Впервые в валдайский лагерь Центра лечебной педагогики мы попали в 2007 году. Я сразу влюбилась в это место, в огромные ёлки и сосны, в озеро и речку с прозрачной сладкой водой, в людей и во всё происходящее. После этого мы ездили на Валдай каждый год, то на неделю, то на две, а то и на целый месяц. Кроме прошлого года, когда Надюха была в таком тяжёлом состоянии после операции, что о лагере можно было и не думать. Я ужасно скучала весь год и мечтала, что мы сможем всё-таки поехать этим летом. И всё получилось! На самом деле я до последнего сомневалась, что правда всё сложится, что Надя не заболеет и будет нормально себя чувствовать и мы вообще сможем поехать, что в лагере будет всё хорошо, что мы обойдёмся без функциональной кровати и противопролежневого матраса и вообще выживем в палатке и нам не придётся спешно эвакуироваться домой. Наверное, смешно читать, мы 10 лет ездили на Валдай, я не говорю уж о походах с Надюхой, а тут такие опасения. Но на самом деле после операции мы не ездили надолго никуда, два раза за весь год съездили в гости с одной ночёвкой, а уж палатки вообще не доставали. Так что поводы для сомнений были… Но нам повезло :)
Для начала нам очень повезло с погодой. Когда мы только планировали ехать в лагерь, Катя (руководитель смены) попросила написать меня, что нам хочется в лагере, а что - категорически нет. И я, конечно, не смогла удержаться и написала, что хорошо бы, чтобы была хорошая погода :) Это я в шутку написала, но, похоже, Катя - волшебница и даже это пожелание выполнила. Всю смену было тепло, даже вечером вполне можно было ходить с коротким рукавом. Были иногда дожди, даже грозы, но так, чтобы совсем заливало - такого не было. И невыносимой жары тоже не было. Даже не припомню, была ли там ещё когда такая замечательная погода! Во-вторых, нам повезло с дорогой. Объезд вокруг Вышнего Волочка - это счастье. Я помню годы, когда мы тащились по пробкам 7, 9 и даже 12 часов. Это, конечно, очень тяжело. На этот раз я доехала до Валдая за 5 часов, а обратно за 5,5 часов. Так вполне можно ездить! Ну и вообще повезло :)
Первый день я посвятила тому, чтобы совместить нашу жизнь с расписанием лагеря и вообще хоть как-то попытаться наладить быт. Это было непросто. Надюху нужно кормить 7 раз в день, каждые два часа, да ещё и давать лекарства. Каждое кормление занимает около получаса и это совершенно отдельное время, т.е. я не могу, к примеру, одновременно есть сама. Мало того, в первый же день оказалось, что Надя боится есть в столовой или на веранде, хотя там было ещё не так много народу. Каждый шаг сотрясал корпус, как будто там идёт по меньшей мере стадо слонов, гулко разносясь по всем закоулкам. Поскольку Наде кормление и так нередко доставляет дискомфорт, мы решили есть в палатке. Наверное, завсегдатаи Валдая сейчас придут в ужас, это же самое крутое и терапевтичное на Валдае - совместная еда. Мы приучались к совместной еде 10 лет, каждый год заново у нас была цель привыкнуть к жуткому шуму столовой. А сейчас я не придумала, зачем нам такая цель. И даже Катя со мной согласилась, не стоит к одному тяжёлому событию прибавлять другое и семь раз в день мучиться. Этак сил ни на что более осмысленное не останется…
А вообще на Надину жизнь в лагере у меня были очень обширные планы. Для начала - выжить и не заболеть. Это, кстати, оказалась сложная задача, поскольку на лагерь напала какая-то мерзкая инфекция, подкосившая даже доктора. Но нам опять повезло, нас она обошла стороной. Конечно, хотелось какого-то общения, участия в жизни смены. По возможности. Я совсем не загадывала, считая, что если получится хотя бы ходить на занятия группы - уже будет хорошо. А ещё у меня были наполеоновские двигательные цели. Незадолго до начала лагеря Наде сделали ботокс, а прямо перед лагерем стали готовы новые Надины тутора, и надо было к ним привыкнуть и вообще наладить двигательный режим, чтобы добиться какого-то осмысленного эффекта от этих вмешательств. На самом деле это было, пожалуй, самым важным для меня, поскольку весь прошлый год у нас были сплошные мучения с тонусом. Старые тутора стали малы и стёрли ноги. Новые тутора не подошли и у Нади в момент появились пролежни на всех выступающих костях. Один ортопед мне уже сказал, что Надя никакие тутора носить не сможет и ботокс ей не поможет, надо делать операцию на всех суставах. Как не сложно догадаться, перспектива делать ещё одну тяжёлую ортопедическую операцию меня совсем не обрадовала. Так что я решила его не слушать, а всё-таки пытаться сделать ещё одни тутора и искать, кто согласится делать ботокс, ну хоть попробовать-то надо. А тут ещё помогать Наде поручили Ире Посашковой и, конечно, нельзя было этим не воспользоваться.
