... или "MbI npeдлaгaeм вbIcoкоэффEkтиBнbIе раccbIлkи..."
Решил тут немножко поиграть в разрушителя легенд.
Сразу замечу: я не практик, экономического образования - минимум, маркетологического - практически ноль. Всё нижеизложенное является чисто логическими выкладками. Буду рад авторитетным мнениям и корректной дискуссии.
Итак
Думаю, все, кто более-менее часто пользуется в жизни электронной почтой, сталкивался не только со спамом вообще, но и со спамом с рекламой самих спамерских рассылок. При этом, как правило, если письмо состояло более чем из трёх строчек, посвящены эти строчки были описанию ниипической эфективности оных услуг при невообразимой их дешевизне (по сравнению с традиционными методами рекламы).
Однако, ИМХО, если проанализировать эти заявления с точки зрения конечного адресата рассылки - очень интересная картина вырисовывается.
Вот скажите пожалуйста, вам (с м.б.) нравятся навязчивые предложения, приходящие на почту? Независимо от уместности предложения - сам способ доставки в виде массовой рассылки какие чувства у вас вызывает?
Лично у меня - как минимум раздражение.
Во-1, это фактически вторжение в личное пространство, и естественно, вторжение нежелательное. Не люблю, когда ко мне в личный ящик лезут с навязчивыми предложениями.
Во-2, раздражает безличность. В отличие от той же наружной рекламы, которая по умолчанию абсолютно безлична, спам вызывает двойственные чувства: вроде как и лично к тебе обращаются, но при этом ты прекрасно знаешь, что это тупое массовое заваливание. Посему любой спам я автоматом воспринимаю как проявление личного неуважения ко мне. Про то, что 99% таких писем содержат совершенно бесполезные для тебя предложения - просто молчу.
И в-3, скажите: у вас вызывает доверие контора, прибегающая для рекламы своих услуг к спаму? У меня - нет. В зависимости от конкретных деталей, такая контора выглядит либо лузером, не имеющим иных возможностей продвижения, либо агрессором, давящим на потребителя, либо мошенником, использующим практически не контролируемые каналы коммуникации.
Вообще с коммерческой точки зрения, каковую мы сейчас разбираем, спамерские рассылки могут преследовать две конечных цели:
1. Увеличение посещаемости некоего сайта
2. Увеличение продаж (иногда в связи с пунктом первым и как следствие его)
Заражение вирусами в расчёт не берём, поскольку это направление спамерства к сфере бизнеса прямо не относится.
При этом спам:
- навязчив
- безличен
- как правило, бесполезен
что в результате вызывает у конечного потребителя отрицательное впечатление и очень быстро вырабатывает рефлекс удаления всего подобного, не читая (подтверждается
опросом), а как следствие - такое же отношение к самому рекламодателю (вплоть до принципа "у спамеров не покупать", каковой провозглашаю сам).
Разумеется, спамеры на месте не стоят. Письма оптимизируются на обход как спам-фильтров, так и сознания клиента. Например, замаскированные под случайно высланную не по адресу личную переписку, типа "Серёга, привет! Слышал, на тебя конкуренты наехали. У Васи была такая проблема, он пошёл к колдуну Абумбе, и конкурентам настала абумба! Вот адрес..."; стилизованные под информационные анонсы типа: "Срочно! В стране чрезвычайное положение, подробности здесь"... А в ЖЖ спамеры имени известного телепидора Сцолоховуёва дошли уже до того, что в свои потсы лепят сначала ссылки, а затем и кнопки с надписями типа "Убить спамера", "Пожаловаться на спам" и т.п. - ведущие, разумеется, на рекламируемую страничку. Всё направлено на то, чтобы любыми возможными средствами, правдами и неправдами, заставить-таки клиента кликнуть на заветный линк и прочитать информацию об очередном невероятном предложении...
Однако эти методы обычно убоги, унылы и рассчитаны в лучшем случае на лопоухого лоха, впервые в жизни дорвавшегося до Сети. Ибо клиент, у которого есть хотя бы пол-извилины в голове и месяц опыта в интернете - даже сиди он на Аутглюке без автоматического провайдерского спам-фильтра - в жизни не поверит, что попавшая к нему чужая "личная переписка" - реальна, о чрезвычайном положении первым узнал какой-то совершенно левый неведомый ранее сайт с неудобочитаемым адресом, а Живой Журнал, в жизни не добавлявший в тело поста ссылку "Удалить спам", вдруг сделал исключение для откровенно спамерской записи (причём строка состояния указывает, что реализуется такое удаление спама почему-то через адрес, не имеющий ничего общего с livejournal.com).
А в результате, кажется мне, заказчики спама вновь получают по лбу собственным бумерангом. Ибо тут вступает в действие в-4: даже если рекламируемый таким образом товар (под это определение относим и услуги) окажется в самом деле нужным, качественным и своевременно предложенным, а фирма - честной и авторитетной, сама форма донесения информации до потребителя является в корне оскорбительной. Ибо, повторяю, рассчитана она изначально - на лоха, который понятия не имеет о Сети и способен купиться на простейшую манипуляцию. А клиент такого отношения к себе - не любит. Очень не любит. Это я как представитель потенциальной клиентуры ответственно заявляю.
Кроме того, если первой цели (повысить посещаемость) такие методы хоть как-то могут служить (всё-таки статистика не разделяет заходы на случайные и намеренные), то в случае второй (поднять продажи) - всё скорее наоборот. Представим, что доверчивый клиент таки покупается на очередной гени(т)альный маркетинговый ход, кликает по ссылке "в Украине введено чрезвычайное положение"... и попадает на сайт поставщика эксклюзивной сантехники из Финляндии.
Как вы думаете, насколько рад он будет этому и насколько охотно купит унитаз именно в этой конторе, буде он ему таки понадобится?
В результате вышеописанного мы имеем: даже если отбросить то, что уверения в ниипической эффективности спама содержатся в рекламных сообщениях самих спамерских контор (что уже вызывает серьёзные сомнения в их достоверности) и взять их как чистую гипотезу - при ближайшем рассмотрении она начинает выглядеть, мягко говоря, откровенно высосанной из пальца. Деньги, заплаченные за рассылку спама, могут гарантированно обеспечить разве что поток лучей поноса.
Зато существование такого мифа чрезвычайно удобно для попила бабла различными шарашками - с минимальными затратами сил и средств.
Так что не верьте всему, что написано.
(это, кстати в полной мере также относится и собственно к вышеизложенным моим рассуждениям :) )