Св. Методология

Dec 08, 2008 04:42


Примерное содержание курса "Методолгия социоэкономического исследования"

Написала как есть, на данный момент здесь не хватает последней лекции, я добавлю ее немного позже. Все дано без примеров. Спрашивайте-исправляйте-дополняйте.


В качестве справки - литература:
- У. Эко "Как написать дипломную работу"

В оформленном виде работа должна выглядеть следующим образом
-- тема
-- формулировка цели
-- обоснование актуальности и новизны цели
-- описание теоретической схемы предмета исследования
-- постановка частных задач; проверка гипотез
(хотя, разумеется, процесс написания работы идет по-другому; лично мне кажется, что
-- сначала дается тема
-- потом читается литература
-- потом возникает ТСИ
-- потом возникает научная/практическая проблема
-- отсюда актуальность и новизна; отсюда же цель
-- дальше идут частные задачи которые приводят к реализации цели исследования)

1. Тема
Тема должна доставлять интеллектуальную радость (!)

2. Цель
Цель является конкретизацией темы «в терминах результатов». Цель должна быть уже темы (и ни в коем случае не выходить за ее границы) но в то же время отражать основные опорные точки, на которых базируется тема.
На одну и ту же тему можно сформулировать несколько разных целей.
Цель должна отвечать на два вопроса - что? и зачем?
Для формулировки цели уместно использовать слова выявить, построить, оценить, определить (и неуместно - изучить, исследовать; это слишком широкие понятия, не подводящие к определенному результату)
В цели важно каждое слово

*Распространенная ошибка - цель повторяет тему
*Распространенная ошибка - нет ответа на вопрос зачем

Критерии хорошо сформулированной цели:
1) соответствие теме
2) актуальность (об этом позже)
3) новизна (об этом позже)
4) ясность (цель, условно говоря, должна быть такой, чтобы двенадцатилетнему ребенку ее можно было объяснить на пальцах)
5) достижимость (нужно соизмерять поставленную цель с лимитом времени и объемом будущего исследования)

Тип цели определяет тип исследования:
1) научный (получение нового знания о механизме, процессе, явлении)
2) прикладной (разработка рекомендаций по изменению)
3) научно-прикладной (смешанное исследование; нужно стремиться к формулированию цели как научно-прикладной и соответственно ей организовывать исследование)

3. Актуальность и новизна (актуальность - скорее практическая вещь, можно говорить и о научной актуальности, но - любое исследование обладающее научной новизной автоматически является научно актуальным)
Алгоритм обоснования практической актуальности:
1) сформулировать проблему: несоответствие, противоречие, существующее в реальности (соотношение целей и средств, неадекватность политики, неэффективная работа и т.п.)
2) доказать это, опираясь на эмпирические данные
3) описать практики, которые сегодня применяются для решения этой проблемы
4) экспертная (или собственная) оценка возможных последствий, если существующая ситуация сохранится
5) сделать вывод, плавно переходящий в цель

*Распространенная ошибка - обоснование актуальности темы вместо актуальности цели
*Распространенная ошибка - нельзя допускать разрывов в логической цепочке тема - цель - актуальность цели

Обоснование научной новизны:
Научная новизна образуется за счет пробелов в существующих исследованиях (отсутствие данных, недостаточная достоверность, неполнота, неопределенность)
Научная проблема - противоречие между разными сторонами научного знания:
- факты и теория
- теория и теория
- метод и результат
- задача и отсутствие метода ее решения

1) описать существующие исследования, то, что уже сделано по теме (опора)
2) выявить то, что еще не сделано = показать научную проблему (стимул)
3) исходя из этого показать научную новизну (возможно, по нескольким позициям)

*Распространенная ошибка - перечислить фамилии авторов, не указывая на их исследования и достижения
*Распространенная ошибка - пересказывать научную литературу, не имея для этого каркаса или схемы
*Распространенная ошибка - пользуясь методами различных наук, следует выбирать их оправданно и в ограниченном количестве

4. Теоретическая схема предмета исследования
ТС (картинка, блочная схема) показывает основные составляющие предмета исследования и их взаимосвязи. Элементы и связи следует описать, опираясь на существующую литературу; выделить те из них которых исследование будет касаться непосредственно.
ТСПИ достаточно широка, она описывает не только то, о чем будет говориться в исследовании, но и сам предмет исследования вообще, даже в тех его проявлениях, которые в работе не рассматриваются.
Следует указать ограничения налагаемые существующей ситуацией:
- научные (нет методов, теорий)
- ненаучные (отсутствуют данные)

ТС составляет основу первой главы работы. Структура схемы определяет то, в каком виде раскрывается информация о существующей литературе (это не должен быть просто пересказ).
Схема не должна быть слишком сложной. При необходимости ее можно разделить на несколько.
ТС придает работе оригинальность.
В ТС включаются два вида понятий - общенаучные и специальные. Вводя новое понятие, необходимо соотнести его с уже существующими смежными понятиями.

*Распространенная ошибка - исключать из ТС те элементы и связи которые не рассматриваются непосредственно в работе, но существуют в природе

5. Система частных задач
Формирование частных задач происходит на основе цели и ТС; ЧЗ описываются на языке ТС
Часть ЧЗ относится к работе со связями в структуре ТС. Кроме того существуют методические (и методологические) задачи а также другие задачи (по менре необходимости; задачи, например, могут напрямую следовать из цели).
После написания необходимо проверить набор ЧЗ, соотнося его с ТС.

6. Гипотезы
Гипотеза - предположение о непосредственно не наблюдаемых формах связи явлений и/или их причин. Гипотеза - это прогноз ожидаемого решения. Хорошая гипотеза после ее подтверждения увеличивает объем накопленного знания.
Гипотезы формулируются и проверяются чтобы подтвердить наличие связей в ТС.
На одну ЧЗ приходится от нуля до нескольких гипотез.

Условия состоятельности гипотезы:
- обоснованность (опирается на уже существующие знания)
- не противоречит имеющимся данным
- проверяемость (возможность перечислить конкретные показатели, данные, методы, использующиеся при проверке)
- нетривиальность (необходимость выйти за рамки непосредственно наблюдаемого; неочевидность)
- должна объяснять весь круг явлений для анализа которых она создается (без дополнительных построений)
Previous post
Up