Маяки на велосипедах или 10 видов дорог, не пригодных для велосипеда :)

Jul 31, 2021 17:20

В мае этого года прочитала у Иры biancal про игру "Светлое лето" от "Бегущего города". Это игра на всё лето, нужно искать маяки на Ладожском и Онежском озёрах и Финском заливе. Мне сразу показалась эта идея заманчивой и я решила поучаствовать. И попала в команду "Настоящие ленивцы" :)

Настоящие ленивцы не ищут лёгких путей. Поэтому я решила, что самое интересное - это поехать искать маяки на велосипеде. Идея эта заинтересовала Ирису, больше никого мы не соблазнили и отправились в итоге вдвоём. И было очень классно!

Для начала нам предстояло добраться от Аксёново до железнодорожной станции. Ближе всего к нам находятся Электроугли, но электричка из Электроуглей приходит на Курский вокзал и пришлось бы ещё на велосипеде добираться по Москве до Ленинградского. Так что мы отправились на станцию Вялки, Черустёвского направления. Я хорошо представляла, как доехать до Вялок на машине, но ехать по машинной дороге совершенно не хотелось. Так что я решила, что мы найдём какую-нибудь тропу в подходящем направлении, и навигатор меня обнадёжил в этом решении. Заряд телефона я решила беречь на поход и выключила его. Не скажу, что мы заблудились сразу :) Километров 5 мы проехали правильно :) Но потом дорогу, которую, как я считала, я помню по карте, я не нашла, другая дорога закончилась тупиком, а третья становилась всё более и более заросшей, так что ехать по ней было уже невозможно. В итоге часть пути мы всё-таки проехали по машинной дороге, а потом я включила телефон и мы смогли найти подходящую дорожку. Выход на неё, правда, был весьма оригинальный:


Навигатор полагал, что это дорога :) К счастью, такой "дороги" у нас было всего метров 30.
Пока мы плутали и преодолевали заросли, мы, конечно, потеряли уйму времени. Я даже опасалась, что мы опоздаем на электричку (со следующей мы бы тоже успели на поезд, но впритык). Но мы примчались на платформу за одну минуту до отправления электрички. И даже разобрались, как взять талон, для получения билета в электричке или на вокзале (касса не работала). Платформа Вялки, надо сказать - просто образец доступной среды! Никаких жутких мостов как в Электроуглях, никаких ступенек, очень удобный пологий пандус. Так что в электричку мы попали без проблем.

На Ленинградском вокзале нас поджидала засада. По мнению РЖД, чтобы сесть в поезд, сначала нужно зайти по лестнице в здание вокзала, там пройти досмотр, потом пройти ещё один досмотр при выходе на платформу. Печально посмотрев на лестницу, мы отправились искать вход для маломобильных групп граждан. Посчитав, что именно к ним сейчас и относимся. Нет, когда я еду на велосипеде, я, конечно, более чем мобильна, но как только передо мной вырастает лестница, я становлюсь совсем немобильна, велосипед с рюкзаком со всем походным барахлом я в принципе поднять не могу. Могу разве что снять с велосипеда рюкзак, поднять отдельно велосипед, потом поднять отдельно рюкзак, нацепить рюкзак обратно, но не могу сказать, что мечтаю это делать перед каждой лестницей. На пандусе нас попытались развернуть обратно на лестницу, поскольку велосипед - это не коляска. Но когда я попросила помочь мне затащить велосипед по лестнице, охранники решили, что могут нас и пропустить.

