О подстаканниках.

Feb 25, 2024 22:26

Точный год появления подстаканников неизвестен, равно как и страна, в которой он появился впервые. Вероятно, некая посуда использовалась по принципу подстаканника с незапамятных времён, когда емкость, наполненную горячей жидкостью и успевшую сильно нагреться, помещали в металлическую посуду большего диаметра, чтобы не обжигать пальцы. Это в дальнейшем и привело к появлению отдельного вида столового аксессуара - подстаканника.

Культура пития горячих напитков - кофе и чая - получает распространение в Европе XVII века. Мода на них распространилась не сразу. По аналогии с чайными церемониями стран Азии, употребление чая в Европе тоже напоминало ритуал. А ритуал предполагает и набор аксессуаров.

Считается, что первые подстаканники пришли в Россию именно из Европы вместе с партиями чая. Уже в XVIII веке с насаждением в российском обществе Петром Первым европейских традиций и привычек питие чая широко культивируется.

По правилам этикета чайная церемония предполагала употребление напитка женщинами из фарфоровой посуды. Мужчинам же надлежало пить чай из стеклянных стаканов, удерживать которые было очень некомфортно из-за сильного нагрева стекла. Так в Российской империи появляются свои подстаканники.

Поскольку изначально питие чая с соблюдением этикета распространялось лишь в высших слоях общества, первые отечественные подстаканники делались под заказ и являлись дорогим столовым прибором, модным аксессуаром, изюминкой сервировки стола.

Массовое производство подстаканников в России началось во время интенсивного строительства железнодорожной сети, пришедшееся на период деятельности легендарного политического деятеля Российской Империи - Сергея Юльевича Витте, в бытность которого промышленность, экономическая и финансовая сфера России развивались быстрыми темпами.

Именно тогда на знаменитом Кольчугинском заводе запущен массовый выпуск подстаканников из дешёвых материалов (хотя там же делали и серии дорогих подстаканников ручной работы). Так подстаканники появились в поездах, начали появляться в домах небогатых людей и прочно вошли в обиход домашней обстановки всех слоёв общества.

Однако, для высших слоёв они не превратились в банальный предмет быта. Знаменитые ювелиры Пётр Хлебников, Павел Овчинников, Иван Футикин, Павел Сазиков, Густав Клингерт, Карл Фаберже изготавливали потрясающие подстаканники из драгоценных материалов, с изысканной отделкой, любопытным, филигранно выполненным рисунком (в том числе и по заказу членов императорской семьи). Сюжет, форма и отделка изделия могли быть как запрошены заказчиком, так и изготовлены на вкус мастера.

В советское время сюжетная составляющая на подстаканниках массового производства стала исполнять и пропагандистскую роль. Изображения, символизирующие новый государственный строй, чередовались с бытовыми сценами (охота, рыбалка, изображения животных, природы и т.п.).

В наши дни подстаканники массово используются, пожалуй, лишь в поездах дальнего следования. Однако для малого круга лиц они становятся дорогим и приятным подарком, предметом коллекционирования и изысканным аксессуаром некоторых мероприятий.

Материалы и сюжеты

Изначально, когда подстаканники использовались лишь среди знатных и богатых слоёв общества, материалом чаще всего служило серебро. Реже использовали золото и платину. Рисунки выполнялись разными технологиями: литьё, штамповка, чеканка или резьба. Использовалась позолота, эмаль, чернение и даже отделка полудрагоценными и драгоценными камнями.

Сюжеты поражали разнообразием: герои древнегреческой мифологии, изображения животных, сцены охоты, батальные сцены, бытовые зарисовки, и вензели владельцев. Некоторые изображения на подстаканниках и вовсе представляли из себя целые картины с потрясающей деталировкой, огромным количеством элементов и действующих лиц. Практиковались серии подстаканников с общим сюжетом, когда на одном подстаканнике начиналась затейливая история, на втором следовало продолжение, а на третьем - развязка.

Подстаканники выполнялись также с миниатюрными ажурными ножками, сложным крупными рельефом, который мог быть сформирован как в процессе отливки или штамповки, так и с помощью припаиваемых накладок. Своё клеймо мастер ставил, как правило, на дно подстаканника с внешней стороны и на ободок подстаканника с внутренней стороны. С введением пробы драгоценного металла её также стали клеймить на дне и на ободке.

В XIX веке помимо драгоценных металлов их начали выпускать из мельхиора и прочих недрагоценных сплавов, как с серебрением, так и без него. Добавились и новые сюжеты: сцены из деревенского и городского быта, герои русского народного фольклора.

Став продуктом массового спроса, подстаканники подхлестнули новую волну своей популярности. Если ранее их изготавливали преимущественно вручную для богатеев, то с началом фабричного производства они появились уже не только у аристократии и богатого купечества, но и у простых людей. Впрочем, на фабриках выпускали и дорогие «поточные» подстаканники по аналогии со штучными изделиями мастеров-ювелиров. Конечно же они являются не такими эксклюзивными, как изделия, выполненные мастерами именитых ювелирных домов, но, тем не менее, многие из них представляют из себя настоящие произведения искусства.

Советское время

После революции спрос на дорогие предметы снизился до минимума. Знаменитые ювелирные дома либо прекратили существование, либо перенесли деятельность в другие страны. Дорогие подстаканники дореволюционных времён в годы Гражданской войны могли продавать на вес. Теперь их можно было встретить в домах и у простых людей, и в кабинетах новых начальников, а также получить в подарок за какие-либо заслуги.

Поначалу изображения на советских подстаканниках массового производства преимущественно носили пропагандистский характер, реже бытовой или фольклорный.

Позже доля рисунков бытового характера и рисунков без идеологического подтекста на подстаканниках увеличилась. Появились всевозможные серии различной тематики: города, природа, исторические личности, сказочные персонажи, зарисовки из повседневной жизни.

Не исчезли и эксклюзивные варианты фабричных подстаканников. Их могли дарить иностранным делегациям, вручать в качестве подарка на юбилей или за какие-либо достижения. В 30-х годах на советских производствах реанимировали на время подзабытую технологию чернения. В общей сложности во времена СССР подстаканники выпускались на 15 специализированных предприятиях, а также в некоторых цехах заводов другой направленности.

Подстаканники выпускаются и по сей день, но масштабы выпуска снижены по сравнению с прежними временами. Сюжеты и формы остаются разнообразными.

Отсюда https://www.monetnik.ru/obuchenie/antikvariat/podstakanniki-rossii-i-sssr/

просто так, разное интересное

Previous post Next post
Up