетициях и выработке нового стиля и звучания. В этот раз акцент сместился в сторону поп/рок-подхода, оставив при этом 100% акустическое звучание, компактное вокальное исполнение, относительно сложные аранжировки, в создании которых поучаствовали и новые музыканты. Относительно вокальной манеры, звук группы двинулся вглубь финно-угорской территории, исследуя наследия женского пения таких мест, как Сетуланд, Мариланд, Ингрия и многих других мест.
С целью достичь большего опыта и знаний, группа посетила с серией концертов Республику Мари Эл, в России, где они также провели много времени, общаясь с местными женщинами, дабы узнать побольше об истории, звуке, гармониях и традициях этого края. Расширив за счет полученных знаний собственный материал, группа шагнула дальше, написав и аранжировав еще несколько песен весьма провокационного характера, в которых без утайки и тени жеманства поется о любви, ухаживаниях, сексе и замужестве с точки зрения девушки. Похоже это и стало решающим фактором, который объясняет пришедший успех, неожиданно свалившийся на голову группы.
Тут же появился и моментально ставший хитом альбом 1991 года - Oi Dai, ставший главным событием за последние 20 лет в финском фолке. Альбом достаточно быстро стал "золотым", а вскоре и "платиновым". Группа поехала в Ирландию, где дала свою первую серию из шести концертов.
Изменения в составе: гитарист Томми Викстен ушел в другую группу, его заменил Рейо Хейсканен. Певица Минна Раутиайнен вообще завязала с музыкой.


Следующим диском после Oi Dai стал альбом 1992 года Seleniko, спродюсированный Хиязом Мустафой из группы 3 Mustaphas 3. Альбом сразу попал на первое место в радио-чартах европейской фолковой музыки, где и оставался на протяжении целых трех месяцев. Это событие привлекло внимание общественности мирового масштаба, альбом был издан также в Северной Америке и странах Бенилюкс. Сам же коллектив много выступал в Европе, в том числе и в Англии на фестивале WOMAD и в Barbican Center. Но ключевым моментом стало их появление на фестивале Dranouter в Бельгии, где группу ждал головокружительный успех и слава о них разнеслась по всему континенту.
Год 1993 также оказался весьма важным для Värttinä. Он начался для с выступления на фестивале SXSW Music & Media в Остине, штат Техас, за которым последовала серия концертов и посещение фестивалей Rudolstadt в Германии и Гластонбери в Англии. Менеджером группы стал Филлип Пейдж. Из изменений в составе стоит отметить также смену гитаристов - вместо Хейсканена в группу пришел Антто Варило [Antto Varilo], в то время как ушедшего басиста Тома Нимана сменил Пекка Лехти [Pekka Lehti]. В конце 1993 года Värttinä осуществила свое первое американское турне, проведенное в поддержку вышедшего на Green Linnet альбома Seleniko. Восемь концертов прошли при аншлагах, а выступления получили очень теплую оценку в прессе. В том же году группа Värttinä выпустила свое первое видео на песню Pihi Neito. Еще одна песня - Kyla Vuotti Uutta Kuuta - стала хитом в Финляндии, любимой песней фанатов и с тех пор неизменно исполняется на концертах по всему миру.


В 1994 году Värttinä записывает свой пятый альбом - Aitara, который в этот раз спродюсировал Яанне Хаависто и на котором сыграл барабанщик Ансси Нюканен [Anssi Nykanen]. Новый альбом выявил очевидный прогресс коллектива в сторону более оригинальных композиций и плотному ритму музыки. Альбом был назван "Альбомом Недели" на берлинском радио Multi Kulti, а в фолковых чартах его ждало сразу пятое место. В том же году группа поучаствовала в концерте, посвященном анти-расистскому движению. Не менее важным оказалось и выступление в рамках норвежского фестиваля Molde.
В том же году состоялось первое международное сотрудничество коллектива - вместе с французским концептуалистом Гектором Зазу они записали на лейбле Sony альбом Songs from the Cold Seas.
На следующий год альбом Aitara был выпущен в Японии, странах Бенилюкс и Северной Америке, где он оказался даже на верхушке чартов world music. Пластинка также была провозглашена лучшим альбомом в жанре этнической музыки по версии Национальной Ассоциации Независимых Дистрибьюторов США. Вскоре Värttinä снова приехали в Штаты, на этот раз с новым барабанщиком - Марко Тимоненом [Marko Timonen], заменившим Ансси Никанена, после чего отправились в большее европейское турне, в рамках которого состоялось выступление на венском фестивале северной музыки "Out of the Cool" и собрали полный зал на WOMAD в Хельсинки. Вскоре появилось и второе видео - Yotulet.

(c) Официальный сайт группы.
(с) Перевод с английского, Алексей "Smarty" Петухов, июль 2007

Продолжение следует.

folk, varttina, finland, music

Previous post Next post
Up