15-16. Противостояние.

Apr 14, 2016 11:16


Два тома "Противостояния" Кинга.
Огромная, подробнейшая книга. Пожалуй, именно такие книги я бы и хотела писать, и именно такие постараюсь писать. И насколько язык Кинга отличается от полюбившегося мне Гая! Удиивтельно, что я до сих пор не могу запомнить его имени, ну. Все-таки переводчики тоже делают погоду, и последние его произведения они значительно подпортили, однако и на авторе лежит большая ответственность за то, что он пишет о-ди-на-ко-во. С другой стороны, ну а как ты можешь писать иначе, раз это твой стиль и тому подобное, но то, чем он пользовался с величайшей аккуратностью вначале, теперь превращается в штампы. Все эти фразы "это было важно и во многих смыслах", ну да эта книга о Кинге.
Сначала об эпидемии. Эпидемия удалась! Когда я сама чихала или кто-то другой чихал рядом со мной, я замирала и готова была нестись прочь сломя голову или думала, ну, все, пиздец, началось. Этот страх, вызванный тем, что что-то происходит, но ты дажешь можешь не узнать об этом... Люди жили и их жизнь прописана до мельчайших подробностей, хотя этих людей мы больше не увидим, но это не кино, это литература и она позволяет показать и прошлое, и мысли человека без особого труда за несколько страниц. Тогда каждый безликий труп, потенциальный труп, которого убьет случайная пуля или грипп, становится личностью. Больше всех мне, почему-то, запомнился Крыс.
Кинг показал его, когда к нему подходит Джули - уже знакомый эпизодический персонаж, - перекидывается с ним несколькими фразами и уходит. Дальше Крыс уводит из тюрьмы главных героев и пререкается с ними. Потом он умирает со всеми. Звучит, должно быть, не очень, но на деле там, где могло быть: "один охранник", "какой-то охранник" - появилась цельная личность. Обозначенная штрихами, но все же.
Книга писалась тринадцать лет. Это даже больше Щегла. Кинг переделывал ее и дописывал для того издания, которое я читала, в первой версии издания издатель сказал, что они не могут себе позволить печатать настолько большую книгу и сократили ее. Не думаю, что это пошло во вред книге, если честно. Были моменты, которые явно казались... даже не лишними, они, конечно, работали на общую картину, но и без них ничего бы не изменилось, по сути-то.
Например, как Фрэнн пишет письмо в мотеле своей подруге из колледжа или откуда-то там еще. Через два дня грипп уничтожит 90% населения, и это письмо никуда не дойдет и оно даже не дает никого развития этому персонажу или другому. Подруга не выживет, Фрэнн не поедет в тот город на их квартиру, это всего лишь как песчинка в общей плане о том, что дальше делать бедной беременной девушке, когда ее выгнали из дома. В то же время, само пребывание Фрэнн в мотеле уже сомнительный этап в сюжетной линии, поскольку в прошлой главе отец встал на ее сторону и сказал матери, что дочь никуда не уйдет. Но уже к следующей главе Фрэнн оказывается в мотеле, в котором она, вроде как, провела уже несколько дней, оставив родительский дом. Создается, увы, впечатление, что Фрэнн _должна была_ покинуть дом только ради того, чтобы _не знать_ о том, что мать заболела и это событие огорошило ее по телефону и нанесло должный удар по психике. Если ты дома, то ты видишь, как мать кашляет, чихает, а потом не может встать с постели и ты ухаживаешь за ней и тому подобное. Как с отцом. Он умер у нее на руках и это, разумеется, было шоком. И она, конечно, вернулась из мотеля и все-такое, достаточно быстро к тому же. То есть зачем вообще? Возможно, эта линия и была сокращена когда-то. Может быть, стоит найти сокращенную книгу и сравнить для интереса.
Линия Ларри до эпидемии тоже пестрит такими вроде бы нужными, но с другой стороны "можно обойтись" сценами. До эпидемии нам подробно показаны его отношения с матерью и оральной гигиенисткой, чтобы прямым текстом сказать "что он не славный парень". Переспал с девушкой и ушел - это так плохо? Наркотики куда хуже, но Ларри чудодейственным образом с них слез и больше не притрагивался, кстати. Хотя можно было развить эту линию. Прекрасный рефрен песни "Детка, как тебе твой новый парень?" и незабываемый образ Риты с зеленой блевотиной во рту и бутылочкой снотворного в руке. Преследует его до самого конца. Те самые повторы, которые так необходимы для целостности сюжета.
Для Ларри первым поворотным моментом стала Рита, а решающим поворотом - Стю. Он изменился, но когда кто-то другой говорит, что ты изменился, ты чаще всего веришь этому больше, чем собственным мыслям - я изменился. Его путешествие по всей Америке опущено и не прописано, хотя только о нем одном можно было бы написать целую книгу. Но - и это могло бы служить подсказкой - Ларри умирает в конце, а это чересчур привязало бы нас к персонажу.
Вообще к любому персонажу ты привяжешься через достаточное количество страниц. После пятисотен страниц ты будешь переживать за каждого из них, как за родного. В этом потрясающая эффективность больших книг и серий.
