про Крым

Feb 28, 2014 03:16

Мне повезло: накануне первой драки в Симферополе я успел вывезти оттуда бабушку и дедушку.
Воспользовавшись случаем, опросил человек пятнадцать о том, чего они ждут от жизни. Хочу написать кое-что о самоопределении крымчан.
Википедия говорит нам, что «существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия». В Крыму сейчас назревает определенное противоречие.

Основная масса людей в Крыму не ходит на митинги, не занимается политикой. Вместо этого крымчане просто говорят на русском языке и грустят оттого, что в школах его преподают как иностранный. Митинг? Нет, не ходил, работать надо. Это мне как раз накануне первых столкновений сказали семь из десяти опрошенных таксистов.
В Севастополе мироощущение другое, севастопольцы всегда готовы сражаться за свой Город-герой. Там русский флот, там отставные моряки, там Лужков построил целый район:-)
И поэтому позиция остальных крымчан меня сейчас поражает значительно больше. Вызывает гордость.

Посудите сами:
- еще в советские времена началась украинизация; отчетливо помню, как “РЫНОК” превратился в “РИНОК”;
- в последние 25 лет в школах на русский язык и литературу часов очень мало, а вместо истории - “история Украины”; то есть уже выросло поколение, обученное по украинскому образцу;
- единственный раз, когда крымчане выбрали своего президента (1994, Юрий Мешков), готового отстаивать их право на самоопределение, - тот оказался неумелым политиком и через полгода был снят, а президентский пост упразднен;
- за все постсоветские годы Крым не получал никакой политической поддержки от России, чаще Россия поддерживала украинских президентов (история со снятием Мешкова разворачивалась по согласованию с Ельциным);
- единственный президент, на которого Крым надеялся (Янукович), кинул крымчан дважды, да и в целом - бандит, что уж тут; Крым от его грабежей пострадал больше Западной Украины: тут есть, что грабить, курорты, земля у моря, местный бизнес;
- уже много лет в Крыму не находилось лидеров, способных поднимать вопросы самоопредления без истерики и фарса.

Нет поддержки России, нет лидеров, не было ни одной победы в борьбе с украинизацией никогда.
Но все равно средний простой крымчанин осознает себя русским, любит русский язык, а Россию считает своей большой Родиной. Поверьте, я каждый год проверяю, и для меня это похоже на чудо. Труднее, наверное, сербам, но у них есть Косовский завет.

И вот главный вопрос сегодняшней повестки дня в Крыму: чем крымчане готовы пожертвовать ради самоопределения? На что пойти? Лучшего времени, чтобы самоопределиться, не было с советских времен, и неизвестно, будет ли.

http://www.youtube.com/watch?v=TbscFxgYLe4
Вот картинка: двойной, русский и татарский, митинг в Симферополе. Три тысячи татар, три тысячи - от русских общин, толпа против толпы под стенами крымского верховного совета. Татары поддерживают майдан: скандируют «Украина!» и «Аллах акбар!». Камера снимает, в основном, из их рядов. Потом вместе с корреспондентом приближается к русской части митинга.
В сцепке стоят крепкие мужики, несколько одеты как казаки, но в основном типичные крымские таксисты, «евпатория-судак-южныйберег! сейчас едем!». Ожидаю услышать скандирование «Крым-Россия!» или что-то вроде. Нет, молчат.
Напротив них татарская молодежь, кричит «вы поддерживаете олигархов/януковича/шайтана!». Мужики молчат.
Корреспондент тычет в них микрофоном. Мужики смущенно отворачиваются, потом один вспоминает формулировку: «не даем комментариев», остальные начинают отвечать так же.
Корреспондент наседает: Зачем вы здесь стоите? Чего вы хотите?
И вдруг кого-то во втором ряду прорывает: «Потому что _здесь_ должны решаться наши вопросы, не в Киеве и не в Харькове! Крым - наша земля, не бендеровская и не яныка (так тут Януковича называют)!».

Мне трудно об этом писать, я не живу в Крыму, бабушку с дедушкой теперь в Москве. А много чужих бабушек и дедушек еще там.
С самоопределением, как верно говорит википедия, “существует определённое противоречие”, и два человека уже погибли из-за этих противоречий. Но есть очень важный вопрос, на которые мы, россияне, не живущие в Крыму, обязаны ответить: мы верим, что крымчане понимают, что делают? Мы верим, что вывесить российский флаг над захваченным зданием парламента - это их свободное самоопределение? Или мы считаем, что там сидит горстка сепаратистов и путинский спецназ? Это не фигура речи. Вдруг - сидит?

Не зная ответа мы можем очень круто ошибиться, в действиях или бездействии.
Мы окажемся либо подстрекателями, которые втянули мирный народ в гражданскую войну с настоящими смертями.
Либо настоящими, без дураков, предателями, которые в очередной раз оставили без помощи тех, кому больше не на кого надеяться. Просто представьте себе, что двадцать пять лет назад Украине отошел Троицк.

У меня нет ответа на вопрос, что делать. У меня в Крыму еще остались родственники, папа и крестный, я за них боюсь. Но ситуация такова, что мы здесь, в Москве, обязаны узнать, готовы ли крымчане бороться за свое самоопределение? А узнав - ну, сами понимаете, ни к чему не призываю, с уважением отношусь к международному праву.

Вот, к примеру, готовящийся в Крыму референдум - отличная точка, чтобы все прояснить. Кто знает, как стать международным наблюдателем? Уверен, там будет, чем заняться.
Previous post Next post
Up