В прошедшие выходные впервые побывал в "дальнем зарубежье", в Хельсинки. Ехать до дальнего зарубежья поездом-экспрессом "Аллегро" оказалось существенно меньше, чем до зарубежья ближнего - около трех с половиной часов.
Стараясь оптимизировать соотношение общих затарат и времени, проведенного в Хельсинки, мы, кажется немного перемудрили. Поехали с ночевкой, но в совокупности провели там чуть более суток. Как вариант, можно было плыть паромом: утром прибытие в Хельсинки, вечером обратно. Но дешевых кают уже не было. К тому же показалось, что при первом варианте мы там погуляем больше.
Поезд мчится, конечно, очень быстро. Заявленных 220 км/ч он, кажется, все-таки не достиг. Но максимум на табло в вагоне отображал чуть больше 200. Смотреть за окно при этом становится совсем некомфортно. Перед собой смотреть вроде тоже как-то странно. Смотрел на семью. :)
Мы взяли билеты в вагон с игровой зоной. Оная представляла собой паровозик, ракету и еще какую-то конструкцию, на которой можно сидеть. И шкафчик с 2-3 десятками книжечек - на русском и на финском. Обнаружились и столь высоко ценимые Славиком книги о транспорте. Не без недостатков, правда (когда нужны были автобусы - именно автобусов почему-то в книжке не было, а когда нужен был трактор с прицепом - то его вдруг в книге не оказывалось, несмотря на наличие, скажем, бульдозера и бетономешалки). Книжки с удовольствием полистали, на площадке с другими детками поиграли. Понравилось!
По прибытии испытал какой-то детский восторг: "О! Я за границей!" Заодно присоединился к восторгам сына: на перроне стояли местные электрички и экспрессы. Все из себя аэродинамичные, как наши "Сапсаны" или тот же "Аллегро". Какие-то из них с зелеными вагончиками, на которых в некоем продуманном дизайнерском стиле нарисованы птицы и тут же - спускающийся на парашюте крот из мультика, который, помнится, в моем детстве часто по телеку показывали. Видимо это финский персонаж? Некоторые из вагонов у этих экспрессов - двухэтажные. Такого я даже в кино не видел пока что.
В Хельсинки в основном просто ходили по улицам. Лена хотела бы зайти ну если не в музеи, то в храмы - какой-то главный местный католический собор, православный Успенский и церковь, которая в скале высечена. Но я предложил просто по улицам пройтись, попытаться немного почувствовать город, его жителей. Хотя в храмах тоже хотелось бы побывать, но за сутки все успеть - сомнительно. (В общем, тирански задавил инициативу любимой женщины :-[ )
Очень чисто на улицах. Но вот дома при прохождении мимо частенько довольно пыльными оказывались. Впрочем, просто еще не настал период послезимней мойки фасадов, возможно.
Много велосипедистов. Для них отдельные дорожки, отдельные светофоры с переходами, тут и там вело-парковки, в парадных домов (через окна было видно) специальные крепления на стенах для велосипедов - не надо в квартиру тащить. В то же время на улицах довольно мало машин (выходные, правда...). На обочинах автоматы для оплаты парковки.
Минимизировано использование человеческого труда, особенно всяких кассиров и им подобных. Надо билетик в метро - автомат. У эскалатора никаких спящих в будках дежурных. Надо в уличный туалет - бросаешь монетку и заходишь. Кстати, раз уж речь о метро зашла: отсутствие турникетов! Я был шокирован. Купили билетики, стоим думаем - куда их воткнуть? Спрашиваем у случайного местного (еще повезло: кроме нас и него на станции вообще никого не было!): "Вот купили билетки, куда их?" "А никуда. Проходите на эскалатор и все." Хоть вообще не плати! Штраф, правда, 80 евро. Контроллеры, впрочем, нам тоже на глаза не попались. Вообще метро очень пустынное. Ни упомянутых служащих, ни нарядов полиции. Только электрички. Машинисты, впрочем, пока сохранились. Еще нам показалось, что вагоны метро у них шире, чем у нас.
На автобусных остановках маленькие табло, на которых написано, сколько осталось до прибытия автобуса.
Набережные. Питер - морской город, при этом к морю можно выйти в двух-трех точках. Все остальное - запретные зоны. А там - хоть самого бескрайнего моря сильно не видно, ибо все сплошь заливы да бухты, - но идти вдоль воды можно очень долго. И при этом любоваться плав-средствами всех мастей: от маленьких катерков до ледоколов. Последние (их было два одинаковых) стояли, пришвартовавшись чуть ли не у стен Успенского собора. Точнее у скалы, на которой он очень живописно расположился. Много каких-то парусных корабликов. Много корабликов-баров.
