По колено в снегу, под хлещущим в лицо ветром (и снегом же), аки Герда в Лапландии - пробилась в Концертный зал Мариинки 11 декабря, слушать (и смотреть!) «Осуждение Фауста» Берлиоза (как Иванушке Бездомному, только наоборот, придётся дописывать: «композитора»).
Если в двух словах, могу сказать так - это был драйв мощностью в сорок тысяч рок-концертов. Серьёзно, я не шучу! Рок-концерты курят в уголке. Мне кажется, умные люди знают это давным-давно, ну а я хоть на старости лет приобщилась к сакральному знанию. Классика вечна именно потому, что КРУЧЕ! («Девятую, хоральную, - заворожённо прошептал я» - да, мистер знал толк в извращениях!)
Не заглядывая в Википедию, напишу как чувствую. В XIX веке, судя по всему, многие композиторы задумались о симбиозе официальной (в первую очередь, церковной, торжественной органной) музыки - и народной, включая сюда всё остальное: и крестьянские песни, и военные марши, и студенческие гимны, и всё-всё-всё. Вот как раз в «Осуждении Фауста» Берлиоз собрал их в одном флаконе. И… пролетел - буквально! - как фанера над Парижем!%) Публика «не приняла» (дебилы, merde!). Но сейчас, конечно, всё это воспринимается совсем иначе. «Культура, которую мы потеряли - дураки потому что».
Берлиоз, конечно, читал Гёте, и восхищался им (читал, кстати, во французском переводе аж самого Жерара де Нерваля - ну слава богу, не в пастернаковском хоть!:)) Но, понимая, что «Фауст» в изложении Гёте - это некий такой, прости господи, постмодернизм, хотя и слова этого поганого тогда ещё не было - он обратился к истокам, то есть к средневековому германскому мифу. Поскольку у меня тут многабукф, и все читатели-спринтеры уже выдохлись, я позволю себе ещё немножко повыёбываться и процитировать А. К. Толстого (самого любимого из всех толстых, ага):
Нет, то не Гёте великого Фауста создал, который
В древнегерманской одежде, но в правде великой, вселенской
С образом вечным своим схож от слова до слова.
И вот именно поэтому «Осуждение Фауста» Берлиоза - это не дань моде XIX века (как у Гёте), а вневременная, архетипическая (простите меня кто-нибудь) история.
Начало подзатянулось на полчаса (маэстро Гергиев как всегда капризничает, я ещё по летнему «Парсифалю» это помню, - но любим мы его не за это!) Тем временем я рассматривала концертный зал Мариинки (раньше не была). Он хорош! Я интуитивно купила место на балконе - хотелось сверху посмотреть на всё в целом, концерт - это же не опера, там нет зрелищных элементов спектакля) - и угадала! Видеть, как оркестр и хор «вибрируют и пульсируют, как единый живой организм» (штамп, но правда!) - это дорогого стоит! К тому же, место было на правой стороне - и солисты оказались не сбоку, а прямо напротив! Делюсь лайфхаком!
Всего действий четыре, в целом примерно на два часа. Вначале антракта не планировалось, но увы, его объявили. (Дальше объясню, почему «увы».) Итак.
В первой части сначала шла, так сказать, раскачка - «Интерлюдия» и «Хор и крестьянская пляска». Но потом зазвучал «Венгерский марш» (aka «Марш Ракоци»). О, Венгерский марш!.. Все вы слышали его, конечно (погуглите). Он не менее популярен, чем, например, «Марш Радецкого» (тоже все слышали, но не знали, что «это оно»). Но он был исполнен с таким драйвом, что публика впервые зааплодировала ещё задолго до финала - и мне уже тогда стало понятно, что «вечер удался».
Во второй части всё шло по нарастающей: начиная с «Винного погреба Ауэрбаха» и вплоть до завершающих хоров (Хор гномов и сильфов; Балет сильфов; Хор солдат; Хор студентов.) Хору Мариинки просто отдельный величайший респект! У меня мурашки по коже не столько от великолепных инструментов, сколько от голосов! Ближе к концу второй части мне казалось, что я сейчас непроизвольно воспарю над балконом и пролечу круг над сценой, подобно герою романа «Блистающий мир» - и никто этого не заметит: настолько все увлечены музыкой. Ну, летит какая-то тётка, фиг бы с ней, может, спецэффект.
И увы - после второй части объявили антракт!:((( Ощущение было такое, как будто тебя не просто разбудили, а грубо растолкали: «Вставай давай!».
Третья часть была сама по себе хороша, но - эклектика! - слишком уж похожа на классическую итальянскую оперу, чтобы зачаровать-заворожить. Слишком предсказуемо. (Даже для меня, хотя я уж точно не меломан со стажем.) Разве что к концу - «Менуэт блуждающих огней» - настраиваешься на трагический финал - «Вдохни и не выдыхай».
Но четвёртая часть…
Она как бы говорит: в аду нет ничего хорошего, дети. «Там темно и попе больно»(с), что бы вам ни казалось.
«Адская скачка» и «Пандемониум. Хор духов ада» - это то, о чём хотел, как я сейчас понимаю, написать Булгаков в финале «Мастера и Маргариты» (там и Берлиоз, и Воланд-немец, и Мастер-Фауст, и Маргарита-Фрида-Натащщя)- но не сдюжил. Да, бывает.
Получилось «то, да не то». Откосил, буквально как Швейк, «чего вы хотите, я идиот!» И, кстати, то же самое либо в финале фильма «Бег», прекрасного, - белое заснеженное поле (чистилище, конечно же, «альбедо»), либо, как в «Белой гвардии» - «снег и огонёчки» - но что за огонёчки? а вот те самые.
И как безупречно выстроен переход! Сначала поёт церковный хор, а далеко, еле слышно, - цокот копыт, а потом наоборот - дьявольские копыта приближаются и грохочут, а хор поёт всё тише, всё отдалённее:
- Santa Maria… ora pro nobis…
- Santa Margarita… ora pro nobis…
И - луч света в тёмном царстве - «Апофеоз Маргариты». (А Мастер - с Воландом в АдЪ!:))
В общем, совет всем добрым докторам дал ещё Наше Всё:
Держись, держись всегда прямой дороги!
Ведь в мрачный ад дорога широка!
PS впервые видела, как в финале зал аплодировал стоя, чуть ли не полчаса. И я тоже, конечно! Не формально, типа дань вежливости, а отбила все руки!
Валерий Гергиев - наше культурное достояние!
КДПВ: