о религии, эклектично, не завершено

Jan 11, 2029 00:26

Написалось давно, в журнале у Врядлина. Тема вылезает снова и снова, и мне она любопытна - а писать заново обычно лень, и отыскивать в недрах жж - не легче; так что пусть текстик здесь полежит, в т.ч. в качестве кредо.
Read more... )

Leave a comment

lapot April 7 2006, 16:20:37 UTC
Объединения могут быть на любой другой основе - комьюнити-замлячества, к примеру, вполне действующий эквивалент объединения разнородной разновозрастной толпы. Т.е., элемент "религия - клуб по интересам" конечно имеет место быть, но этнические землячества, мне кажется, куда устойчивее. Религия как замена партийной принадлежности тоже есть, у меня перед глазами несколько примеров как бывшие члены КПСС исправно ходят в церковь и соблюдают пост - и всё это неподдельно, у них есть потребность в идеологической структуре с обрядностью, одна структура приказала долго жить - нашлась другая, причём поиск был простым "как у всех принято", что не отменяет искренности. Насчёт вечной жизни - вопрос "какой процент религиозников безоговорочно верит в вечную жизнь" неоднозначный, хотя как бы полагается. :))
Т.е., я вживую знаю 3 категории людей религиозных (в разной степени :)) -
1)местные канацкие аборигены, выросшие в семьях, гда традиция религиозности (любой конфессии) не прерывалась ни в семье, ни в обществе
2)б.СССР неофиты, при советской власти бывшие научными атеистами разных сортов или просто не заморачивавшиеся вопросами "есть ли бог" по ходу дела
3)б.СССР традиционники, в семьях которых в той или иной степени поддерживались религиозные традиции, иногда просто невидимые постороннему глазу. Я вот из такой семьи: не так, чтоб уж прям религиозной, но традиции определённые поддерживались даже тогда, когда это было в общем-то чревато. :)) Шед, как я понимаю, тоже. При этом я тоже теологию не изучал :)) и в этом деле в общем-целом безграмотен, бо лезть по-настоящему позывов нет, т.к. я знаю, что если в это лезть, придётся менять образ жизни, чего я делать не собираюссссс. Тем паче, я и человеком верующим себя назвать не могу, это было бы неправдой. Так, на автомате поддерживаю традиционные в семье вещи, исходя из идеи, что родители и прародители были явно меня не глупее и видели в этом смысл, чего ж я буду менять установленый порядок вещей.

Ну так к чему я это... я вполне могу согласиться с мыслью, что категория 2) (очень многочисленная, кккбы не большинство из считающих себя верующими граждан б. СССР) ищет именно ощущения востребованности. А вот насчёт 1) и 3) я бы подумал...

Относительно этических аспектов - я к этому отношусь безо всякой метафизики: в уставе всё написано. Т.е., не всё, конечно, но то, что написано, является Законом. :)) По меньшей мере, то, что было высечено на камне специально для таких любителей неоднозначностей как я - типа, чтоб нельзя было отвертеться непониманием или пониманием расширеным. Очень даже просто (конкретно об этике, религиозную сторону выносим за скобки): не поклоняйся идолам. не воруй. не занимайся убийствами. не прелюбодействуй. не лжесвидетельствуй. уважай родителей и заботься о них. не клади глаз на имущество соседа, его дом, его жену, его раба, его скот. назначьте себе судей, которые будут следить за соблюдением этих законов. И всё - и нефиг искать себе оправдания, я нарушаю закон - я знаю, что я его нарушил и мне за это причитается. И никаких лукавых философий. :))Как-то так проще жить - если уж чего делаешь, то по крайней мере не прячешь голову в песок и не занимаешься строительством целой системы оправданий себе, любимому: если нельзя, но очень хочется, т.е., так хочется, что плюнул на запрет и сделал - принял к сведению, что штрафные очки на моём счету записаны и мне за них платить.

И ещё одна штука: календарная обрядность имеет ещё и дисциплинирующе-обучательную функцию, как дедлайн, что ли. И функция религиозно-семейных праздников тоже оч. хороша, люблю. :))

Reply


Leave a comment

Up