Ленточки, цветочки, желтые жилеты, розовые шапки и прочие наглядные обозначения принадлежности. Рассказала про суровый северный протест, суть которого - не карнавал, а укоризна и некоторое даже самоповреждение (ну хорошо, самопожертвование), плюс уязвление оппонента едкими юмористическими плакатами. В рамках подтверждения тезиса об изменчивости такого рода политических навыков, вижу, что жаркий дальневосточный протест пользуется некоторыми выразительными средствами парада/карнавала: см., например, впечатляющие хабаровские (UPD: как указали бдительные комментаторы, не хабаровские, а из Комсомольска-на-Амуре) кадры с девушкой на лошади. В тексте следует обратить внимание на мнение коллеги Александры Архиповой: митинговая культура - её специализация.
"«Надо иметь в виду, что каждой политической нации свойственны свои методы протеста, - объясняет политолог Екатерина Шульман. - И если говорить о различиях, то я бы обозначила это противопоставление не как “запад-восток”, а как “север-юг”. Например, массовый протест на улицах характерен для США и стран центральной и южной Европы. Там есть традиция собираться на площадях и скандировать лозунги. Нередко при этом люди могут как-то специально нарядиться. То есть в более теплых странах протест и разного рода публичные выступления вполне могут носить характер некоторого парада или карнавала: с особой одеждой, музыкой, хоровыми песнями».
Но подобного не будет в северных странах - не только России, но и, скажем, в Скандинавии, уверена Шульман: «Как начинался протест Греты Тунберг? Она каждую неделю в определенный день выходила к административному зданию с одиночным пикетом. Никаких ярких выступлений ее ранняя деятельность не содержала. Вот такой суровый, я бы сказала, укоризненный протест с оттенком самоповреждения характерен для наших северных широт.
Демонстративность нам не очень свойственна. На митинге у нас не любят кричать всей толпой: русским людям на улицах кричать или петь стыдно, в нашей культурной традиции так себя ведут только пьяные. А на протестные акции выходят, наоборот, люди в собственных глазах благородные, смелые и жертвенные, поэтому они не могут вести себя хуже окружающих - наоборот, они должны вести себя лучше. Отсюда общее отвращение от публичных акций с проявлением насилия: русский протестующий не будет ничего бить или переворачивать, потому что он, опять же в собственных глазах, не представитель хаоса, а, наоборот, одинокий воин света.
Когда наши люди выходят на улицу, им важно показать, что их довели до этого, что их выход - это такой последний немой укор тем, кто их не слышит. Еще и поэтому одеваться особым образом и отмечать себя символами отличия не совсем в характере российского протеста. Эта традиция может измениться или модифицироваться со сменой поколений, но сейчас она такова», - говорит Шульман".
У уличных протестов есть своя мода. Точнее, то, что называется униформированием: желтые жилеты, белые ленточки, значки #MeToo и Time’s Up и другие способы показать, что люд...
REPUBLIC.RU
Дресс-код протестов. Почему в США и Европе протестующие признают важность внешних символов, а в России нетУ уличных протестов есть своя мода. Точнее, то, что называется униформированием: желтые жилеты, белые ленточки, значки #MeToo и Time’s Up и другие способы показать, что люд...