В последнее время с близкими друзьями и коллегами пошел какой-то второй виток обсуждения темы российского художественного образования - главным образом в том, что касается восприятия искусства XX века в массовом сознании. Один из собеседников, с которым тема возникает постоянно - петербургский график и писатель Рюрик Попов, с которым я
(
Read more... )
" У нас в стране до сих пор существует прекрасно налаженная система среднего музыкального образования - уж во всяком случае она устроена несопоставимо лучше, чем народившееся школьное классическое образование. Но вот загадка: много ли Вы встречали выпускников и выпускниц музыкальных школ, которые бы пользовались полученным образованием во благо, стремились бы к дальнейшему росту, все время играли бы новую музыку? Нет, это у нас огромная редкость, среднее музыкальное образование превратилось скорее в нелепый факт какого-то мелкого престижа - не случайно говорят: "окончил музыкальную школу", но почти никогда: "играет на рояле", "музицирует в составе любительского квартета". А между тем в Англии, к примеру, где структура музыкального образования весьма примитивна по сравнению с нашей, огромное число музыкантов-любителей; если кто учился музыке, то почти наверняка для того, чтобы всю жизнь потом играть. В чем причина? Я не знаю, может быть, в том, что редко кто из преподавателей музыкальных школ любит музыку больше своих повседневных педагогических обязанностей, может быть, сказываются какие-то традиции поведения, но, как бы то ни было, я не думаю, что грустный тон этих наблюдений так уж несправедлив. "
Похожая ситуация с художественными школами и с танцевальными студиями, оставшихся с советских времен. Во-первых, порог поступления. Мне кажется, что все начинается с того, что дети делятся в очень раннем возрасте на талантливых и не талантливых в какой-то области. И школа сразу становится делом на всю жизнь и предметом гордости родителей. Поэтому школа начинается не с детей и интереса, а с родительского тщеславия. И ребенок через несколько лет уже не хочет бросать, потому что много усилий потрачено.
Во-вторых, мне кажется, что до сих пор есть установка на эти школы как на спорт высоких достижений. Есть задача научить детей делать трюки, которые можно будет потом показывать. Рисовать похоже на настоящее, играть лунную сонату, делать заноски и садиться на шпагат. Поэтому техника в таких школах почти всегда лучше, чем собственно постановка танцев, выбор сюжетов и музыкальных произведений.
Мне кажется, что несмотря на то, что эта система до сих пор отлично работает, нужно как раз другое образование. Которое дает empowerment и возможность разобраться.
Я, правда, часто встречаю критику новых форматов образования в духе "А что особенного они делают, что я дома сама не могу, за что платить деньги?". Потому что результат викиного урока будет больше очевиден участникам, чем посторонним зрителям, потому что этот результат --- понимание и расширение области восприятия.
Но я очень надеюсь, что это можно преодолеть и новоформатное образование будет.
Reply
Reply
Leave a comment