Поездка на поезде с велосипедом - это отдельное развлечение. Я впервые попробовала. На велосипед надо купить отдельный билет, он совсем дешёвый, 90 рублей до Питера. Потом его надо разобать (снять переднее колесо и опустить седло) и упаковать (мы упаковывали в мусорные мешки, ушло 2 мешка на 1 велосипед + 1 мешок на два передних колеса). И закинуть на третью полку! В принципе, я даже самостоятельно смогла закинуть велосипед на третью полку, это гораздо проще, чем засовывать туда коляску. Хотя велосипед устрашающе свешивался и соседи с опаской спрашивали, не свалится ли он им на голову. Так что всю ночь по дороге в Питер я подскакивала от любого шороха и проверяла, не собираются ли велосипеды угробить кого из наших соседей. Зря подскакивала! Я их потом еле сняла с этой третьей полки :)

От Питера мы доехали на электричке до Волховстроя-1. И началось наше велопутешествие.

Волхов - небольшой и спокойный город, мы быстро проехали через него, выбрались на проселочную дорогу и поехали по ней к Старой Ладоге. Дорога шла вдоль речки со смешным названием Заклюка, не совсем по берегу, но неподалёку, так что периодически открывались чудесные виды на долину реки. Да и вообще местность была в меру холмистая, так что не помрёшь на велосипеде, но есть, где глазу отдохнуть.

В Старой Ладоге очень интересно. Во-первых, там есть крепость.


Крепость крошечная, но в ней очень здорово. Вообще крепость на этом месте существовала как минимум с 9-го века, поначалу она была деревянная, в 12 веке стала каменная, но потом её разрушали, восстанавливали и реконструировали много раз. В итоге большая часть башен и стен сейчас - это реконструкция 20 века. Можно купить билет и просто зайти на территорию церкви погулять. Там очень мило и открывается красивый вид на реку Волхов и окрестности.


На входе в крепость проходишь по коридору, можно выглянуть в окошко, оценить толщину стен


Можно купить билет подороже, зайти в башни, в церкви и прогуляться по стенам. В башнях сейчас действует музей, так что интерьеры там далеки от исторических. В одной из башен можно посмотреть разные археологические находки (части домов и лодок, посуду, пряжки, украшения, наконечники, иголки и пр.). В другой - узнать историю Старой Ладоги, строительство и устройство крепости, торговые пути, военные походы. В третьей башне была временая выставка картин. А в четвёртой башне (Раскатной) больше всего сохранилось древней кладки, так что в ней интереснее всего, можно посмотреть камни и стены :)


Есть ещё пятая башня, Тайничная, но она невосстановлена и огорожена, чтобы туда никто не лез, а то обрушится ещё ненароком окончательно. Около неё нписано, что в башне был вырыт колодец, и это был единственный источник воды в крепости, и оттуда вёл тайный лаз к реке.


По стенам можно просто пройтись, посмотреть на двор крепости с высоты.




На территории крепости стоят два храма:


Каменный храм Георгия Победоносца 12 века, один из древнейших каменных храмов со старинными фресками. В него, к сожалению, зайти не удалось, с утра был дождь и из-за сырости храм был закрыт.


И деревянная церковь Дмитрия Солунского. Внутри этой церкви музей, посвящённый восстановлению фресок в храме Георгия Победоносца - на витринах лежат обломки фресок, а на стенах - изображения фресок, из которых эти обломки получились. Церковь недействующая, изнутри выглядит осиротело. Снаружи гораздо симпатичнее.

В крепости мы гуляли по очереди, поскольку не хотелось оставлять рюкзаки без присмотра, снимать их с велосипеда и тащить с собой тоже не хотелось (не знаю, разрешили ли зайти с ними, с велосипедами точно не разрешили). Так что у нас был длинный-длинный привал. Ещё в Старой Ладоге есть два монастыря, но туда мы не заходили. А так это деревня деревней. Прямо у стен церкви чей-то огород с кабачками, петухи кричат. В Старой Ладоге мы свернули с дороги ещё вдвух местах. В одном мне просто показалось, что там должен быть красивый вид, и он там действительно был :) А по красивому склону поднимался мужик с двумя большущими бутылками воды :) Он нам рассказал, что внизу есть источник, так что мы сходили набрали воды и искупались. Вода ледяная!!! Но вкусная. А в другом месте был курган, есть предположение, что это могила Вещего Олега. Там тоже красиво.




