Немного про культуру

Jan 29, 2014 18:50

Как известно, в ночь с 31 декабря на 5 января я ездила в Лондон. Внезапно, в театр. Понятное дело, что смотреть на Тома Хиддлстона, но я попытаюсь сделать вид что в первую очередь из любви к искусству. Тем более что я и на самом деле давно хотела съездить в настоящий британский театр и посмотреть настоящих британских актеров в, так сказать, естественной среде обитания.
О спектакле с названием "Кориолан" в постановке Жози Рурк на сцене театра "Донмар" я и пишу сейчас пост неизвестной пока длины и художественной ценности.

Для затравки ролик "Как это было". :)

image Click to view



Уже только ленивый не съездил на этот спектакль и не написал на него свои впечатления в основном выражающиеся как Ааааааааааааа!!!!. А я сначала переваривала, потом упала и сдохла от болезни и кашля и температуры, а потом начала работать.

Надо сказать, что я как впала в ступор после покупки билета, так в нем до сих пор из него и не выходила, поэтому трудно сказать что именно я ждала от спектакля. С текстом "Кориолана" познакомилась заранее, еще после просмотра "Кориолана" Райфа Файнса, который мне... не понравился. Не качеством продукта, а настроением, политичностью, неприятным главным героем в котором не чувствуется человека. Текст понравился больше, но в целом...
В целом, я не знала что ждать от спектакля кроме "ах боже мой, в любом случае посмотреть на Тома Хиддлстона будет интересно" :)
После премьеры поползли настораживающие факты: о слишком модерновой музыке, об ЭТИХ ужасных стульях, о странной сценографии, о ярко выраженном гомоэротическом подтексте, о лишней сцене в душе, которая сделана "специально для девочек". Страшно? Страшно. Тем более что я имею некоторое внутреннее предубеждение против женщин-режиссеров. Так получилось.

А на деле я смотрела спектакль на чужом языке по пьесе которую я не сказать что люблю и не заметила этих 2,5 часов. На одном дыхании.
И музыка, кстати, понравилась. Диковатая, эмоциональная и прекрасно гармонирующая с каменной стеной, на которую проецируется граффити, длинной лестницей - единственным элементом декораций и графичной сценографией.



Сначала очень смутили стулья, но вы знаете, эти правила игры очень быстро принимаются. Вся постановка аскетична, условна. Нет декораций, костюмы "собрали из того что было" напоминающие ранние ролевые игры. Весь антураж не важен. Речь не про историю, не про масштабы и бои, не про политику. Речь о человеке. Очень быстро внимание переключается на человека и остается на нем.
Кориолан от театра Донмар версии 2013 года вдруг о том, как материнские амбиции калечат и убивают их детей, о человеке, который не умеет быть с другими людьми, не умеет взаимодействовать с ними, не умеет принимать их принятие. История об очень одиноком внутри человеке.

Если честно, после афиши я немного напряглась на эти фирменные глаза в слезах.



Потому что они не применимы к Кориолану, а являются чем-то из области "трепетной няши" столь любимой девочками. Но как показали мои глаза, афиша не выражает. :)
Точнее выражает, но не то. Или то, но не все. В общем, тут мы вступаем в сферу недостатков постановки, а именно ощущению, что режиссер не совсем определилась что именно она говорит миру.

Кориолан Тома Хиддлстона умеет воевать и единственное что он знает о том как добиться признания это то, что надо быть героем. Так мама учила. Так мама учит. Но будет ли мама так учить потом? Честный, прямой, одинокий, и в чем то социопатичный человек. Кориолан от Хиддлстона - это воин. Это сильный, реально сильный мужик с охеренной фигурой. Он врывается на сцену, он летит по лестнице, он кричит на солдат. Он больше прочих, сильнее прочих, он подобен урагану или божьему гневу. Не христианскому божьему гневу, а скорее гневу богов Олимпа. Он Герой, он человек другой породы.



А после боя он вдруг теряется. Ему не комфортно в кругу славящих его солдат. Он весь в напряжении, он в крови, он пытается уйти, но его тянут и тянут на пьедестал, надевают лавровый венок. И он морщится и отводит глаза и пытается улыбнуться, но все тело его говорит "Ну ладно, ладно вам уже! Я пойду! Я хочу просто уйти!"
Том потрясающе владеет мимикой и жестами, просто потрясающе, извините. И вообще охрененный! Охрененный!
Тут мы переходим к легендарной "сцене в душе". Простите мне грубость, но только совершенно глухая к чувствам и слепая ТП (ну или имеющая очень специфические предпочтения) может назвать это "сексуальным" или "эротичным". Нету тут секса. Есть страшная и совершенно прекрасная по эмоциональному накалу сцена, когда вдруг несгибаемый каменный воин идет трещинами и показывает человеческую уязвимость и это так безумно больно, что до слез.
Он сдирает прилипшую к ране одежду, он стоит под струями воды, рычит и шипит, а потом совершенно по-собачьему отряхивается возвращая себе себя, возвращаясь в себя.