В итоге Надино расписание выглядело таким образом. У всех подъём был в 9, а у нас в 8, чтобы успеть покормить до начала занятий 2 раза, а в промежутке умыться-переодеться-собраться и т. п. (и мой завтрак). С 11 до 13 Надя ходила на занятия в группу к Наташе Фокиной. Там у них был круг с сенсорикой, перекус (Надюха его не ела, но помогала раздавать еду другим детям), прогулка и музыка. Я думала, может, Надя во время перекуса будет пить компот, ей можно компот пить. Но что-то это не особо пошло. В час детей возвращали родителям и я тут же бежала кормить Надю. Потом я надевала Наде тутора на локти и делала укладку на тихий час. Иногда Надюха в ней спала, а иногда просто лежала и слушала песенки. А потом опять ела :) В хорошую погоду мы купали Надюху в маленьком бассейне с тёплой водой. Иногда перед тихим часом, но чаще после него. А один раз измазались перед плаванием грязью :)
После полдника были кружки и обычно Надя ходила на один из кружков, то на сенсорику (возилась в очень приятном желе), то на керамику (искала в глине свои ручки и слепила гигантскую бусину), то на вязание (там Надя, правда, не вязала, а наоборот, распускала неудачные творения своих предшественников), то на ламинирование. А самый большой фурор произвёл, конечно, кружок татуировок хной :) Это была целая история. Началась она с того, что Надюха встретила как-то Надю-маленькую и та ей рассказала, что сделала татуировку хной. Наде-большой сразу тоже захотелось сделать татуировку, но поскольку она была в тот момент не со мной, а с Ирой, они решили сначала спросить разрешения у меня. Потом мы обсуждали, что я не против татуировок хной и придумывали, где можно сделать татуировку и придумывали, какую просить картинку. Очень ждали, когда же снова назначат кружок татуировок хной, готовились и радовались, когда это, наконец, случилось :) А когда у Нади появилась татуировка - всем хвастались, и в тот же день, и на следующий день на группе. И Надюхе прямо огромное удовольствие доставляло всё, что было связано с этим событием, такое длинное-длинное и осмысленное проживание одной идеи на несколько дней.
А ещё Надька посоветовала сделать татуировку Ире Посашковой. Та решила поинтересоваться, какую бы ей картинку лучше выбрать по мнению Нади :) Наде больше всего понравилась идея, что Ире надо сделать татуировку шершня. Этот шершень прилетел к нам накануне, когда мы купали Надюху в бассейне, летал вокруг и всех пугал, особенно Иру, на которую он уселся раз 20 (нам повезло, мы, видимо, не такие вкусные с точки зрения этого шершня). Ире эта идея не понравилась. Она пыталась предложить что-нибудь другое, может, цветочек или лягушку. Но Надя упорно стояла на своём - шершня, и всё тут. Кажется, Ира так и не сделала татуировку… :)
После кружков все шли на фольклорные игры и танцы, а мы отправлялись опять поесть и потом минут 40 посвящали снятию тонуса с правой ноги. Это было очень круто. Потому что это было каждый день, чаще Ира, а когда она не могла, то я. Дома, конечно, это очнеь трудно организовать, то надо ехать с Надей в Москву на какую-нибудь консультацию, то я куда-нибудь убегаю, то просто замотаешься среди миллиона разных дел, очнёшься ночью: опять не сделала! Уговорив строптивые мышцы, мы надевали тутор на голеностоп. Сначала на 15 минут, потом на полчасика, и так всё больше и больше. После каждого снимания тутора, я как ненормальная осматривала ноги, малейшие покраснения тут же мазала меналиндом с камфарой и вообще тряслась как ненормальная, только бы привыкнуть к этим туторам, только бы не было опять пролежней. И всё получилось. Вскоре мы стали надевать тутора и на туренние занятия. А время постепенно смогли дотянуть до 3-4 часов подряд, два раза в день. Шкурка загрубела, перестала краснеть. Слава Богу, к туторам Надя привыкла! После лагеря мы ездили на консультацию по поводу эффекта от ботокса, там удивились, какой хороший эффект от ботокса, а, вроде, такой сложный случай. Ботокс, наверное, тоже помог. Но вряд ли был бы такой эффект без Иры и туторов. С руками, кстати, тоже получше стало, но там даже проще было увидеть эффект. Тенары отпустили просто от ботокса и получилось надеть тутора на большой палец, которые до этого не удерживали пальцы и натирали. В них Надя ходила 23 часа в сутки и теперь положение пальца вполне приличное. А локти стали просто легче разгибаться и тутор на час вполне помог, чтобы Надя могла начать использовать этот объём. На колени вот только в лагере мы ничего не приспособили, но сейчас я и на колени надеваю Надюхе на час тутора и тоже вполне заметен эффект, куда легче разгибаются. Может, и обойдёмся мы без этой операции на все суставы… В общем, итогами двигательной программы в лагере я более, чем довольна.
