Давно обещанный пост....
Не знаю, может ли мой опыт в штук несколько аппликаций давать мне право претендовать на гордое слово мастер-класс... поэтому, скажем так, я просто делюсь опытом. Частично, я подсмотрела технику на швейном форуме "Осинка", частично дотумкала сама...
Любая аппликация начинается с идеи, то есть с контурного рисунка. Идею можно нарисовать "из головы", перерисовать с понравившегося рисунка, стащить из тырнета и распечатать. Главное, чтобы размер рисунка совпадал с размером будущей аппликации. Я иногда рисую, как получится, потом фотографирую нарисованное, чищу фотку граф.редактором, масштабирую и печатаю. Часто перерисовываю с какого-нибудь рисунка, по ходу добавляя какие-то свои детали.
Если подготовленный рисунок (дальше для краткости я его буду называть шаблоном) очень понравился, рекомендую сделать с него копию ;) потому что некоторые техники, как видно на фото ниже, к шаблону относятся варварски.
Далее готовим кусочки, которые пойдут на аппликацию.
Я расскажу все на примере аппликаций-вставок
вот к этой футболке, но по ходу упомяну еще два случая, которые я удосужилась фрагментарно фотографировать в процессе.
Итак, готовим кусочки: верхнюю и нижнюю ткани и флизелин. Если аппликация выполняется на небольшой детали, то все три ткани могут выкраиватсья одинаково, как на фотографии слева. Если же деталь, на которой выполняется аппликация большая, то выкраиваем кусочек, по размеру чуть больший, чем шаблон, как на фото справа.
Насчет флизелина. В принципе, если аппликация небольшая, например, на детской вещи, из которой ребенок все равно через несколько месяцев вырастет, то флизелином можно и пренебречь. Но такая аппликация будет менее износостойкой.
Далее собираем "бутерброд": ткань, которая будет к телу (или нижняя), флизелин, верхняя ткань.
Важный момент насчет флизелина. Если у вас флизелин клеевой, то проглаживать его на этом этапе не надо, потому что после отстрачивания часть флизелина будет срезаться. Отглаживать апликацию надо будет в самом конце, уже готовой.
Иногда аппликация делается как бы "отдельно-стоящей", т.е. после того, как она будет готова, ее можно будет пришить на любое изделие. Тогда она собирается на куске флизелина (на фото справа заготовка такой аппликации).
Так же аппликация может содержать не одну дополнительную ткань, а несколько (то же фото справа), где в верхней части аппликации под сиреневую ткань подложена белая, а в нижней - полосатая.
Некоторые "маньяки" (в хорошем смысле этого слова) добавляют в "бутерброд" еще один слой - кладут сверху кусочек водорастворимого флизелина. Водорастворимый флизелин дополнительно укрепляет швы, не дают шву провалиться в ткань (актуально, например, для велюра), делает швы более выразительными и декоративными. Я в большинстве случаев этим слоем пренебрегаю.
Скрепляем слои ткани. Можно просто закрепить булавками в нескольких местах. Но если аппликация сложная или куски выкроены слишком точно, то лучше прометать, чтобы в процессе работы слои не смещались относительно друг друга. В приведенных выше примерах, "медвежью лапу" я просто скалывала, "драконочку" сметывала несколькими стежками поперек всего, зеленую "обратку" сметывала по периметру и дополнительно закрепляла флизелин булавками.
Переносим шаблон. В данном случае (фото слева), мне нужны были две симметричные вставки и контур был довольно простым, поэтому я перенесла рисунок на ткань. Чаще я просто прикалываю шаблон поверх будущего лица (фото справа) и строчу прямо по шаблону. Важный момент. Строчить по шаблону с лица можно только, если вы будете использовать прямую строчку. Если же предполагается строчить зигзагом, то или надо прикалывать шаблон с изнанк
и (соответственно, шаблон должен быть зеркальным), или переносить рисунок на ткань - ибо потом замучаетесь выдирать микроскопические кусочки бумажки изнутри зигзаговой строчки...
Регулируем натяжение нитей.
Чтобы шов получился более декоративным, надо, чтобы нитка, которая будет на изнанке, была натянута чуть сильнее обычного и немного перетянула на изнанку узелки от переплетения нитей.
Если строчить будем по изнанке, то надо ослабить нижнюю нить и/или подтянуть верхнюю. В данном случае (фото справа) мне было лень возиться с регулировкой нижней нити, я на два деления подтянула верхнюю.
И наоборот, когда я строчу по лицу, я ослабляю верхнюю нить на одно-два деления и/или подтягиваю нижнюю.
Выбираем строчку. Чтобы не мучить себя и вас словесными описаниями, я просто сфоткала два варианта настроек своей машинки, фото ниже.
Слева - тройной шов, который я как правило использую для средне-тонкого трикотажа (машинка-автомат, делает стежок вперед, стежок назад, и снова вперед, за счет чего шов получается более эластичным, чем обычный прямой). Кто не знаком с символикой: 3.5 - в данном случае означает позицию иглы по центру, 2.5 - длина стежка, для мелких деталей лучше даже брать 2.0.
Справа - зигзаг, его я использую на велюре (сейчас, увы, хороших фоток нет, только
тут пример, но детали плохо видно). Расшифровка настроек: 3.0 - ширина зигзага, 0.40 - длина стежка (да, да, сейчас могу позволить себе роскошь делать стежок меньше миллиметра, на старой раздолбанной Ладе, ставила на глазок примерно столько же).
Дальше, понятно, строчим. Запаситесь недетским терпением. Строчить получается меееееееееееееееееедленно, как бы не после каждого второго стежка приходится подымать лапку (следим, чтобы при этом игла была в нижнем положении) и поворачивать деталь. Впрочем, это все равно быстрее и надежнее чем руками.
Прозрачная лапка для декоративных строчек немного облегчает работу, по крайней мере не приходится строчить "на ощупь" :))), легче можно контролировать, как пойдет шов на следующем стежке.
Ниже справа у нас на фото то, что получается после отстрочки.
После отстрочки, если необходимо, выдираем клочки бумажного шаблона.
Вырезаем. Теперь нашими основными инструментами становятся вспарыватель и мелкие ножницы. Лично мне оказалось удобнее с более плотными тканями (велюр) работать вспарывателем, а для среднетонкого трикотажа типа интерлок и/или кулир мне удобнее оказались маникюрные ножницы. Пока писала пост, узнала про ножницы "цапля" (
что это за зверь?), но сама такими еще не обзавелась, так что ничего не скажу.
Очень аккуратно вырезаем, стараясь не прорезать ткань-основу.
Если у вас флизелин проложен между слоями верхней и нижней ткани (как у меня на фото ниже), стараемся срезать его так, чтобы его не было видно. На фото ниже слева как раз специально сфоткала неидеальный срез, край флизелина чуть-чуть выглядывает.Пояснения к фото справа. Очевидно, что одно из главных свойств трикотажа в том, что он тянется. А значит, необходимо, чтобы в той же мере, что и все изделие тянулась и та деталь, которую мы украсили обратной аппликацией. Для этого осторожно срезаем лишний флизелин с изнанки (или как у меня с середины), оставляя только не очень широкую полоску для стабилизации самой аппликации.
Та-да-да-дам! И только теперь можно, наконец-то, прогладить деталь, приклеевая флизелин, если он у вас клеевой.
За все эти труды мы будем вознаграждены вот такой красотой:
И она же в готовых изделиях:
PS. Все фотки кликабельны - по щелчку открывается в большем размере.