Стю Редман. "Один из вас не дойдет" - любимая игра слов Ноздорму и всяких прочих пророков. Я была уверена, что именно Стю выжил, но, конечно, когда он сломал ногу, эта уверенность затрещала по швам. Он выжил. Он удачно встретил Тома и в переплетение этих сюжетных линий веришь на все сто, тогда как во внезапные фразы, сказанные Мусорщику, уже меньше.
Чтобы знать о судьбе Мусорщика, эти летчикам-солдатам нужно было быть из одного с ним города. Возможно, кто-то другой выжил и рассказал им. Это можно было представить, как чисто его слуховую галлюцинацию, но другой человек повторяет те же фразы, что он слышал, а это не те фразы, которые можно было бы сказать случайно и тем самым случайно запустить этот убийственный механизм нарушенной психики. Если бы Ларри, Ральф или Глен были как-то связаны с Мусорщиком или кто-то из их конвоя, если бы именно их появление в Лас-Вегасе спровоцировало Мусорщика, это действовало бы гораздо сильнее. Тогда понятно было бы, зачем, ЗАЧЕМ им нужно было туда идти. Этому Богу нужны жертвы, да блин, нужны, но... Лас-Вегас взорвался бы и без них, понимаете? Они могли бы опоздать и не идти, развернуться и остановиться, но Мусорщик уже поджег тогда самолеты... Хотя самолеты взорвались, когда их выслали за Томом, верно? Значит, Мусорщик непрямо, но связан с Томом, а не троицей. Троица, кстати. Получается, это бегство Тома спровоцировало Мусорщика, а значит, он все равно притащил бы атомную бомбу. Но Ларри, Ральфа и Глена там могло бы и не быть.
Множество сравнений, множество каких-то не до конца понятных описаний потустороннего и происходящего, как и всегда бывает у Кинга. Множество шуток, которые могли бы сыграть, если бы не перевод на другой язык. Сильно обедняет текст, ну да что поделать. Он и без того превосходит то, что написано по-русски в этом жанре, как по мне.
Ник Андрос. Его смерть логична и опять же связана с Томом, поскольку оставайся Ник в живых, он не смог помочь ни Тому, ни Стю. Да и вообще Ника пытались убить с самого начала книги, что как бы намекает на то, что темные силы пытались уничтожить его с самого начала чужими руками. Это сильная линия и Ника очень жалко, когда он гибнет. Единственный разумный человек в Зоне.
Социальная жизнь после катастрофы вызывает множество вопросов. По всей видимости, Кинг не стал уделять ей должного внимания из-за того, что сюжет двигался к кульминации, а подробнейшие описание действий и принятых мер на Зоне неумолимо тормозил бы основную сюжетную линию - противостояние добра и зла, собственно.
Однако забавно, что когда я уже начала возмущаться, что люди в Зоне не работают (ничтожное количество от общества), в Лас-Вегасе под началом темного человека люди уже ходили на работу с девяти до пяти, как и положено. Работа - это дьявола, как бы намекает нам Кинг )) Сложная, конечно, задача найти просветвленным какое-то доброе и отличное от обязательной работы занятие - и он нашел его. Мы американцы и должны принять конституцию. Техника, к слову, тоже от лукавого, получается, раз все технари и механики отправились прямиком в пустыню.
Фрэн забеременела вторым после кесарева сечения едва первому ребенку исполнился год. Не знаю, как у них, но врачи строго рекомендуют воздержаться от такой скорой беременности. Произошла полостная операция, как-никак, швам нужно зажить! К тому же, нельзя идти черти куда, если все семьсот страниц вы волновались о том, как же вы будете без медицинской помощи, и вы знаете, чем может обернуться обычный аппендицит. Стю, который делал эту гребанную операцию в этих гребанных кишках, он мог бы сказать любимая, не гони лошадей. Но Стю уже забыл этот травмирующий опыт и согласился с женой, которая сказал, ну и что, зачем нам врач, найдем кого-нибудь где-нибудь.
Опять же на тысячу человек только два врача? Не знаю, но какое образование может быть у других? Почему они все погибли? из-за эпидемии? Были в больницах и заразились, но дело же в иммунитете. Он либо есть, либо его нет. Правительство тоже никто не выжил. Эту тему опустили и ограничились кашляющим президентом, что все равно очень сильно действует, когда президент успокаивает, а сам давится кашлем.
Надин умерла скоро и немного странно. Она жила для встречи с ним, хорошо, она сошла с ума, но темный человек должен был бы думать, верно? Она носила его ребенка. Об этом было столько разговоров заранее, что ее смерть кажется какой-то слишком быстрой и немного нелогичной. Немного - потому что ну, он ведь Дьявол, да? Вряд ли он станет умиляться растущему животу и тому подобное. Ну, и это конечно, показывало, насколько все ухудшается и ускользает из его рук. Любопытно, что все постоянно завязано на сыновьях, что у Бога, что у Дьявола. У Дьявола не получается послать своего сына сюда и он должен выжить здесь, а вот у Бога удалось, но он прожил недолго, по человеческим меркам.
Было интересно увидеть, какие "спецэффекты" сподобится показать светлая сторона, тогда как у Дьявола уже было летающее око, волки, вороны, совы и тому подобное. Спецэффектов не было. Только пророчество и приказ идти, идти, идти вперед и не думать.

reader's_digest

Previous post Next post
Up