Ну-с. Европейские похождения описаны, а это значит, что пришло время перейти к моим покатушкам на байке. Их всего две за этот год: поездка в Петрозаводск и традиционный визит в Балаково.
Начнём же с Петрозаводска.
С чего я вообще туда решил смотаться? Так вот, после поездки на Урал мы с другом Андором думали, что вот купим новые мотоциклы побольше, да сделаем вместе SaddleSore1000(более известный как Железная Жопа) - международный норматив 1000 миль/1600 км менее чем за 24 часа. Но вот незадача, у него приключилась оказия - послали в командировку в Америку, где он с начальником взяли в прокат пару Индианов, да дёрнули кружок вокруг озера Мичиган, попутно сделав эту самую пресловую ЖЖ1000.
Это событие и подтолкнуло меня к мысли, что надо не отставать и выбирать маршрут, полагаясь на свою старенькую чесотку.
В правилах на сайте IBA(Iron Butt Association) говорится, что для выбора маршрута и расчёта расстояния рекомендуется использовать жужльМапс, что я и сделал. Логика: на юге делать особо нечего, да и километраж там наматывать как-то муторно. На западе Россия тоже быстро заканчивается(вспоминаем, что даже до Минска всего 1200 км по М4+А108+М1). На востоке я бывал - дороги там меня не впечатлили. Остаётся север. Сперва глянул до Питера, но знал, что километража не хватит, так что стал смотреть, что есть интересного ещё севернее. И тут взгляд мой зацепился за Петрозаводск. Посмотрел километраж - подходит. Первоначально думал доехать поближе к Питеру, а Москву объезжать по А107, но уже в Петрозаводске несколько изменил планы и ехал через Волхов и А108, но об этом потом.
Прикол ещё состоял в том, что первая половина отпуска была занята Грецией, а на поездку мне нужно было не меньше 5 дней: 2 дня - туда, один - там, один - обратно. Таким образом, после прибытия в Воронеж ранним утром 9-го сентября у меня был всего один день(это самое 9-е сентября), чтобы решить вообще, еду или нет, и собраться, если решение положительно. Все места проживания были заранее забронированы и в случае отмены поездки я попал бы на некоторый небольшой штраф от букинга. Вдобавок, зная о возможных проблемах с мотоциклом, я заранее ещё до начала отпуска договорился с директором о возможном отсутствии на работе 14-го сентября(13-го заканчивался отпуск, и я должен был бы примерно в полночь вернуться в Воронеж). А до 9-го с окончательным решением я тянул из-за довольно непредсказуемой погоды.
Но вот прогнозы обнадёжили, и принято решение двигать таки. Так что передохнув немного 9-го, добрался до гаража, проверил байк, собрал всё необходимое для дальняка, в том числе прихватил аварийную 5-литровую канистрочку для бензина, которая впоследствии пригодилась мне не раз, и 10-го числа 4 часа утра выдвинулся на М4.
Солнце, кстати, вставало около 6 утра, так что часа два мне предстояло ехать по темноте и холоду. А температура на трассе, должен сказать, не баловала - табло на М4 показывали примерно +7.5 градусов. Но меня утешало то, что скоро рассветёт, встанет солнце и пригреет меня бедненького. А пока солнце не встало, над полями вокруг стоял туманище.
На моё удивление я был далеко не одним таким отморозком на байке, который в такую срань куда-то двигал. Причём видел как встречных, так и попутных мотоциклистов. С одним - на какой-то старенькой голде - даже немного потрепался на заправке, он мне посочувствовал в связи с дующим в колени ветром.
Но вот, как и ожидалось, встало солнышко и температура уверенно поднялась примерно до +15, так что стало вообще комфортно и приятно.
Объезжать Москву я изначально же планировал по А107, памятуя о своей поездке по А108 в прошлом году, так что на неё и свернул. Хреноватое было решение, честно говоря - там были кучищи ремонта и адовые пробки. Мне показалось, что москвичи туда постоять съезжаются. С лёгким матерком я таки добрался до питерской трассы и поехал уже более свободно. Но под Тверью снова встрял - там тоже то ли реконструкция, то ли строительство объездной, так что с автомобильным движением - полная жопа. Исключительно благодаря габаритам мотоцикла я просочился мимо этой пробки в несколько километров длиной, иначе мог там до вечера застрять.
