Итак,
мы действительно приближаемся к финалу. Осталась пара-тройка постов, вы уж потерпите, ладно? Или не терпите, если не хотите. Вы же нормальный человек, а ни один нормальный человек терпеть такое обращение…
А? Точно нормальный человек? Какое обращение? Задумались?.. Это хорошо. Это радует.
Итак, вмененные роли и внутренние команды. И роль СМИ и пропаганды в нашей жизни (опять!).
Я об этом говорил,
вот в этом цикле, да и не только. Про “каждый порядочный человек”, “гуманизм”, и так далее.
Собственно схема очень простая. Вначале автор текста (или не текста, тут уж как фишка ляжет) выражает свою приверженность неким ценностям и идеалам - которые, так уж сложилось, нравятся большинству людей - или лично вам, и приглашает вас занять место рядом с ним. Вы же порядочный человек? Вы же противник кровавого тирана? Вы же настоящий мужчина/женщина? Вы же свободный, мыслящий человек? Ну и так далее.
А потом внезапно оказывается, что раз вы входите в эту общность, то обязаны совершенно определенным образом реагировать на некий внешний раздражитель. Иначе - нет, извините, вы не порядочный человек, не... и так далее.
Например, добрый христианин просто обязан подавать убогим. Привет, токсичная благотворительность. Христианин? Подай! Тем более, с 50 рублей не убудет же от тебя.
Ну и подают. Из полтинничков добрых христиан складываются головоломные суммы, уходящие в неведомые дали (из которых убогим, конечно, перепадает... какой-то процент... я не знаю, какой, если есть желание - спросите специалистов).
И если первые 10 раз еще может случиться какой-то рывок в сторону мышления, то после этого, у человека, желающего причислять себя к некоей общности, уже нет никакого рывка. Вместо него образуется четкий рефлекс, прям по Павлову - я это уже видел, я точно знаю, как тут надо поступать. Леша выйдет, когда ты выйдешь, каждый добрый христианин, каждый настоящий мужчина… Нет, некая нервная деятельность происходит, конечно. Но назвать ее мышлением нельзя при всем желании. Чистый рефлекс.
Ну ладно, не вполне чистый. Чистые - это безусловные, как глотательный или мигание. А этот - условный, выученный. И при необходимости может быть заменен другим похожим, отчего наблюдая эти совокупные общественные дрыганья отстраненно, можно их принять за мышление и долго недоумевать тому, что вот вроде бы умный человек… и этот тоже, и тот, и вон те трое. Но прозвучала команда - допустим, “каждый добрый христианин” или “каждый настоящий патриот”, или “every true citizen of our great country” - и куда что делось. Послушно побежали в указанном направлении: и этот, и тот, и те трое, and that group of... citizens.
Примерно так нас переучивали в начале 90-х. Практически всех и переучили. Только давайте сразу уточним: ведь это придумали не либералы, о которых вы вспомнили - нет, современные либералы просто круче всех это используют. А так - Советская власть тоже ведь пользовалась. Прям с начала антивоенной агитации в окопах и пользовалась. Только куда как более топорно, она старалась частью говорить правду, а это в данном случае только вредит. Был такой грустный анекдот: “Мы думали, что Советская власть нам врет обо всем - а оказалось врали только про коммунизм, а про капитализм правду говорили.” Именно поэтому у тех людей, которые более-менее умеют мыслить, и выросли еще при Соввласти (то есть в 1991 году им было 14 и более лет) образовался на такие вещи иммунитет, ну или хотя бы чуйка - “ПрЕтворяются планы в жизнь, партией и правительством, а мы прИтворяемся, что в это верим”.
Кто и когда решил, что правильная мысль - это та, которая сразу понятна многим и вызывает желание ее поддержать и разделить, теперь уже неважно. Кто и когда объявил, что умный человек должен немедленно бежать претворять в жизнь идеи,вызвавшие у него доверие, а если он этого не делает, он либо трус, либо дурак, тоже уже не принципиально. Важно то, что это опять не мышление. А способ продемонстрировать свою способность к мышлению… для других не думающих.