Оригинал взят у
satchel17 в
о друзьях-товарищахДжон Клеланд в книге «Воспитание молодого дворянина» (1607), советуя молодежи путешествовать для изучения военного дела, говорил: «...поезжай во Фландрию, где представься эрцгерцогу и посмотри на его армию. Познакомься с испанскими капитанами, у них можно многому поучиться. Там ты научишься быть совершенным в военной дисциплине, там примером и поощрением в тебе пробудят отвагу.» Такой совет от англичанина, после едва завершившейся многолетней войны с Испанией, дорого стоит. Вернее, стоил бы, если бы это не было общим местом.
Множество авторов (и друзей, и врагов) писали о дисциплине и спаянности испанской пехоты, проявлявшихся и в боях, и в перенесении труднейших условий службы. Откуда же брались эти качества, задолго до появления в армиях систематической муштры? И дисциплина была не только в присутствии офицеров, но даже и во время мятежей - когда терции не признавали ни офицеров, ни генералов, ни Папу римского.
Франсуа де Ла Ну провел в плену у испанцев 5 лет и имел возможность присмотреться. Опытный военачальник времени не терял и старался понять, в чем сила противника, где секрет испанской стойкости и боевого духа. В написанных в плену «Политических и военных речах» (1587) он посвящает этому целую главу «Об использовании камарад, которые очень поощряются в испанской пехоте.»
Камарада - по-испански «товарищ». Это слово перешло во многие европейские языки, после приобрело и политический смысл. А буквально это «соседи по комнате» (от camara -"комната"). Из-за маленького жалованья и постоянных его задержек солдаты часто испытывали нужду и голод. И жившие в одной комнате образовывали коммуну: вскладчину покупали продукты на общий котел, защищали друг друга в боях и трактирных драках. Если была возможность, даже одевались похоже. Другой важной функцией этих коммун была забота о воле погибших: солдаты в завещании указывали членов своих камарад как душеприказчиков.
Франсуа де Ла Ну (даже в сокращении цитата длинная, но того стоит):
"Камарада - это человек десять солдат, один из которых выбран старшим. Это делается в подражание римлянам, и главная причина - когда солдаты делят общий стол и очаг, у них возникают доверие и дружба. Подумайте, что эти пехотинцы находятся вдали от своей страны, борясь с большими лишениями. И к кому обратиться в трудную минуту за помощью, если не к верному другу.
В испанской пехоте 2 вида камарад. Первый тот, что имеют офицеры с приближенными солдатами, которых они кормят полностью за свой счет. У капитанов это 5-6 человек, у лейтенантов 3-4. Большинство этих солдат- дворяне, которые, согласно их традициям, ищут славы в армии. Они оказывают услуги офицеру в соответствии со своим достоинством - носят его кирасу, аркебузу и т.д. Сержанты, которые у испанцев намного важнее, чем у нас, тоже имеют камараду из 2 храбрых солдат. Эти солдаты дают сержанту треть своего жалованья, чтобы помочь с расходами на еду. Но дело не только в еде, их связывает уважение и дружба.
Второй вид тот, что бывает между солдатами. Они могут быть и маленькие, из 2-6 человек. Всех их отличают братские отношения. Это очень ценно для военных, которые привычны искать скорее ссору, чем согласие. Из тысяч таких дружб, которые имеют солдаты со своими офицерами и товарищами, и рождается та особенность, о которой говорю. Думаю, немалая сила у роты, состоящей из десятка содружеств, где одни прикрывают других. И если бой проигран, они умирают вместе.
Складываться и делить общие расходы требует честности - если какой-то транжира потратит общие деньги, хорошего мало. Камарада обычно собирается каждую неделю, чтобы оценить вклад каждого: кто больше сделал, кто больше старался, ибо они так любят похвалу в малых делах, как и в больших.
Редко у них бывает нужда, ибо всегда кто-то из них не мытьем, так катаньем что-то добудет, и щедро делится этим с другими. Одно из главных преимуществ этих компаний проявляется, когда кто-то болен, поскольку забота других его поддерживает: они помогают друг другу всем, чем могут, как если бы были братьями.
Я думаю, одиночество портит солдат, поскольку солдаты - как обезьяны, которые, если на них не смотрят, вечно затевают какую-то пакость. Если кто-то из этих испанцев чего-то не умеет, другие его учат со старанием.
Нам стоит перенять эти обычаи, где много полезного. И одно из достоинств, что это позволяет избегать кровавых ссор, которыми так заражены наши полки. У испанцев, наоборот, это редкость и всеми осуждается. Командир храброй терции Педро де Пас подтвердил, что за 18 месяцев такого не случилось ни разу. Это происходит не от недостатка храбрости, а от сдержанности и понимания, что их шпаги нужно использовать против врага, а не против друг друга."
Мартин де Эгилус (1595) считал, что камарады особо ценны в полевых условиях: "...один добывает еду, другой солому, третий ветви для шалаша, четвертый строит шалаш. Каждый делает, что может, а затем все едят вместе."
Впоследствии и правительство озаботилось этим, издав в 1611 и 1632гг. указы о поощрении камарад, "которые больше всего сохранили испанскую нацию."
Камарады пришли и в Новый Свет, где испанские отряды были небольшими по численности. Поэтому там спаянность была особо важна - и в открытом сражении против огромных масс противника, и в повседневных рейдах в горах и сельве. Б. де Варгас Мачука (1599) пишет о передвижении в зоне партизанских действий: "при движении пешком по труднопроходимой местности отряд делится на 3 части: авангард, баталия и арьегард. В каждой части солдаты идут парами, аркебузир сo щитоносцем (rodelero), который должен знать своего стрелка. И чтобы это всегда соблюдалось, хорошо делить камарады между этими видами оружия- один стрелок, другой щитоносец".
Дух товарищества и взаимопомощи скрашивал даже такие эпизоды, где в остальном приятного мало. В 1576г. гарнизон Санчо д'Авила зажали в цитадели Антверпена. Осаждавшие окружили цитадель сильными укреплениями, откуда вели бомбардировку. Ситуация паршивая: вся Фландрия полыхает, помощи ждать неоткуда, а у противника 20-24 тыс. человек (против 400 гарнизона). Правда, недалеко, в г.Альст, находилось около 1600 испанских солдат, в основном из сводной терции Вальдеса. Но они уже 4 месяца бунтовали и отказывались от любых посулов командования, требуя сначала полной выплаты задолженности. Надежды на них немного.
Канонада в Антверпене, однако, заставила мятежников на время забыть свои обиды. Ночью они выступили из Альста, проделали 30-км марш и вышли к Шельде. Транспорта не было, но часть авангарда вплавь пересекла реку (это в ноябре) и захватила лодки. По дороге встретили еще один небольшой отряд, шедший на выручку д'Авиле, к 8 утра прошли через осадные линии и соединились с гарнизоном цитадели. А затем, без еды и отдыха, все вместе пошли в лоб на осадные укрепления и выбили из города превосходящие в 6 раз силы противника, проявив лучшие качества испанского солдата.
И тут же проявили худшие: что после этого сделали с Антверпеном, всем известно. Ну, да боевое братство дело такое - люди честно делят и добро, и зло.