А после Твери было уже совсем хорошо, особенно новые участки платной трассы М11. Так что до Великого Новгорода домчал прям хорошо, но, конечно, не засветло, да на это и не расчитывал - 1100 км всё таки.
Хостел заметил не сразу, но и много времени на поиски не потратил.
Мою бронь там почему-то не обнаружили, но поселили без проблем. Сам хостел оказался довольно прикольным, но с дико тесными душевыми и хреновыми матрасами на кроватях. Зато мне повезло - со мной в комнате больше никого не было, так что отдохнул нормально. А ещё плюс хостелу - у них есть в продаже одноразовые комплекты для чистки зубов, которые мне пригодились, ибо я умудрился забыть дома пасту и щётку.
На утро прикупил магнитик там же в хостеле, позавтракал, да двинул в сторону кремля.
*ХДР-ки у меня как-то не очень получились.
А вот таких застрявших в текстурах ребят я встретил в одной из башен в конце т.н. боевого хода. Там их было штук 5, но только один получился несмазанным.
Погуляв там пару-тройку часов, решил, что пора бы уже и дальше ехать, тем более, что в Великом Новгороде быстрое гугление выявило, кроме кремля, только пачку храмов да музеев, которые мне были не особо-то интересны. Так что примерно в половине первого я выдвинулся на север. До Петрозаводска оставалось всего километров 500.
Дорога там по сути одна поначалу - это трасса Москва-Питер, но уже в деревне Зуево я свернул в сторону Волхова. И поначалу я решил, что сделал это совершенно зря. Дорога была просто адская - я там полз километров 25-30 в час. Даже подумал было, что свернул не туда куда-то, но обилие машин, двигавшихся тем же курсом, заставляло думать, что я всё таки на правильном пути и эта жопа должна вскоре кончиться. И данные соображения оказались верными - трясло примерно 3 километра, после чего дорога превратилась в среднестатистическую междугороднюю трассу - где-то похуже, где-то получше, но ехать, не боясь потерять колёса, уже можно было. Во время того как я полз по этому участку, начал накрапывать дождик, так что тормознулся и упаковался в дождевик, что дальше мне весьма пригодилось. Так, например, перед городком Кириши, где мне опять пришлось сворачивать на север, начался несильный дождь, вдобавок к чему я немножко встал перед железнодорожным переездом. Вообще на удивление с погодой мне повезло вцелом - дождей практически не было всю дорогу.
Сразу на выезде из Старой Ладоги заметил по правую руку какие-то декоративные воротца, а т.к. всё равно хотел сфоткать реку Волхов, то тормознулся там. Оказалось, что там находится урочище Сопки, в котором, как считается, располагается могила Вещего Олега.
И вот, проехав едва ли не последнее место с нормальным бензином(город Сясьстрой) и город Лодейное Поле, въехал я таки в республику Карелия.
Это второй и последний указатель, который я таки сфоткал по пути - вечно забываю это сделать для отчётов.
Трасса Питер-Мурманск, по которой я преимущественно ехал после Старой Ладоги, просто великолепна. Местами встречается ещё ремонт, но сильного беспокойства он не доставляет. Едешь ты так по этой трассе, автомобилей немного, вокруг - хвойные леса, сквозь деревья проглядываются всякие водоёмчики и болотца, и через пару часов в голове возникает полное ощущение ебеней! И вот где-то в этих ебенях у меня внезапно кончается бензин до резерва, переключаюсь, но моту не легчает - карбюраторы снова в своём репертуаре. Встаю - бенз течёт, окей. Заливаю в бак НЗ из канистрочки. А перед выездом одним из пунктов подготовки было сделать деревянную палочку для тыканья в эти самые карбы - стальным удлинителем ключа я что-то стремаюсь стучать, ибо корпуса карбюраторов сделаны из алюминия и можно остаться вообще в печали. И вот достаю её, постукиваю - вроде, помогло. Начинаю движение и выясняю, что нифига не помогло. Встаю опять, стучу - чот не помогает. Но попытки с третьей карбы таки образумились и я уже на всех парах полетел до Петрозаводска, благо оставалось всего ничего. На въезде в город поджидал ремонт дороги с продольной ступенькой, но тоже, как оказалось, ничего страшного.