Из Старой Ладоги наша дорога проходила по машинной дороге в сторону Мурманского шоссе. Это была довольно занудная часть маршрута - длинная пряма асфальтированная дорога, да ещё и с машинами. Заканчивалась эта дорога развязкой (перекрёсток с Мурманским шоссе) с ограждениями по краям дороги. Лезть туда на велосипеде совсем не хотелось... Я вообще машин боюсь :) Но вдоль дороги по низу шла асфальтированная тропа (по другому и не назовёшь, она узкая, меньше метра). Мы поехали по ней и оказалось, что по этой тропе можно объехать развязку, проехать под Мурманским шоссе и оказаться на другой стороне. Класс! Очень порадовало, что кто-то подумал о пешеходах и велоспедистах, которым тоже надо как-то передвигаться. Потом нам надо было пересечь реку Волхов по мосту вдоль шоссе, но там мы шли по пешеходной части.

После моста, к счатью, мы уехали подальше от шоссе и покатились сначала по деревне, а потом чудесными грунтовками через приятный лес. И доехали до Немятово-2, где был первый пункт из игры, который мы планировали найти - Александровские створные знаки.




Их два - красный и белый - и они помогают найти вход в Новоладожский канал из реки Волхов.
Вообще Ладожские каналы - это просто невероятные сооружения. Староладожский канал прорыли ещё при Петре Первом, чтобы торговые суда могли пройти в Балтийское море, не выходя в Ладожское озеро, где они часто тонули во время непогоды. Поэтому вдоль берега на сотни километров тянутся эти каналы. Даже Староладожский канал довольно большой, метров 20 шириной, и до дна ногами не достать. Только представить себе, что такое надо выкопать! Лопатой, что там ещё при Петре Первом могло быть. Явно не экскаватор. Не хотелось бы мне там работать. Паралельно Староладожскому каналу идёт Новоладожский, он ещё больше, построили его при Александре 2. Староладожский сейчас совсем не используется, так что вдоль него стоят дачи с собственным выходом к воде, народ ловит рыбу и плавает на лодках.

После Александровских створных знаков мы начали искать место для ночёвки, времени было уже 6 вечера. Думали найти что-нибудь подходящее на берегу Ладоги. Но не тут-то было, берег был болотистый, заросший осокой и рогозом. Даже в деревнях почти не было выхода к воде, так, в паре оборудованных мест. А после деревень и к камышам было не подойти, всё заросло кустами. Дорога, не обозначенная на карте, шла вдоль берега в километре от него. Я попоробовала нырнуть в кусты, посмотреть, нет ли там какого просвета. И очень зря сделала! В кустах я тут же заблудилась, стою в пяти метрах от огромной просеки и не понимаю, куда идти, со всех сторон кусты совершенно одинаковые, просеку не видно и ощущение, что кусты везде на много километров. Вот глупость-то!!! Я успела даже испугаться, что потеряюсь тут навеки. Ну ладно, не потеряюсь, а буду звонить в службу спасения, у меня с собой был телефон. Но всё-таки вышла сама. Встали на ночёвку мы в итоге около дороге (по соседству с коварными кустами), а в кусты ходили только с компасом. Хорошо, что у нас была вода в бутылках, поскольку в округе никакой доступной воды не было.

