мне всегда было близким описание мировоззрений как языков - каждый говорит о мире тем, в котором вырос - и который вырос в нем. а дальше как с пресловутыми десятками слов для обозначения снега у эскимосов (не важно, сколько их там на самом деле).
следующий шаг - про алхимию, хорошо сформулировано:
"Часто возникают споры мировоззрений - материализм отстаивает свое мужественное, не нуждающееся в подачках и допущениях сознание перед богатейшим арсеналом спиритуализма, зависящего от традиции, идеализм блистает лезвиями идей перед допускающим все эмпиризмом. Обычно эти споры ведутся так, будто мировоззрения равноценны - они представляют собой разные умственные конструкции, они в разной степени оправданы перед судом критического разума - о том и спорят - но как жизненные позиции они зависят только от своей истинности. Как бы сказать... Как если бы произведения искусства оценивали только по стоимости. Кроме возможности защищать данную позицию в споре, у мировоззрений есть и другие особенности.
Однако мировоззрения влияют на людей, нести некоторое мировоззрение - это менять себя в определенную сторону."
(q)
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1795010.html