Пария

Feb 07, 2011 10:16

Я снова почувствовала интерес к Ханне Арендт. Читаю сейчас сразу две ее книги: "Банальность зла" и сборник эссе "Скрытая традиция". Вот оттуда хорошая цитата.

"Итак, конфликт между обществом и парией состоит не просто в том, справедливо ли к нему общество или нет, а в том, причитается ли вообще хоть какая-то реальность тому, кто исключен из общества или оппонирует ему.
Ибо самая большая рана, которую общество может нанести парии - это заставить ее сомневаться в реальности своего существования, заклеймить в собственных глазах тавром "Никто".

Я намеренно пропускаю здесь привязку именно к антисемитизму, так как описанный механизм кажется универсальным. Последнее время меня интересует вытеснение в информационный вакуум любой группы, пораженной в правах. То есть, не просто ситуация игнорирования проблемы (репрессий вовсе нет, или они всегда касаются других), а игнорирование самого субъекта. Для него нет места, а значит, отсутствует и он сам.
Так общество игнорирует выход книги, выставку или митинг: пария думает, что делает что-то не так, и старается еще раз привлечь внимание, но вызывает только неприязнь, так как повода для выступлений как бы нет.
Ну и конечно, мой любимый вариант - "такой социальной группы не существует" - как основание для давления. Фраза реальная, взята из газет

Обсуждали когда-то с друзьями. У всех в детстве у отца был свой письменный стол, а у матери нет: в лучшем случае подобие рабочего места на кухне или на диване, но никакой необходимости или идеи личного кабинета. (В том разговоре нас было немного: любопытно бы услышать обратные примеры).

книга, op.cit, общество, разговоры

Previous post Next post
Up