В защиту Ассоль

Jan 03, 2012 02:45

В новогодние праздники очень хочется чего-то сказочного. Некоторое время назад я написала эту статейку про знаменитую "сказочную" повесть Грина. Я совершенно не знаю, куда ее можно было бы пристроить. Но вот она. Пусть будет здесь.

В современной популярной психологической литературе существует такое понятие, как «комплекс Ассоль». Что под ним подразумевается? Сошлюсь на случайный практически психологический интернет-ресурс, где достаточно кратко, но довольно внятно сформулировано определение этого явления. «Женщина с комплексом Ассоль находится в подсознательном ожидании необычного разрешения своей обычной жизни. Она знает, что её жизнь обычна, но не хочет с этим мириться. Её проблема заключается в том, что она отказывается смотреть на эту обычность. Она не находит радости в обычной жизни, для нее обычность синоним серости, тусклости, где нет ничего радостного. Поэтому она ждет прекрасного капитана под алыми парусами, который вознесет её на пьедестал любви и осыплет всеми благами мира, меньшего она не ждет. Это то, что должно затмить обычность жизни и принести радость». http://bealpha.com/content/view/1045/41/

Но вот в чем вопрос - про Ассоль ли это написано? Про гриновскую ли Ассоль из «Алых парусов»? Мой ответ - нет. На мой взгляд, подобная поведенческая и мировоззренческая характеристика искажает литературный образ Ассоль и замысел «Алых парусов». Кажется, нечто подобное произошло с «тургеневскими барышнями»: смысл расхожего клише имеет лишь отдаленное сходство с тургеневскими героинями.

Вот что читаем мы дальше на том же психологическом сайте про Ассоль: «У женщины с комплексом Ассоль нет понимания, что сама жизнь - уже бесценный дар. Если не очистится её взгляд, она не сможет увидеть ту любовь, ту радость, которую ей может дарить не греза, а её собственная жизнь, такая как есть, которая уже является чудом».

А теперь обратимся к тексту повести Грина и к той характеристике, которой наделяет автор свою героиню. Ассоль растет любопытной и любознательной девочкой. Она любит слушать «фантастические лекции о жизни и людях» своего отца, в прошлом моряка, а теперь мастера, продающего игрушечные деревянные кораблики. В его рассказах случаю, «диковинным, поразительным и необыкновенным событиям отводилось главное место». Это любимое развлечение маленькой Ассоль, наделенной очень живым воображением (вспомним также, как она играет с корабликом на ручейке перед тем, как встретить «волшебника»).

Образ Ассоль, несомненно, обладает романтическими чертами: ее с самого детства не принимает местное общество рыбацкой деревушки, с одной стороны, по причине недоброй репутации отца, с другой стороны, просто потому, что Ассоль кажется местным странной, «не такой, как все» (это особенно проявится уже потом, когда она подрастет). Ассоль противопоставлена обывательскому миру приморской деревни, это подчеркнуто и в таком диалоге маленькой Ассоль с отцом: «Скажи, почему нас не любят?» - «Э, Ассоль, - говорил Лонгрен, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». Таким образом, с самых первых страниц повести подчеркивается, что Ассоль сама по себе интересная и необычная девушка, что уже несколько противоречит характеристикам психологов: Ассоль уже (вне зависимости от наличия или отсутствия на горизонте Грэя) обладает даром особого восприятия жизни, отличающегося от обывательского, способностью видеть за обыденностью «иное» (видеть сверх видимого).

Это «иное» обыденности и её реальной жизни не противоречит, оно пронизывает ее: «кружево тайн в образе повседневности» - так описывает это повествователь. Вот знаменитая цитата: «Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка<…> Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло». Итак, жизнь Ассоль отнюдь не обычна, в отличие от жизни жителей деревушки; чудесность ее жизни заключается не в наличии отвлеченной мечты о принце, капитане корабля, а ней самой, в ее особом восприятии действительности.