На следующий день мы двинулись дальше. Путь наш лежал вдоль староладожского канала, на карте была обозначена сначала гравийка, а потом грунтовка. Я опасалась, что это будет ужасно скучная дорога - 10 км по прямой! Но не тут-то было... Первые 4 км действительно была неплохая гравийка через дачи. А потом она неожиданно упёрлась в забор! Около забора дорога разворачивалась и уходила в обратном направлении - совсем не туда, куда нам надо! Справа от забора был участок, похожий на автомастерскую, с надписью про злую собаку и здоровенной барбосиной, которая весьма угрожающе гавкала. Слева канал. Местное население сообщило, что раньше тут и вправду была дорога, а теперь построили дачи и дороги нет. Но разведка показала, что между забором и каналом можно пробраться по берегу (даже с велосипедом!), а дальше идёт дорога по дачному посёлку, в котором каждая дача ещё огорожена своим забором и, насколько видно, с обратной стороны посёлка забора нет! А ещё есть очень симпатичное место для купания в канале. Так что мы посидели на берегу, построили замков из песка (а песочек там мелкий-мелкий), искупались и решили попытать счастья. И нам повезло, поскольку забора на другом конце дачного посёлка и вправду не было. Ехала и думала, насклько же надо устать от людей, чтобы прятаться за двумя заборами подальше ото всех. По окончанию посёлка гравийка закончилась и началась обещанная грунтовка. Только, похоже, дорога эта не очень-то пользуется популярностью... Дорожка становилась всё более и более заросшей. Не заброшенной, ямы и лужи закиданы палками. Но эти палки, ямы и трава делали перемещение на велосипеде порой совершенно невозможным. Так что большую часть это тропы пришлось пройти пешком. Хорошо хоть в конце она вышла на дорогу, а не закончилась какими-нибудь непреодолимыми кустами или забором... В общем, совсем не скучно!

Выбравшись из леса мы попали в Сясьстрой. И пошли в кафе обедать :) Напротив была парковка с фурами, две фуры везли такие колёсища!!! Они были шириной с фуру, даже больше! "И страшно подумать, и страшно представить, кто там за штурвалом сидит", т.е. что за транспорт такой, которому нужны такие гигантские колёса.

Из Сясьстроя я нашла отличную просёлочную дорожку в Низино, по которой мы объезжали следовавшее в нужном направлении Мурманское шоссе. А из Низино поехали по гравийке в Шахново, в районе которого я планировала ночёвку. Дорога на Шахново, похоже, решила познакомить нас со старинным предметом русского быта - стиральной доской. Не знаю, как это удалось, но вся дорога была покрыта совершенно одинаковыми продольными быграми и впадинами, с одинаковой высотой и расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. И так 10 км...

На подъезде к Шахново, Ириса сказала, что хочет всё-таки попасть на берег Ладожского озера. Хоть это и не по пути. Но и не далеко, километра 3. Так что мы повернули к Ладоге. Но через 3 километра ничего, пригодного для ночёвки, не нашлось: дорога, вокруг вырубка, канавы с водой, а за ними кусты. И через 4, и через 5 тоже. Километров через 6 мы доехали до берега. Но на берегу были просто огромные толпы отдыхающих, приехавших на машине, крик, водка, мат-перемат. Встать там, в принципе, можно было, но мы что-то побоялись... И поехали дальше, через деревни и очередные заросли кустов. На въезде в последнюю деревню нас поджидал шлагбаум. Ой... Впрочем, сторож не проявил никакого интереса к тому, что мы объехали этот шлагбаум и въехали в посёлок. А за посёлком начались прекрасные пляжи, песочек, сосны и красота, и народу почти нет, на машинах-то туда не проехать. Всего-то 12 км от нашего маршрута :) Впрочем, стоянка того стоила! Там было чудесно.




Расположились на мягоньком песочке. Я надеялась всю ночь слушать шум прибоя, но слушала громкий гул ветра. Ириса искупалась вечером, как мы приехали. А мне показалось, что уже холодно и сил никаких нет. Я отложила купание на утро. Но утром стало понятно, что искупаться там нереально, ветер и сильные волны, а на дне скользкие камни. Потонешь как 1000 кораблей при Петре первом! Зато я прогулялась по Шурягскому носу и дошла до самого мыса. Обнаружила там полосу камышей, уходящую в воду и мои "любимые" кусты. Хорошо, что вечером мы не захотели выехать на сам нос. Но дорога к нему была красивая.




Ладожское озеро вообще огромное, оно как море! Никогда раньше не видела таких озёр. На противоположный берег даже намёка никакого нет, волны, чайки. Вот только пресное, что даже странно.