А в хостеле меня поджидал сурпрыз. Там квартировала бригада газовиков из Татарстана(кажется, если не ошибаюсь) и по причине воскресения они там бухали. Одного, как водится - тощенького и щупленького, потянуло на бычку, причём как раз тогда, когда я приехал и заглянул к администратору для заселения. Сперва он предложил выйти покурить, после моего отказа два раза спросил: “А чо ты весь в железе?”. Отвечаю: “Дык, чтобы не разбиться”. На этот мой ответ от него последовал вопрос: “А хошь я тебя разобью?”. Вот честно, я чуть не заржал. Но это, боюсь, гарантированно привело бы к потасовке. На наше счастье подоспели его товарищи, которые были не менее пьяны, но более адекватны, и увели его сперва покурить, а потом и уложили спать с наказом не докапываться до людей. Моим соседом по комнате оказался здоровый толстый дядька, по его словам - дальнобойщик, так что в некотором роде мы были коллегами, о чём он сам и заявил. Он тоже бухал. По личным переживаниям и не так жёстко, как газовики. Так что уболтали они меня выпить с ними немного водки(после второй стопки я сказал, что всё, мне хватит, я сюда не бухать приехал). Храпел он изрядно. Слыхали похуже, но тут тоже внушительно.
С заявленным бесплатным вайфаем оказалась засада: там нужно было подключиться к незакрытой сети, на открывшейся странице ввести свой номер телефона и получить пароль от местной уже закрытой сети. Однако, эту незакрытую сеть мой нетбук видеть не желал никак - всё перепробовал. И администратор мне с этой проблемой помочь не смогла, увы. Решение я таки нашёл только утром: в гостевой комнате, совмещённой с игровой и столовой был гостевой же компьютер, представлявший из себя закреплённый на стене моноблок и цеплявшийся к интернетам по вайфаю. Это было удачей. Заглянув в настройки подключения, выудил оттуда пароль и уже спокойно вышел в инет со своего нетбучка.
Как я заранее выяснил, в самом Петрозаводске смотреть, по большому счёту, нечего. Так что надо добраться и попыриться на исторический архитектурный ансамбль на острове Кижи, про который рассказывали нам ещё в школе. Однако везде в интернетах пишут, что билеты до острова раскупают очень быстро и достать их сложно - нужно бронировать/покупать едва ли не за неделю, все дела. Из-за нахождения в Греции забронировать онлайн не удалось, так что утром после того как получил доступ к интернету, занялся обзвоном всяких перевозчиков и туроператоров с одним вопросом: “Билеты есть на сегодня?” Везде мне говорили, что билетов нет. Ну чтож, хреноватенько. Но я решил таки прогуляться до речного вокзала и спросить прям в кассах. Погодка в тот день в Петрозаводске выдалась прям очень тёплая, так что я отстегнул от куртки подстёжку, открыл всю вентиляцию и пошёл гулять. Хостел я специально выбирал так, чтобы до порта добраться было легко быстро и не напрягаясь.
Подхожу я, значит, к порту и слышу из громкоговорителей объявление о посадке на катер до Кижей! Охтыжматьжеж! Галопцем добегаю до касс - билеты есть, бери, да садись на отправляющийся катер. Превосходно! Дорого туда билеты стоят, но я это итак знал, так что сюрпризом не было.
В Кижах действительно прикольно. Помимо всем известных деревянных церквей там находятся реставрированные дома крестьян, всякие подсобные строения, амбары, кузни, мельницы, бани, привезённые сюда из разных деревень. Причём всё это с внутренним убранством и предметами быта. В кузнице, например, можно было поучаствовать в мастерклассе по ковке, за отдельную денюжку, разумеется. Но во время моего визита кузница была закрыта.
Встретил этого старичка прям у администрации заповедника. Поглаживания и почёсывания за ушами принимал благосклонно, но почёсывания горла ему не нравились - начинал кусаться, но не сильно - зубов почти уже нет.
Эт внутренность бани.
Буковки малость подтемнил в фотошопе, иначе читаемость была близка к нулю.
По Онежскому озеру ещё и вот такое плавает помимо катеров.
Когда возвращались в Петрозаводск, погодка что-то подпортилась, так что катер малость потряхивало и палубу между двумя каютами изрядно заплёскивало водой. К тому же дорога заняла примерно на полчаса больше времени.
