Он же «Джанго Раскованный». Странный фильм. С одной стороны - он очень и очень неплох наглядной демонстрацией роли и смысла этики в человеческих поступках, и конечной инстанции справедливости - которую носят на бедре. Замечательно, что здесь, в отличие от какого-нибудь "Убить Билла", взвешиваются сердца не только разного рода подонков общества, оперирующих лишь обломками морали, но и людей достойных. Картина также очень умело, убедительно сделана (и не в последнюю очередь это касается подбора музыки, этого естественного смешения новизны и классики). С другой стороны... от кино не остаётся ощущения, что всем сестрам выдано по серьгам. Специфическая духовная эволюция заглавного героя... почему-то не венчается заслуженным финалом.
Если считать весь временной период до путешествия к Миссисипи - завязкой, то она кажется подзатянутой; а после весь образ действия решительно меняется. Если вначале мы видим лёгкий, летящий рассказ о мере зла, возмездии и симпатичном хорошем дантисте, - рассказ, исполненный стрельбы, убийств и мягкой иронии над родом человеческим - то затем неожиданно попадаем в душный психологический триллер, скованный безысходностью и обречённостью. Вводная часть почти в каждой сцене вызывала острое восхищение и пробуждала память об эмоциональном фоне первого и второго Fallout: "они все были плохие, а мы станем жить, покуда можем".
Зато со второй частью всё сложнее. Под шумок меняется главный герой - место доктора Шульца ненавязчиво занимает его помощник - и, при всём сочувствии к бедам последнего, это заставляет изрядно отстраниться от происходящего: Джанго, в отличие от своего покровителя, не добр и не слишком умён, а власть, даруемая оружием, слишком ударила ему в голову. "Чёрный Зигфрид" слишком раскован: именно потерей тормозов он погубил друга. Герои лезут в змеиную нору, без нужды дразня её обитателей и постепенно отсекая себе пути к спасению. Эта давящая, депрессивная часть фильма, почти не содержит кадров неба: события развиваются то в глухом лесу, то под мрачными крышами. Собаки, кровища, бои до смерти, намёки на перверзию... система. От воинов в орочьих личинах требуют делом принести клятву Морготу, чтобы пройти дальше - и, согласившись, они проигрывают "защиту дня". Снято отлично, сказать нечего. Но смотреть это - невыносимо, особенно после яркого, светлого зачина истории. Даже убийство Кэнди не способно поднять настроение, ведь таких Кэнди - много, а Шульцев - мало. Хотя подвиг и смерть ради обычных людей с собственными слабостями и недостатками можно считать одной из функций героя, в данном случае спасено до обидного мало. По сути - ничего: к финалу второй части личность гибнет в тисках неизбежности. Победа здесь - умереть с достойным фейерверком, и хотя бы так покинуть систему. Но если жертва не очищает будущий мир, над ней остаётся знак древнего отчаяния перед судьбой, а не разбивающей её надежды.
Третья часть выглядит уже странно. В ней нет лёгкости и оптимизма начала - но те же успешность и эффективность расправы над негодяями, супостатами и случайными оппонентами (впрочем, все они - очевидные негодяи). Раскованный герой наконец спасает свою Брюнхильд. Фактически - это альтернативная концовка, другой вариант фильма. Но в этот раз мне не удаётся уследить за сменой логики: если систему второй части нельзя было сокрушить силой (по методу части первой), и пришлось идти на хитрость - которая тоже оказалась неудачной - то каким образом, за счёт чего, достигается триумф в финале? Возможно, этот неожиданный тотальный успех прямого бунта относится уже к области мифологии, и призван продемонстрировать неизбежность краха античеловеческой системы; но поскольку мы не видим на руинах или в стороне от них никакой системы, равной прежней, концовка оставляет тревогу. Всё-таки на прохождении стены огня история Брюнхильд и Зигфрида отнюдь не заканчивается, а в предшествующем действе Джанго не зарекомендовал себя человеком мудрым...
Кроме того, в третьей части совсем не остаётся положительных белых персонажей. Такая форма "антирасизма" меняет скорее знак, чем сущность, и спутывает идейный пакет во что-то неразборчивое. В сущности, финальное заявление Джанго ("я - единственный в своём роде ниггер на десять тысяч!") показывает его образцовым расистом. "Картина реальности" Джанго не отличается от таковой у Стивена, другого чернокожего расиста. Важное различие между ними - в том, что Джанго - "добрый" расист, желающий неграм благополучия и развития, а Стивен - злой. Но он остаётся расистом, а также человеком неблагодарным и неумным ("особенным" ниггером его сделал доктор Шульц, а не личные качества). Кроме того, не похоже, чтобы Джанго мог позаботиться о чужой беде, как это делал его наставник.