А рядом с нашей стоянкой, на камне у воды, выросла земляника, ещё и усы раскинула, вот ведь какая живучая!


Вообще на третий день нашего путешествия я проснулась с тревогой, как же мы проедем наш маршрут. Конечно, можно слиться на электричку, но ведь тогда мы не побываем на втором маяке, а хотелось бы. Можно доехать до связи и поменять билеты, но Ириса хотела ещё встретиться с папой до Валдая. Навигатор сообщил, что в предыдущий день мы проехали 46 км. А в этот день нам нужно проехать 72 км! О, нет, столько мы не проедем... Правда, навигатор построил нам маршрут по каким-то тропам через болота, соваться туда мы не решились, а решили всё-таки часть пути проехать по Мурманскому шоссе. Немного срезали, сейчас я померила по карте, получилось 66 км. Совершенно не веря в возможность проехать такое расстояние, мы двинулись в нужном направлении, решив по пути посмотреть, как дело пойдёт. Но искупаться, кстати, нам всё-таки удалось, в деревне Заостровье была бухта, где почти не было ветра и волн, и камней было немного. Так что мы с удовольствием макнулись, удивив местное население, которое прогуливалось в куртках. Это потому что у них велосипеда нет!

Ну что ж, 12 км - и мы возвращаемся на наш маршрут, здравствуй, стиральная доска! Еду и мечтаю: "Вот бы в Шахново был асфальт!" И правда, въезжаем в Шахново, и там асфальт! Правда, выехали из Шахново, асфальт закончился, опять началась стиральная доска. 10 км - и мы выехали на Мурманское шоссе. Вот там асфальт так асфальт, прекрасный! Если бы не было нескончаемого потока машин, очень хорошая дорога была бы :) А так мы проехали по нему 8 км и я чуть не умерла. И ладно бы машины, которые едут в ту же сторону, что и мы. Самое гадкое - это машины, которые едут навстречу и обгоняют по встречке. Такая от них воздушная волна, просто жуть.

Но шоссе закончилось, и довольно быстро, и нас ждёт очередной просёлок, какая-то условно машинная дорога через лес и болота. Кстати, опять длинная и совершенно прямая :) Но не скучная. Сначала она покатила нас здорово вниз, учитывая камни, ямы колдобины и прочие палки, я только и успевала тормозить (в смысле нажимать на тормоз) и следить за тем, куда я еду. А потом мы выехали в болота. И это, конечно, совершенно потрясающее зрелище. В одну сторону вода. В другую сторону вода. Вокруг никого! И мёртвые с косами, то есть сухие стволы деревьев из воды торчат.






Так мы ехали, пока перед нами тоже не оказалась вода :) То ли правое болото промыло ход в левое, то ли левое - в правое... Впрочем, воды там было немного, даже меньше, чем по колено в мелком месте (в глубоком не измеряла). Сняли рюкзали, перетащили всё на другой берег. А раз уж всё равно всё поснимали, заодно устроили обед.




После промоины людей стало больше, появились рыбаки (неужто в болотах рыбу можно удить?), отдыхающие на машинах. В конце концов наш просёлок закончился и вышел на отличную машинную дорогу. Ровненький асфальт, и почти никаких машин :) По этой дороге мы бодро докатились до Загубья. Времени 6 часов, а нам остался последний участок в 17 км через лес до Сторожно. Проедем ли мы столько? По крайней мере попробуем.