По возвращении я думал прогуляться ещё по городу, но там начался дождик, так что, передумав, пошёл в хостел - готовиться к поездке домой.
Там я заглянул к администратору и записал её в качестве первого свидетеля старта. Газовщики снова были нетрезвы, но заметно менее нетрезвы, чем накануне. А на кухне встретил туристку-китаянку, которая по-русски не понимала и не говорила, а по-английски говорила с забавным акцентом - твёрдые согласные не произносила почти совсем. Например, “Кижи” произнесла как “Кизи”, так что я только со второго или третьего раза понял, что она имела ввиду. Ещё там же на кухне повстречался с неким связистом, уже не помню откуда, потрепались с ним про путешествия, про всякие интересные места. В тот же вечер обнаружил, что если ехать домой не по А107, а по А108, то можно не давать крюк в сторону Питера, хотя при этом у меня сократится километраж по магистралям, но я таки решил двигаться так, памятуя о заторах из москвичей на А107.
Почуть собрался, да лёг спать, ибо вставать предстояло в 3:30 ночи, чтобы выдвинуться часа в 4.
Сосед по комнате в ту ночь перманентно то шарахался туда-сюда, то прихрапывал, так что толком я не поспал. Но тут, скорее всего, ещё сказался мандраж перед сложной поездкой.
Вот, прозвенел будильник, а значит, пора вставать, завтракать, приводить себя в порядок, да валить.
Сосед тоже встал, проводил меня, пожелал удачной дороги, да отправился досыпать, а я рванул на заправку, с которой планировал начать отсчёт времени и километража для SaddleSore1000. Там записал в свидетели местного менеджера, врубил запись трека на навигаторе, сфоткал одометр, заправился, да поехал. И девочке из хостела и менеджеру на заправке оставил приготовленные заранее памятки с благодарностью.
Время выезда - 4:35 утра.
По пустой трассе ехалось отлично, хоть и несколько прохладно, а через 200 км остановился, чтобы залить бензинчика из канистры и натянуть на ноги дождевик. Ну а дальше я уже ехал просто в своё удовольствие, не гнал особо, но и старался не слакать - просто ехал и наслаждался процессом, тем более что солнце скоро встало, потеплело и стало вообще круто, так что я вскоре снял дождевик, снял непродуваемые штаны(остался в туристических, вы не подумайте), заменил перчатки на более лёгкие. На удивление Тверь я проскочил гораздо легче, чем по пути на север и часов в 5-6 вечера уже свернул на искомую А108. Дальше предстояло пилить по ней до самой М4, что не составило особого труда, разве что по пути выяснилось, что я не загрузил в навигатор карту Калужской области, так что через город Балабаново ехал наугад, рассудив, что нужно пилить, никуда не сворачивая с главной дороги, и оказался прав.
Долго ли коротко ли катился я по этой долбаной А108, но вот уже выруливаю на М4, предвкушая, как сейчас открою газ, да наслажусь последними четыремястами километрами до Воронежа, но не тут-то было. Ночь на дворе уже давно, так что на трассе изрядно похолодало - табло показывали 6.5-7.5 градусов тепла! И через 100 км я уже настолько задубел, что руки и ноги напрочь онемели, а сам я скрючился за ветровиком, что не особо-то спасало. Я уж думал, что не доеду. Окончательно замёрзнув, тормознулся на заправке, попил горячего чайку, перекусил, запаковался в дождевик и понял, что так жить ещё можно, хоть пальцы и лицо всё равно подмерзали. Шпарил уже без удовольствия - лишь бы доехать до дома. И вот, наконец-то, добрался до родного Воронежа. Отметить финиш решил на заправке ВТК рядом с ТЦ “Московский проспект”, хотя изначально думал развернуться и заскочить на Роснефть, но вспомнил про эту - она была поудобнее.
Уговорил таки дежурного менеджера выступить в роли свидетеля, хотя она не особо-то горела желанием, и я её вполне понимаю, купил каких-то конфеток ради финального чека, выдал памятку со спасибкой и поехал уже домой - отдыхать.
Время на часах было - 3:35.
Итого - 23 часа. Позже выгрузил из гармина трек обратный - получилось почему-то 1604км. по одометру: 1614, а по жужльмапс: 1639. Такие дела. ))