Моральный аспект идеи ссудного процента, породившего проблему ссудного (и потом финансового) капитала, как катализатора развала текущего status-quo мировой экономики, обсуждается давно. Еще со времен Ветхого Завета.
Скажу точнее, в Ветхом Завете, а потом и в Евангелии четко указан запрет на осуществление ростовщических операций, которые есть не что иное, как банковская деятельность в текущем ее понимании.
Но в нашем мире банков, процентов и деривативов мне казалось, что возврат к библейским законам невозможен. А вот оказывается возможен и более того - успешен.
"В Катаре функционирует пять исламских банков - «Катарский исламский банк» (образован в 1982 г.), «Катарский международный исламский банк» (создан в 1991 г.), банк «Масраф Аль-Райан» (функционирует с 2006 г.), «Барва Банк» (открылся в 2009 г.), «Катар Ферст Исламик Банк» (начал работу в 2009 г.), а также ряд коммерческих банков, которые имеют отделения, осуществляющие процедуры, согласно исламскому банкингу.
К их числу относятся «Национальный банк Катара», «Коммерческий банк Катара », «Доха Банк», «Международный банк Катара», «Ахли Банк», «Аль-Халиджи Банк», Bank Saderat Iran, HSBC.
Примечательно, что все больше банков Дохи готовы работать по таким принципам, ведь, в отличие от стандартных банковских продуктов, исламские инструменты финансирования разнообразны и отличаются большей гибкостью. Доходы исламского банка и его вкладчиков формируются в результате предпринимательской деятельности. Причем доходность заранее не гарантирована, фиксированная величина в виде ссудного процента («рибы») не используется. Специфика же заключается в том, что банковские проценты выведены, согласно шариату, из экономического оборота.
Казалось бы, сознательный отказ от ссудного процента, не обеспеченного товарной массой и являющегося одним из факторов инфляционных процессов, не совсем понятен с точки зрения макроэкономики. Тем не менее, прибыль банка создается в результате операций, создающих реальные товары, из чего следует, что капитал работает исключительно в производственных целях.
Выпуск исламских ценных бумаг с технической точки зрения аналогичен выпуску традиционных ценных бумаг, но различие состоит в том, что исламские облигации структурируются в соответствии с принципами шариата и данная структура должна быть подтверждена и одобрена советником шариата.
При инвестировании в исламские ценные бумаги в список эмитентов не включаются компании, производящие свинину, алкоголь, табак, торгующие этой продукцией; фирмы, представляющие индустрию развлечений (казино, кинотеатры и пр.), а также страховые и финансовые компании, живущие за счет процентов от сделок. Не входят в этот список производители и продавцы оружия и военной техники.
Однако не следует воспринимать исламский банкинг как благотворительность, ибо фактически все исламские финансовые продукты имеют свои аналоги в неисламских финансовых системах. Несмотря на возможность получение беспроцентного заема, клиент исламского банка не в праве перечислять эти средства на депозит коммерческого банка.
Несмотря на глобальный финансово-экономический кризис 2008 г., среди исламских банков в Катаре не было банкротов или нуждающихся в помощи. Более того, они показали стабильный рост, средние темпы которого в последние годы составляли около 12-15%.
Местные аналитики связывают это во многом с законами шариата, однако те условия, что исламский банкинг предлагает своим единоверцам, скорее всего, остальным лицам предложены не будут (формально исламские банки не ставят условия исповедования ислама клиентами, но чаще всего они сотрудничают все-таки с мусульманами, даже в неисламских странах).
Еще одной причиной процветания исламских банков является то, что они не выпускают и не приобретают облигаций с фиксированной процентной ставкой. Исламские облигации это, скорее, аналог привилегированных акций, то есть в их основе лежит принцип разделения рисков и доходности. Получается, что кризис ликвидности, вызванный обрушением пирамиды ипотечных облигаций в США, миновал исламские банки стороной.
"
http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/06-09-12a.htm Может стоит подумать о создании Православного банкинга, идея то здравая?