Дорога между Загубьем и Сторожно... Как бы сказать... Представьте себе кучу гравия. Просто обычную кучу гравия, только что сброшенную с грузовика. Только длинную. В 17 км. Ну ладно, не буду врать, иногда эта куча гравия сменялась кучей сухого песка. Иногда гравий был покрупнее, а иногда поменьше. В общем, это был УЖАС!!! Успокаивало только то, что вокруг был хороший лес и в принципе, можно было встать на ночёвку в любом месте. Правда, у нас с собой был только литр воды. Но если будет совсем плохо, мы и с литром воды переночуем. Я уже начала вспоминать истории о древности, где люди копали в лесу колодчики, тут ведь в принципе сыро, наверное, не много копать придётся :) Наполовину пешком, наполовину верхом, но еле-еле-душа-в-теле, мы всё-таки двигались по этой так называемой дороге. В какой-то момент я не выдержала и начала петь "бездорожье одолеть не штука, а вот как дорогу одолеть", дальше мы ехали и шли только на песнях, спели всю "Принцессу на горошине" и ещё много чего спели, про дороги, камни и всякое разное. Когда поёшь, вроде и сил побольше.

В 9 вечера мы выехали к Ладожскому озеру. Ура!


И тут же бросились купаться! Пшшш :) Местное население в куртках и шарфах было в ужасе и спрашивало, не холодно ли нам. Но мы им отвечали, что после 17 км дороги от Загубья на велосипедах, нам уж точно не холодно :) Нам жарко!
А вот и маяк:


К маяку мы подъехали поближе, поскольку маяк действующий, территория там огорожена и зайти туда нельзя, но в общем, его и так прекрасно видно. Там даже есть дом с маяком и теплица с маяком :)


А потом заехали за маяк и выехали на мыс Сторожно. И там был прекрасный мыс без кустов и зарослей осоки. Зато с видом на маяк, закатом, волнами и прочей красотой. Мы даже не стали готовить ужин, вместо этого любовались видами, фотографировали и т.п. целых полтора часа.










И видео маяка:

На следующий день нам предстояло преодолеть 17 километров кучи гравия в обратную сторону... Потом ещё 20 километра по дороге. И не опоздать на электричку в 18.06. Поскольку она последняя. Искупавшись для храбрости в знакомом нам месте мы двинулись в путь. Сил было больше, но дорога лучше не стала. 10 км мы проползли за два часа. Сели отдохнуть... Но тут мимо проезжала газель и Ириса её застропила! Так что нас подвезли последний кусок этой жуткой дороги и даже велосипедам нашим нашлось место в грузовой части (это была Газель, завозившая продукты в магазин в Сторожно). Водитель рассказал, что эту дорогу начали делать в прошлом году, в этом окончательно засыпали гравием, но сейчас еще продолжают отсыпать песком. Что в эту дорогу вбухали 70 миллионов рублей и всё разворовали. И даже украли каток! Поэтому дорогу не утрамбовывают. По дороге мы видели трактор, который засыпал гравий песком. В общем, может, когда-нибудь, это безобразие укатают и будет что-нбудь более напоминающее дорогу, а не как сейчас.

В Загубье мы вылезли из машины и поехали дальше на велосипедах по хорошей асфальтированной дороге в Пашу. Машин было мало, дорога хорошая. Я даже на максимальную передачу переключалась. В Пашу мы приехали рано (много времени заложили на гравийку), сидели на пляже, готовили обед


А потом электричка из Паши в Волховстрой (с низкой платформой, хорошо нам помог мужик влезть), электричка от Волховстроя до Питера, разборка велосипедов, загрузка на третьи полки и поезд в Москву. В Москве я ещё немного поругалась с сотрудниками Казанского вокзала, поскольку чтобы попасть в электричку, почему-то нужно сначала зайти в здание вокзала, а для этого пройти досмотр. Хотя мне вообще ничего в здании вокзала не нужно, нужно сесть в электричку и уехать. Ни на какой станции нет досмотра перед входом в электричку. Да и на других вокзалах, по-моему, нет (на Горьковском направлении, по которому я сейчас чаще всего езжу, точно нет). А это рюкзаки снимать, класть на ленту, вешать обратно. Да ещё и нас отправили в какой-то выход, после которого была гигантская крутая лестница! В общем, вспоминать неохота. Электричка и последние 12 км на велосипеде до дома. На этот раз мы всё нашли и по машиной дороге ехать не пришлось :)
Previous post Next post
Up