О Боге, вере и милосердии...

Jun 27, 2011 16:10

Иду я сегодня с Чернышевской, с Сеничем на велокате... Настроение - замечательное, солнышко - светит. И тут из-за угла подкрадывается проходящий мимо меня человек, заинтересованно спрашивает про наше транспортное средство... Ну, ничего особенного - многие удивляются, спрашивают, а я, как фанатик идеи, отвечаю-рассказываю. Ну, и в этот раз тоже сказала, что это - велокат, очень классная штука. Человек, улыбаясь, кивает головой и тут задает вопрос:
- А чему Вы хотите прежде всего научить своего ребенка? вот это меня должно уже было насторожить, но...
- Ответственности.
- Хм... А перед кем?
- Перед собой, разумеется.
- Как это - "перед собой"? А как же Бог?
Дальнейшую дискуссию "на ходу" (да, зачастую мне очень сложно быстро сообразить, как эффективно и тактично завершить беседу) я пересказывать не хочу...

Я не вижу необходимости обязательно вливаться в рамки какой бы то ни было религии. Правильная религия та, которая дарит человеку внутреннюю гармонию, помогает ему жить в согласии с собой и миром, делает его счастливым. Какая разница, будет ли он для этого посещать мечеть, храм или слушать звук воды у лесного ручья?

Каждый из нас, по-сути, живет в своем мире. Этот внутренний мир в каком-то смысле и есть наша вера, наша религия. Он выстраивается как цепочка ответов на встающие перед человеком вопросы: почему я живу? в чем цель моей жизни? как мне жить? к чему стремиться? почему человек смертен? почему вышло так, а не иначе? почему мир несправедлив? и пр. Эти вопросы возникают всю жизнь (а может они и движат жизнь), так и внутренний мир выстраивается всю жизнь. Своеобразный Temple de la Sagrada Família. Иногда уже принятое решение (ответ) приходится отклонить, так как он оказывается ущербным: ты встаешь перед новой задачей, которая опровергает прежний ответ (опыт). И ты начинаешь искать снова.

Я не владею истиной, но у меня есть моя правда, мой внутренний мир. Да, он, наверное, плохо вписывается в стандартные рамки мировых религий, но он соответствует моему жизненному опыту, и он помогает мне пребывать в гармонии с собой и миром.

Я верю в Бога, но я не жду, что он будет любить или прощать. На самом деле мы ничего не знаем о Боге, но часто приписываем ему какие-то человеческие качества. Я не знаю, какой Он - Бог. Может быть он - справедливо карающий Яхве, может любящий и всепрощающий, искупающий своими страданиями наши грехи, может это Будда, может Аллах, а может просто эфир. А может Бог - умер? Какая, собственно, разница?

Для меня - никакой. Я живу здесь и сейчас. Если Бог есть, то это он мне дал это право или возможность жить здесь и сейчас. Я не знаю, что было до и что будет после. Я владею только этим мгновением. Моя задача - его реализовать.

Для себя - я - центр вселенной. Для меня-то и мир существует только пока я есть. Мне не нужны мифические Рай или Ад, когда-нибудь после Судного Дня. Моя религия - «человек сам творец своего счастья»: мы сами создаем для себя рай и ад, прямо сейчас, а не в загробной жизни.

А как же Бог? А как же сложное сплетение событийных последовательностей, которое принято называть божьим провиденьем? Я не знаю. Может быть действительно это - божий замысел, а может - просто цепь случайностей. Для меня этот вопрос не важен. Я считаю с одной стороны, что с человеком случается то, что ему необходимо, и с другой - он «провоцирует» события. Как это «необходимо»? И как в таком случае «провоцировать»? Для меня глобальная цель жизни - развитие: мы приходим учиться, и все, что с нами случается - уроки, упражнения, чтобы стать… нет, не лучше… больше, в смысле знаний. Если человек хорошо усвоит урок - он переходит к следующему заданию, если нет - он будет наступать на одни и те же грабли, пока не усвоит. Если выполняя задание обнаруживается другой «пробел», то рано или поздно ему придется «решить» и это «задание».

Бог в таком случае - та сила, которая помогает нам развиваться, «образовательная программа». Это очень упрощенная и не очень корректная формулировка, но это не так важно. Просто при таком подходе я не жду ни любви и прощения высшей силы, ни наказания. «Бойтесь христиан - у них есть Бог, который им все прощает».

Я просто знаю, что каждый поступок ведет к определенному результату, если я получила результат, который мне не нравится, это значит только то, что а) этот результат мне сейчас необходим, чтобы что-то понять; б) это результат моих поступков, а не сверху свалившееся несчастье.

Собственно, я не претендую на истину - это мои ответы на мои вопросы. Когда у меня возникает новый вопрос - я достраиваю свой внутренний мир. Я не исключаю, что может придет время, и понадобится снести все строение, чтобы возвести совершенно новое сооружение. Если в этом будет необходимость. Моя личная необходимость. Если у меня возникнут вопросы, ответить на которые я в рамках настоящей системы не смогу. Но сейчас у меня нет таких вопросов. Для меня сейчас все просто и ясно. Я пребываю в состоянии счастья. И у меня нет никакого желания «распространять» свое счастье. Хотя бы потому, что я считаю, что у каждого - свое счастье и двух одинаковых не бывает. А еще - потому что не считаю свое счастье - единственно верным (даже для себя).

А когда сторонний человек приходит и говорит: «твое счастье - фальшивка! Твой труд - сплошное заблуждение» - прав ли он? Да и откуда ему знать? Он не знает, что ты за человек, какую жизнь ты прожил, как сооружал свое «фальшивое» счастье… Приходит и просто хочет сломать? Это ли добро и истина? Я не понимаю, как подразумевая христианское милосердие можно выбивать основу из под ног человека? А вдруг он упадет и уже не сможет сам подняться? Эти «миссионеры» знают как тяжело вставать? Это все равно, что вытолкать человека из самолета, успокоив, что у него за спиной парашют. Но человек-то даже не знает, как им пользоваться. Тут, конечно, либо он откроет и ощутит радость полета, либо… Либо он просто разобьется.

Все это к чему? Не хорошо это, пытаться разрушить чужое мировоззрение, не хорошо. Оно может оказаться очень хрупким. Человек сам может найти ответы, если жизнь перед ним ставит вопросы. Чужие ответы на чужие вопросы никому не нужны. Это все равно, что дать списать домашнее задание. На первой же самостоятельной это аукнется. Нет, не «миссионерам», а подопытным кроликам. Будьте же воистину милосердными, не лишайте человека свободы. Свободы выбора, которую, если верить Библии, ему дал Бог.

за жЫзнь

Previous post Next post
Up