НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ (НАИМЕНОВАНИЕ, ФАМИЛИЯ, ИМЯ ОТЧЕСТВО (ПРИ НАЛИЧИИ), СОДЕРЖАЩАЯСЯ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ) ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА (НАИМЕНОВАНИЕ, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО (ПРИ НАЛИЧИИ), СОДЕРЖАЩАЯСЯ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ)
Писал, но не так остроумно. Оригинальный ответ на запрос журналиста из New York Journal о его тяжелой болезни или смерти (который был благородно опубликован этим изданием) куда многословнее и скучнее: "I can understand perfectly how the report of my illness got about, I have even heard on good authority that I was dead. James Ross Clemens, a cousin of mine, was seriously ill two or three weeks ago in London, but is well now. The report of my illness grew out of his illness. The report of my death was an exaggeration". Сократил фразу до легендарной его биограф Альберт Пейн, проявив в этом случае больше литературного чутья.
Вообще же, скажу скучным голосом политолога, каждому типу легитимации по Веберу - свой тип социальных коммуникаций, подрывающих легитимность. Если у вас традиционно-монархический тип, вам вредны слухи о вашей незаконнорожденности, ненастоящести, безумии или иной дурной болезни, а также о том, что ваши дети не от вас. Разговоры о том, что у вас тридцать три любовницы, а придворные озолотились при вашем правлении и тоже предаются разврату, вам не вредят. Если тип легитимации у вас революционно-харизматический, то нехорошо, если о вас начинают говорить, что вы выжили из ума, не ловите мышей, вас обманывают секретари и охранники и вы проиграли очередную драку с соседом за террикон. Традиционному типу это всё не вредит. В свою очередь, пурпуророжденность и наличие или отсутствие двойников у лидера, чья власть основана на личных достижениях, никого не волнуют. Если же тип легитимации у вас рационально-правовой, что в современном мире более распространено, опасны вам слухи о нарушении правил: выборы подделали, тайно посещаете развлекательные мероприятия в карантин, воруете, как не в себя, и племянников на синекуры пристраиваете. Вот тут опасны разговоры, а тем более свидетельства, о коррупции в ближайшем или отдаленном окружении. Что у вас отнялось и опухло и хорошо ли вы узнаете министров в лицо - не так важно: вы не единолично правите, а как часть системы, так что есть, кому заместить выпадающие функции.
Как учил нас Макс Вебер, ни один тип легитимации не вытеснит полностью два других и каждый начальник или потенциальный начальник норовит приобрести - или сымитировать - все три. Любой хочет показаться наследником гремучей доблести прошедших веков, и собственноручным победителем драконов, и законным представителем легитимнейшей из властей. Смерть, которую скрывают, а также двойники, самозванцы и подменный царь - слухи, характерные для монархического типа легитимации. Предупреждал нас Вебер, что рационально-правовой способ надежнее и стремиться надо к нему - уж всяко надежнее, чем карикатурная недомонархия без традиции, династии и правил престолонаследия.
По ссылке - график запросов на тему "умер - шмумер" и их анализ силами социальной антропологии от дорогой коллеги Александры Архиповой, которой мы признательны за неизменное внимание к темным водам массового сознания.
https://t.me/anthro_fun/2504 "Что мы видим?
1) Слухи и про двойничество, и про смерть гаранта устойчивы; хотя их распределение не всегда совпадает (пока нет хорошего объяснения).
2) Но и у того, и у другого слуха есть два небольших совпадающих всплеска: во-первых, когда началась война, во-вторых, во время мобилизации 2022 г.
3) А вот в последние месяцы слухи про смерть приутихли - не потому ли, что гарант то туда приедет лично, то сюда и больше встречается с народом? Кстати, на этом графике е невозможно увидеть последний месяц, поэтому взлета за октябрь мы сейчас не видим, а он есть.
Причины возникновения?
Причина для возникновения таких слухов - гиперсемиотизация. В ситуации социальных катастроф, неясностей и тревоги люди начинают видеть и предсказывать то, чего нет. Подробности тут (
https://t.me/anthro_fun/2261) (ну или в нашей книге «Опасные советские вещи»).
Поэтому когда вокруг начинается вторжение или мобилизация, часть людей начинает думать: а «царь-то ненастоящий!»
Но также вполне возможно, что распространение этого слуха поддержано стремлением избежать когнитивного диссонанса. Человек не хочет идти против власти и одновременно хочет как-то себе объяснить происходящее. И его мозг придумывает уловку: «Невозможно, чтобы все вот это говорил и делал Путин. Значит, настоящий Путин давно умер, его подменили»".