Да, конечно у Грина обращается внимание и на диссонанс между необычным восприятием Ассоль, ее периодическим погружением в грезы и «реальной» действительностью: в её жизни было много «скуки и простоты», отношение местного общества тяготило ее и рождало в ней робость, но опять же, этот диссонанс рождается оттого, что Ассоль глубже и тоньше капернцев: «Как женщина, она была непопулярна в Каперне, однако многие подозревали, хотя дико и смутно, что ей дано больше прочих - лишь на другом языке». Но Грин вовсе не хотел сделать из Ассоль пустую мечтательницу, живущую только в мире грез: «Меж тем, как ее голова мурлыкала песенку жизни, маленькие руки работали прилежно и ловко; откусывая нитку, она смотрела далеко перед собой, но это не мешало ей ровно подвертывать рубец и класть петельный шов с отчетливостью швейной машины».

О девушках, наделенных «комплексом Ассоль», психологи пишут также в том смысле, что это девушки, которые абсолютно не желают что-либо делать сами и проявлять какую-либо инициативу в общении с противоположным полом, замыкаясь на себе, своих мечтаниях и не предпринимая никаких действий. Можно ли эту характеристику применить также и к Ассоль? Для ответа на этот вопрос мне придется немного выйти за рамки художественного произведения Грина и немного порассуждать вне его контекста. Мне кажется, что Ассоль очень хорошо представляла, кто именно ей нужен, у нее были четкие критерии, по которым она узнала бы своего «капитана»: в художественной ткани произведения это воплощено в знаменитом образе парусов из алой ткани, но не будем понимать это буквально? Да, действительно, сложно представить Ассоль, заигрывающей с кем-то из грубых мужиков своей деревни.

О чем же написана повесть «Алые паруса»? Я бы ответила так: о сбывшейся мечте, вернее даже о процессе осуществления мечты. Но не смогла бы оставить этот ответ без пояснений. Центральное событие произведения, осуществление этой мечты - и «рукотворное», и «судьбоносное» одновременно. Причем мечта эта была сотворена и осуществлена равным образом при участии как Ассоль, так и Грэя, хотя в той самой психологической литературе подчеркивается исключительная роль капитана в жизни Ассоль: якобы Грэй должен приплыть под парусами и вытащить ее из лап обыденности. Но это совершенно неверный взгляд в контексте повести. Ведь если бы не было Ассоль, эта мечта никогда бы не осуществилась, ведь не было бы самой мечты и осталась бы только та самая обыденность.

Условием осуществления мечты стало её наличие, причем в абсолютно живом и детальном виде в воображении героини, возможность донести в полноте её содержание до «другого» (в «Алых парусах» это происходит опосредованно, как бы помимо воли и знания Ассоль, отсюда такой ошеломляющий эффект чуда), восприимчивость в отношении этой мечты (и самой Ассоль) Грэя, его способность её осуществить, включая наличие некоторых «материальных» ресурсов, а также, безусловно, «случай». Грэй - «человек дела», ему чужды «отвлеченные» мечтания (у него нет дара Ассоль, а дар Ассоль виден только «внутреннему взору», в отличие от характера Грэя, которого сразу признают «храбрым молодым человеком»): в детстве он вынул гвозди из рук Христа на картине, да и рай мог уместить в своей собственной ладони (разговор в винном погребе с Польдишоком). «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им».

Конечно, это повесть не только о человеческой, рукотворной мечте. Это повесть и судьбе, о судьбе мечты, которая сбылась, и о роли судьбы («случая») в «сбыче» этой мечты. «Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее». «Так, - случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, - Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности».

Как можно было бы это интерпретировать в контексте той самой «современной психологии»? Да по-моему так, что чем выше себе ставите планку, тем выше и прыгаете. Ну что поделать, не нужен Ассоль Вася из соседнего подъезда. А чем лучше представляете себе, чего хотите, тем больше вероятности, что получите именно то, что хотите, а не Васю из соседнего подъезда. Только вот «представляете, что хотите» - это отнюдь не только и не столько про «квартиру, машину, дачу». Потому что не об этом «Алые паруса». Ведь полет над обыденностью в этой повести заключается не жизни во дворце, которая ждет Ассоль (вспомним, что жизнь эта, в некотором смысле, была у Грэя такая же обыденная и серая, как у Ассоль в ее деревне; Грэю гораздо более по душе были дальние странствия). Это полет, в который Грэй пустился благодаря Ассоль, а Ассоль - благодаря Грэю, которые «узнали» друг друга еще не будучи знакомы. «Мечта может не осуществиться». «Так можно и всю жизнь прождать» - да, так и есть, это разумные аргументы «рациональных» людей. Но повесть Грина не о них.
Previous post Next post
Up