May 30, 2013 17:08
И поток мыслей по Гетсби. Простите мне подобное написание, но от написания через Э мне веет шароварами и горилкой. Nothing personal, sorry.
Кто не смотрел и не читал, но планирует, быстро-быстро мышкой делает тррк-трррк -внииз.
Я не читала Великого Гетсби, хоть и пыталась много раз. В последний раз - в 2011, когда в самолете Москва-Вашингтон рядом со мной села ужасно милая девушка Виктория, которая отрубилась почти сразу, как мы взлетели, за минуту до отруба всучив мне свой мариклэр и тоненького Гетсби в мягкой обложке. Я честно пыталась читать, осилила пять страниц, но тут на экране в спинке переднего сиденья начались Люди Икс: Первый класс, и я в очередной раз бросила Ника Каррауэя в самом начале его ретроспективных страданий.
Кино другое дело, тут - картинка, тут Флоренс и Лана услаждают мои уши, тут прекрасная атмосфера, которую просто потребляешь, не пытаясь продираться сквозь точку зрения писателя. Сюжет, видимо, сжали до основной линии, оккамовскими ножницами отрезав побочку в виде отношений Ника и Джордан и прочее. По крайней мере об этом друзья злобно шипели мне в уши то справа, то слева. Видимо, не стоит ходить в кино с теми, кто читал книгу. Избегайте этого.
Можно много чего говорить о сюжете, но я скажу только свою главную мысль.
Фицджеральд всех обманул.
Роман кончился не так, концовка логически неверна, лжива, фантасмагорична.
Для Гетсби всё кончилось в тот момент, когда Дэзи призналась, что она любила не только его, но и мужа. Что она предала тот свет, который он влил в нее в момент поцелуя, разменяла любовь на материальную мелочевку. Тогда, в отеле, для него погас навсегда тот зеленый фонарик. Он за секунду осознал, что с ней его жизнь не будет идти вперед и вверх, и тогда же понял, что она больше не то, что ему нужно.
Он отвез ее домой, вернулся в свой замок, собрал вещи, рассчитал слуг и уехал из города.
Но, разумеется, такой вариант финала не годится для массового читателя, "добрых граждан", которые подобный эгоизм не допускают. Вторжение в святая святых - семейную жизнь, попытка разлучить супругов и осиротить их дочь, ложь во имя лучшего (для себя) будущего, оголтелый цинизм - к этому читатель 20-х годов не был готов.
Думаю, если бы МэдМэн писали в то время, Дон Дрейпер сам своим пешком сдался бы в полицию под бурные продолжительные.
Честные горожане. Мужья, которые будут ебать шлюх, но ревновать жен. Жены, которые будут вздыхать по сериальным красавцам, но рожать детей нелюбимым мужчинам - аплодировали бы такой развязке.
Поэтому Фицджеральд по-быстренькому накидал другой финал, который устроил бы добрых граждан. Это туман-дурман, в котором выскочка-злодей наказан, а все американские ценности (брак и капитал) надежно сохранены. Но для понимающих, просекающих фишку читателей автор выложил в развязке дорожку из камушков, по которым можно выйти из этого тумана. Это вопросы, отвечая на которые можно понять, что происходило на самом деле. Спасибо, Фрэнсис.
Все эти вопросы:
Почему Дэйзи была за рулем машины?
Откуда на дороге взялась Миртл?
Почему Гетсби решил искупаться?
Почему никто не пришел на похороны?
это вопросы, которые указывают на то, что это не реальность, а выдумка.
1. Гетсби не пустил бы Дэйзи за руль, более того, она не села бы. Это человек-пассив, ее позиция - принимающая. В ее карте мира нет вероятности, в которой она выбегает из отеля и садится за руль чужой машины. Описывая такую фантасмагорию, автор дает понять, что это - искаженная реальность, в которой всё с ног на голову перевернуто.
На самом деле за рулем был Гетсби, они доехали без происшествий.
2. Миллионный город, сотни машин, но под машину Гетсби попадает именно любовница мужа Дэйзи, которая почему-то спутала машину Гетсби с машиной Тома. Станиславский и Бернулли ворочаются в гробу, задевая друг друга.
Миртл кричит "Тоом!! Тоом!", хотя машина Тома - синяя, а у Джея Гетсби вырвиглазный желтый автомобиль, спутать сложно. Это еще один камушек на дороге правды: Миртл сбил не Гетсби, а Том. Это ему навстречу она бежала от мужа, его машину видела, его имя кричала.
Джей и Дэйзи в это время прощались у дверей ее дома, Гетсби уже мысленно паковал вещи. Вежливый поцелуй в висок, улыбка краем губ. Она не трогает его чувств. Она больше не то, что ему нужно.
3. Он не купался всё лето. Сотни гостей в чаде кутежа и аде угара вечеринок ныряли в знаменитый бассейн, а хозяин - ни разу.
Потому что - самоконтроль. Потому что вечеринки это часть его джаггернаута, а пьяные плавания в бассейне очень затрудняют достижения целей. Потому что один раз пережив кораблекрушение, сто раз подумаешь, прежде чем лезть в воду.
А значит это снова другая, искаженная, реальность. Да, Джей решил поплавать. Только не в бассейне. Он уплыл в лучшие места, как синдары за море.
4. Никто не пришел на похороны. Для сотен людей вечеринки у Гетсби составляли смысл бытия, ту надежду, ради которой стоило терпеть серые будни. Прикрытие такой лавочки должно было объединить любителей дольче виты и халявки в этот непростой час личной трагедии. И даже если говорить про "ах, этот развращенный свет, где до тебя есть дело только тогда, когда ты на коне". Да, пусть. Пусть никому не хотелось депра и печальки, но ведь ведущие медиа-факторы никто не отменял. Портал лайф-ньюс знаете, да? Плюс стопицот к счетчику, когда падает самолет или тонет кораблик. Потому что "смерть, ня". А тут миллиардера застрелили в бассейне. И никого. Станиславский.
Это "никого" - еще один камушек. Да, Гетсби "умер" для этого общества, уехал и никого не взял с собой. Здоровый, прекрасный эгоизм, непрерывное движение вверх и сбрасывание балласта. Пусть влюбленный в тебя сосед загремит в психушку, тупая телка живет со своим упырем, а все тусовщики стонут об обломанном кайфе. Это не мо-и про-бле-мы, старина.
кино,
имею_мнение