Рельеф города. Я даже не знал, что Хельсинки такой холмистый. Думал, что насколько Питер плоский, настолько и весь европейский север (читай, Скандинавия). Ан нет. Подъемы, спуски, гранитные скалы...
Детские площадки, огороженные по периметру и с калиточками. Калиточки без замков, только щеколды. Просто чтоб собаки не забегали (а для владельцев знаки соответствующие висят). Поэтому очень чисто, и в песке можно копаться, не кривясь брезгливо. Никаких алкашей на лавочках, и никаких бутылок. И даже праздных бабулек нет. Только дети с родителями. Никто из родителей при этом не курит (уж вряд ли они там все такие приверженцы здорового образа жизни, но - детская площадка!).
Все встречные вполне бегло говорят на английском. Я даже не интересовался хотя бы для приличия "Do you speak English?" Сходу: "Excuse me, could you please..." Обнаглел до того, что испытывал некое легкое раздражение, когда в кафе или еще где-то не встречал дублирующих вывесок на английском.
Очень много посетителей на летних площадках кафе и баров. Причем видимо есть какие-то уважаемые, а есть не очень: на площадке одного сидит несколько человек, и тут же в 50 метрах на площадке другого яблоку негде упасть, не то что трем русским туристам с коляской. При этом если сторона солнечная, то посетители сидят не лицом друг к другу, а спиной к кафе и лицом к солнцу и тротуару, глазея на прохожих и прихлебывая что-то из бокала или кружки. То же самое в центре на какой-то аллейке с лавочками: холодно, но светит и даже уже чуть-чуть греет солнышко, и на солнечной половине аллейки все лавочки заняты греющимися европейцами. У нас, конечно, "открытки" тоже популярны, но в более теплое время года, и посетители обычно сидят как в помещении, т.е. лицом к центру столика, друг к другу.
За время прогулок трижды натыкались на уличных музыкантов: двое на трубах играли, один на гитаре. Играли при этом не главную тему из бельмондошного "Профессионала" и даже не из "Титаника", а вполне себе джаз, блюз. Красота!
Хотел избежать этого уже общего места в подобных отчетах, но не могу. Разница в пейзаже за окном поезда - это Россия, а это Финляндия - бросается в глаза. В небольших финских городках, которые мы проезжали, все выглядит будто вчера построенным: аккуратно, чисто. У нас же мрачно, грязно, серо, вдоль ж.д. почему-то очень много полуразрушенных домов, завешенных зеленой сеткой, прямо вот на Финляндском вокзале, не говоря уж об окраинах. Обычный мусор - я даже не знаю, откуда он берется вдоль нашей ж.д.? Вроде бы и нет никакого населенного пункта, а валяется какой-то крупногабаритный хлам, куски полиэтилена...
Ну и напоследок нас ждало маленькое приключение. На пути назад поезд остановился где-то неподалеку от границы (еще на территории Финляндии). Лес вокруг. Тут по радио объявляют: "Dear passengers, we have a big problem..." Что-то не так с путями. Всем срочно собраться, покинуть поезд и пересесть в поезд, который стоит на встречном пути. Собираемся, выходим (мы были в первом вагоне). Тянутся две цепочки людей с чемоданами, сумками, колясками: в сторону России - русскоматерящая русскоговорящая, в сторону Финляндии - финноговорящая. Причем и там и там попадались весьма респектабельно выглядящие товарищи, в поезде ведь и вагоны-люкс (1-й класс) есть. Сразу выявился конструктивный недостаток вагонов. Эффектные выдвижные лесенки расчитаны на перроны центральных вокзалов, но никак не на лесную глушь. Приходилось спрыгивать с ощутимой высоты и, соответственно, залезать. Старичков на руках спускали из вагонов и так же поднимали. Когда прошли мимо нашего вагона-локомотива, увидели источник проблемы. Ж.д. стрелка, а ее управляющая коробка открыта, так что видны все шестеренки. И действительно, прямо на нашем же пути стоял другой поезд! В него-то мы и погрузились, на свои же места.
В общем, не совсем понятно: поезда в результате поломки стрелки оказались на одном пути, или тот, в который мы пересели, уже успели к нашему прибытию перевести на наш путь. Скорее всего все-таки первое. Ну и тогда остается только радоваться, что кто-то заметил проблему раньше, чем.
На следующую поездку нам еще остались крепость Суоменлинна, соборы, ну и центр мы далеко не весь еще обошли. Да и вообще, даже когда мы там все посмотрим (если такое возможно), мне кажется, я с удовольствием бы ездил туда просто погулять - как в наши пригороды или Выборг, например. Очень приятный город. По крайней мере таково первое впечатление.
Фотографировали и много. Но может попозже отдельным постом часть фотографий выложу.