Оригинал взят у
quasar_doubutsu в
ППКСОригинал взят у
congregatio в
ППКСС одной поправкой (или, скорее, уточнением): упомянутые боевики восьмидесятых-девяностых сами по себе не плохи, разумеется. Если считать их одним из вариантов показа событий, а не единственным. Что может подготовить к такому восприятию - описанное в тексте ниже советское воспитание (если оно было воспринято, а не прошло мимо), здравый смысл или что-то еще - однозначно не скажу.
А, да, еще одно уточнение: "Хоббита" не смотрела, поэтому не готова обсуждать, привнесли что-то положительное/отрицательное в историю добавочные персонажи или нет.
*****************************
Откуда и когда пошёл в голове русского человека миф, что такие вещи, как избегание оскорблений, введение в сюжет при экранизации дополнительных персонажей и идея о том, что женщина может быть активна, принёс нам Голливуд? И, чтобы избежать тлетворного влияния Запада, оскорблениями надо сыпать, интересами зрителей, помимо белых парней, не заморачиваться, а присутствие женщины в кино или книге свести к фансервису?
Удивительным образом те же люди ностальгируют по СССР и считают образцом высшего кинематографического искусства именно советское кино. Возникает в связи с этим вопрос - смотрели ли они его вообще или любят издалека, выбирая на практике голливудские фильмы?
Потому что меня, например, именно советское кино научило тому, что теперь называется толерантностью и политкорректностью, а раньше звалось тактичностью и уважением.
Утверждать, что оно было безупречно в этом отношении, я не буду. Никакие перемены в общественном сознании не случаются вдруг. И всё же факт есть факт. Советские хиты - это фильмы, в которых мимоходом или намеренно утверждаются идеи взаимоуважения как нормы. Социальные вопросы оно затрагивало постоянно - и решение выносило в сторону равенства и гуманизма, а не свободы оскорблять и указывать, где чьё место.
Серьёзно, если бы «Кавказская пленница» была снята американским режиссёром и описывалась бы в нашей прессе, мы узнали бы, что сюжет таков: девушку из традиционно мусульманского региона, намеренную получить высшее образование, продают замуж за пожилого чиновника, незаконно удерживают взаперти, ей грозит насильственное бракосочетание. С помощью неравнодушных к чужой беде местного парня и приезжего студента-фольклориста ей удаётся не только освободиться и проучить похитителей, но и отдать их под суд. Что, разве неправда? Просто мы не привыкли анализировать знакомое с детства.
И никто, заметим, в фильме не думает называть горцев чурками, как, по задумке современных крикунов за свободу оскорбления, нормально было бы вне западного влияния. Никто не говорит о девушке, насильно выдаваемой замуж за пожилого сластолюбца - «В тридцать лет женщина на Кавказе уже сморщивается, так что всё нормально». Ничего ненормально.
Если главными героями фильма (что, признаем, было чаще всего) являлся мужчина или мальчик, то в кадр практически обязательно добавлялась активная девушка или женщина. В «Стариках-разбойниках», где главные герои исполняют не молодые и модельной внешности люди, а мужчины в возрасте, введена активно действующая и разговаривающая в кадре Анна Павловна, инкассатор с пистолетом наголо. В «Проданном смехе» главного героя тайно страхует его подружка Габи, девочка авантюрного склада, переодевшаяся чернокожим мальчиком и близко подобравшаяся к главному злодею.
Обратное правило тоже существовало. Например, в фильм о Красной Шапочке добавлен Волчонок (если посмотреть на взрослый состав, наряду с героями мы увидим большое количество говорящих, высказывающих свою позицию героинь). Линия Волчонка, к слову, поднимает такой социальный вопрос, как дети из неблагополучных семей, для которых образование может стать дверью в большой и светлый мир. А Толстый Волк словно кидает вызов стереотипам о том, каким обязан быть мужчина, чтобы к нему относились хорошо. Он чувствительный, сомневающийся, и Красная Шапочка решительно защищает его от высмеивания. Это не пестование трусости - трусливый Охотник высмеивается. Это не высказывание против стереотипной мужественности - Худой Волк тоже скорее положительный персонаж, чьё поведение является результатом давления его нездорового окружения и, вероятно, детской травмы отлучения от матери «чтобы не был сопляком». В конце фильма мы видим, как волки с волчонком уходят, явно переосмыслив свой образ жизни.
Сколько школьников сходили с ума по сериалу с Алисой Селезнёвой! Сериал на раз проходит одно из главных пугал тех, кто боится «толерантности» - тест Бехдель. Там много активных и разговаривающих друг с другом персонажей женского пола, начиная с главной героини. Женская дружба показана там не в виде исключения. Женщины представляют множество разных профессий: спортивный тренер, учительница английского, медсестра, спецагент по путешествиям во времени. Чувствовали ли мальчики-зрители себя ущемлёнными оттого, что говорящих девочек в кадре больше одной? Да это никому бы в голову не пришло.
Герои неславянской внешности постоянно мелькали на экранах: «Приключения маленького Мука», «Неуловимые мстители», «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «В бой идут одни старики», «Волшебная лампа Аладдина» и многие другие фильмы, которые любому читателю будет нетрудно вспомнить. Представьте, никого не напрягало, что в некоторых из фильмов герои азиатской или южной внешности введены специально, чтобы быть представлены как тип!
Гендерные стереотипы постоянно ставились под сомнение: «Усатый нянь», «Берегите женщин», «Иностранка», «Дубравка», «Мой нежно любимый детектив»... и зритель, если задумается, может продолжать этот список ещё долго.
Немало фильмов были посвящены тому, каково быть непохожим на других, прямо или косвенно. Фильмы вроде «Небесного тихохода», «В небе „ночные ведьмы“» и «А зори здесь тихие…» воспевали женщин-защитниц Отечества. Были фильмы и пьесы, посвящённые выдающимся женщинам-учёным. Где они сейчас, в эпоху губительного влияния Голливуда?
Итого: молодёжь, выросшая на мачистских голливудских хитах восьмидесятых-девяностых, стонет при намёке на толерантность, политкорректность и феминизм в более свежих экранизациях. А мне, выросшей на советском кино, «Охотницы за привидениями» - отличная комедия, «Шпион» - ещё отличнее, и разбавить женщинами персонажей «Хоббита» - нормально, потому что женщины существуют, говорят и действуют. И, кстати, не только белокожие, молодые и крайне привлекательные.
(
источник)