А когда, Веничка, ты впервые заметил, что ты дурак?
Стоит еще отметить, что в этом сюжете очень чувствуется присутствие трикстера. Это слово, примерно соответствующее словам «шут», «дурило», «плут», означает одну из очень значимых в человеческой жизни архетипических ролей. Трикстер так же вечен и так же универсален, как «герой» и «жертва» - центральные, на мой взгляд, персонажи современных сюжетов. В отличие от них, трикстер не делит мир на хорошее и плохое, на добро и зло, не ставит целей и не ищет причин. Он в основном просто «прикалывается», развлекается, играет. В нем представлены совершенно любые качества «открытого» характера (который «взрослые» часто называют «детским»): любознательность, жадность, гнев, веселье, похоть; а сюжеты с его участием изобилуют взрывами эмоций, необъяснимо странными поступками (и в пользу трикстера, и в аккурат наоборот), и кончаются эти сюжеты не победой добра (как сюжет героя) и не гибелью невинности (как сюжет жертвы), а всякой ерундой; да и нет у них жанрово обозначенного конца. История про трикстера сродни анекдоту - ноль морали, смысловой центр там, где смешно, а коли не смешно - тоже не страшно. Трикстер в результате своих деяний часто гибнет, но его это никак не смущает и не учит - в следующей истории он опять жив и делает то же самое.
Одним из моих любимых трикстеров является Кокопелли - дух индейцев юго-запада США (хопи, анасази и прочих). Он вечный странник. На горбу он несет мешок с семенами, которые разбрасывает тут и там (это прежде всего семена кукурузы и человеческое семя). У него огромный стоящий фаллос (который, скорее всего, как у других трикстеров, умеет «охотиться» без хозяина). Во рту Кокопелли держит флейту - ей он оживляет природу (так он однажды прогнал льды и призвал весну на всю землю). Его боятся молодые девушки (он несет беременность неизвестно от кого) и вообще никто особо не призывает. Он приходит сам.
В этой интернетовской шумихе присутствие трикстера ощущается по накалу страстей, взявшихся вроде бы ниоткуда, и что еще характернее, девшихся в никуда. Трикстер вызывает у «нормальных» людей чувство ужаса, которое они стараются рационализировать в меру своей рациональности, но подсознательная основа обычно хорошо видна. Свобода «от добра и зла» слишком антагонистична базовым сознательным ценностям. Со «злом» «добро» нередко вступает в переговоры; со «свободой от добра и зла» и переговоры слишком страшны. Мимоходом столкнувшись, «нормальные люди» и «трикстер» опять оказываются в разных смысловых полях, где обычно продолжают друг друга изо всех сил не знать, не видеть и не помнить. В интернете всё происходит усиленно быстро: спустя две недели - никаких контактов между так горячо соприкоснувшимися «лагерями».
Как некогда написал по похожему поводу Веничка:
«И вот - я торжественно объявляю: до конца моих дней я не предприму ничего, чтобы повторить мой печальный опыт возвышения. Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. Да. На каждую ступеньку лестницы - по плевку. Чтоб по ней подыматься, надо быть жидовскою мордою без страха и упрека, надо быть пидорасом, выкованным из чистой стали с головы до пят. А я - не такой».
(источник -
http://skazkoterra.newmail.ru/mist/mist-11.htm )
От себя, - Потрясающе! :)
Добавлю также, что в североамериканской "животной" раскладке ("медицинском колесе" и других) трикстеру соответствует койот.
В европейском театре - "застрельщик"-Скарамуш, о котором есть очень хорошая книга у Рафаэля Сабатини (она была в сети как по-русски, так и по-английски).