Потом у всех был ужин, сказка (на сказку мы не ходили, поскольку чаще всего в это время Надей опять надо было есть, да и сказка часто проходила в помещении, куда с трудом помещались все желающие, было шумно и душно, в общем, можно и не пробовать прийти туда с Надей) и костёр, на который мы пробовали ходить. Хотя и не всегда получалось, иногда Надюха ни в какую не хотела оставаться на костре и приходилось с ней оттуда уходить (чаще всего с ней уходила Ира, а я оставалась петь на костре, хотя мне опять повезло, что с нами в лагере была Ленка, которая вполне могла провести костёр вообще без меня, вовремя приходила к началу, оставалась до конца, так что для меня это была совершенно свободная ситуация, получилось прийти - хорошо, а не получилось - тоже никакой катастрофы). После костра мы ещё немножечко гуляли, последний раз кормили Надю, чистили зубы и отправлялись спать. Вот это был не самый удачный пункт программы. Спать Надюха укладывалась тяжёло. Сначала, видимо, с непривычки. Потом начались дожди и грозы и на каждую тучу Надя расстраивалась, страдала и не могла уснуть. Так что я часами укладывала Надьку спать, переворачивала, брала на ручки, успокаивала и укладывала опять. Даже если Надя засыпала довольно быстро (а это случилось, кажется, 1 или 2 раза за смену), я засыпала вместе с ней после предыдущих бессонных ночей. Так что мне ни разу не удалось выйти вечером из палатки, сходить на взрослый костёр, поиграть в какие-нибудь игры или просто пообщаться. Это, конечно, очень жаль, ночные посиделки - это одна из прекрасных возможностей лагеря. И я их вообще очень люблю. Но на этот раз на них сил уже не хватило.
Зато у меня был другой источник радости - это моя группа! Пока Надюха с утра ходила на свои занятия с Ирой, я вела занятия в малышовой группе. Вообще это было очень правильное решение Кати, чем занять меня на Валдае :) Потому что когда я сопровождаю какого-нибудь ребёнка, мне всегда приходится разрываться между них и Надей и я понимаю, что многое не могу дать семье просто потому что у меня мало времени. Например, не могу помочь с едой, поскольку сама кормлю Надю. И вообще просто в течение дня, не когда занятия, вижу, что нужна была бы поддержка, а сделать ничего не могу. Вести групповые занятия, в этом плане, проще, они ведь в определённое время проходят. Педсовет ещё, но на педсовет вполне можно отыскать полчасика. А всё остальное по возможности, когда есть время. Очень хорошо Катя придумала. Группа у меня была самая лучшая :) Дети, которых я очень люблю, родители, которыми восхищаюсь, и педагоги, с которыми круто работать вместе! Спасибо вам всем большое! Катя нам перед лагерем сказала, что лагерь у нас для отдыха :) Для отдыха? Не, это не для нас! Мы тут же поставили цели, да ещё придумали целей по ходу смены. Каждый педсовет - это была просто сказка. Что мы сделаем, как сделаем, что изменить, что попробовать. Очень здорово! С самого первого дня мне казалось, что мы вместе всю жизнь, так легко сложилась у нас группа. И нам было просто хорошо вместе. И так много всего получилось! Очень-очень радостно :) Даже не так. Это чувство восхищения происходящим, причастности к чему-то большому и прекрасному и благодарности, что можешь всё это видеть и даже участвовать. Занятия у нас начинались с круга, мы зажигали свечку, играли в платочек, черепаху, большие ноги, барабаны, надували и сдували воздушный шарик. Правда, в предпоследний день шарик у нас лопнул. А в последний день у нас лопнуло даже два шарика! Ну и грохот был! Потом мы устраивали сенсорную игру с водой, шишками и пеной для бритья. Перекус у нас был совершенно хулиганский, мы осуществили, наконец, нашу давнюю мечту и играли с едой: размазывали сгущёнку и варенье по столу, замешивали их в воде, переливали и пересыпали всякие продукты. Было круто. На самом деле все дети делали разное. Кто-то чинно выбирал фрукты или кукурузные палочки и их ел. Кто-то учился есть ложкой сгущёнку. Кто-то ел её руками, зато сам. А для кого-то было важно просто заинтересоваться едой и что-нибудь попробовать. Потом мы отмывались и шли гулять, чаще всего по территории лагеря. И если была хорошая погода, то прямо на прогулке устраивали музыку. А если плохая - то в избушке.
Продолжение, мероприятия -
https://users.livejournal.com/-olga/142480.htmlПродолжение, озеро -
https://users.livejournal.com/-olga/142677.htmlОкончание -
https://users.livejournal.com/-olga/142852.html