В воскресенье выбрались на пару часов в ближайший к даче город Коломна в музей пастилы.
Крошечный частный музей, открытый энтузиастами на потанинский грант год назад, в старом центре города, ужжжасно милый, красивый и уютный, интересная программа: дегустация пастилы, созданной по старинным рецептам, под чай и занимательный рассказ, немножко экзальтированная рассказчица-экскурсовод в кринолине, восстановленный антураж дореволюционного купеческого дома. Музей малюсенький: две комнаты, терасска и двор старого купеческого дома, экскурсия длится час, стоит 250р, записываться на нее надо заранее, ибо аншлаг.
Сайт коломенского музея пастилы
http://www.gorodmuz.ru/pastila/ Это уже третий частный музей, который мы посетили в России, первые два - в Переславле-Залесском и разница между ними и музеями государственными - очевидная. В первых все можно трогать руками, на всем сидеть, фотографироваться с любым экспонатом, каким бы старым и ценным он не был, задать какой угодно вопрос. Все для людей, все для народа (с) что называется.
Во вторых ходишь как в операционной, ничего не трогай, не лезь, не прикасайся, громко не разговаривай, не смейся, мобильный выключи и вообще, поменьше отсвечивай. Госмузеи полны Злобных Старушенций с перманентно-хмурыми лицами, весь вид которых показывает до какой степени им надоели все посетители. Ходют и ходют тут, а ты за ними убирай (с). Отношение, в лучшем случае - равнодушие из-под суровых бровей, в худшем (и нередком) - неизбывное российское хамство. На прошлой неделе мне так нахамили в яснополянском музее, что я еще долго размышляла, что же должно твориться в голове у вполне еще нестарой женщины, что она так отвечает на очень безобидный и дружелюбный вопрос (по теме ее зала, к тому же).
Еще из личного опыта: однажды в питерской Кунсткамере бабулька-надзирательница разоралась на то, что мой молодой человек поцеловал меня в щечку прилюдно.
«Тут же дети! Бесстыдники!». И ладно бы высказалась раз, но эта блюстительница нравственности шла за нами через все залы, громко порицая за распущенность и привлекая внимание своих товарок и посетителей музея к нашим персонам. К концу экспозиции я чувствовала себя, по меньшей мере, разнузданной порно-звездой Чичолиной, заехавшей на утренник к первоклашками и преследуемой полицией нравов. Стоит ли говорить, что в Кунсткамеру я больше не ходок. Осадочек остался.
В частных музеях такое отношение к гостям невозможно просто потому, что совершенно понятно _ради кого_ любой музей вообще создается, да и посетители голосуют рублем. Чего никак не просекут служащие музеев государственных.