Этой сцены не было в тексте, но спасибо за нее всем, кто причастен. Шерстка встала дыбом, сердце встало просто.

А дальше по нарастающей, волнами. Семья, соратники, народ. О, как презираем народ, как унизительно выпрашивать голоса, как Кориолан пытается держать себя в руках, но сколько яда в каждом жесте. Изгнание...
Вот не понимаю я, почему сцену изгнания никто не упомянул? Только на меня она произвела впечатление? Всего несколько секунд стоит Кориолан под насмешками и летящими в него овощами, но поза и взгляд в которых недоумение мешается с презрением и отчаяньем и гордостью... цепляют невероятно. Я ушла на антракт с единственной мыслью "А теперь в бар, надо срочно выпить".

Наверное не стоит раскрывать все детали. Есть люди которые будут смотреть спектакль на экране и должны же остаться для них неизвестные пространства.

А я пока только упомяну гомоэротизм и противника-соратника Кориолана Авфидия... Товарищи, ну это уже перебор. Сцена с поцелуем ВООБЩЕ не про то о чем писали неумные девы и она прекрасна. Афвидий чудовищно хочет прикоснуться к славе и талантам Марция. Восторг и обожание - почти как к божеству. Он желает их присвоить, быть причастным. Он сам герой и молодец, но внутри знает что не дотягивает. Не хватает эпичности. И он тянется к Кориолану всем телом, всем собой. Слиться, стать таким, стать им. Потом это и приведет к печальному финалу. Ревность к народу и к славе, страх что его народ предпочитает Кориолана, убрать и не мучиться больше от этого страшного выбора - быть с ним, быть как он, быть ниже него, быть единственным.
Да, я слышала что это "официальное мнение о гомоэротичном Авфидии и так и было задумано, но мне так не показалось. Я девочка-фиалка и люблю тему сложных чувств больше чем тему вожделения, извините.



Хэдли Фрайзер, кстати, в этой роли... оставил скорее никакое впечатление. Он как-то незаметен. Когда он вовлечен в активное действие, он есть и он хорош. Но когда он не в центре, то его как бы и нет. После пересмотра определюсь так ли это или просто так показалось на фоне Хиддлстона, Геттиса и, внезапно, Деборы Финдли - Волумнии, матери Кориолана.



Волумния - страшная женщина. Любит ли она сына? Наверно? Но скорее она любит себя в нем, любит его достижения которые повышают ее, любит свою власть над ним. Любит ли ее сын? Неведомо. Но она единственная кто действительно может его продавить. Манипуляции, уговоры, угрозы, крики - хоть вставляй в учебник по психологии. "Ты подведешь меня, если..." и он сдается. Не может сопротивляться долго даже если вдруг новые правила игры противоречат всему тому что он знал и как поступал ранее. Кай Марций пытается сопротивляться, но не может долго... И Волумния - главная виновница трагедии Кориолана.

А вот кого я действительно полюбила после этого спектакля, так это Марка Геттиса. Он чудовищно обаятелен и мил. Его Менений - старый политик, хитрец с лисьими глазами и лисьей улыбкой. Язвительный, ироничный, самоуверенный.Сколько в нем самолюбования и какой то ленивой томной уверенности. Он на самом деле привязан к Марцию, но его вера в свое влияние разбивается об гнев и обиду Кориолана. И он растерян и раздавлен и немного жалок. Но как прекрасен!



А Геттис пожалуй единственный, кто наравне с Хиддлстоном не теряет никогда контакт с залом. Даже когда сидит на стульчике и не отсвечивает вне "своих сцен".

Виргилия. Виргилия это очень странно. Как в тексте, так и в спектакле. С одной стороны она и правда мебель. А с другой... С другой стороны она единственная там олицетворяет любовь. И она стойкая. Удивительно стойкая при такой то свекрови. Стойкая и против нее тоже. Она ей не соперник, но гнется и не ломается. Она просто любит мужа. Она просто ждет мужа. Она просто рада мужу. А все остальное пусть идет краем. И Кай Марций оттаивает только рядом с ней. Это удивительно, но действительно открывается ей. Тогда как от других он закрывается, бежит и прячется. Не в прямом, разумеется, смысле.
И именно с ней единственная сцена "про секс" и ах какая сцена... Сами все увидите.



А еще! Поглядите на их сына! Не знаю как другие мальчики, но этот, который попался мне совершенно восхитителен.
Его мало, но его "Father!!!" и Кориолан вскидывается на крик... Так трогательно. Так горько.



А еще, чисто по девочески, мне внезапно очень понравился вот этот мужик. :)))



И про недостатки.
1. Вообще не впечатлили трибуны. Точнее не так. Они одновременно никакие и гадкие. Так что может в этом и был смысл, но я пока не определилась. Надо посмотреть еще раз - я бывает с первого раза половину не замечаю важного.
Upd: Трибуны реабилитированы. По второму просмотру я их очень оценила! :)
2. Как уже говорила выше, сложилось впечатление, что режисер не очень четко представляет что хочет сказать. И именно за это я и не люблю женщин-режиссеров - с ними такое частенько. Рвутся между эмоциями и экшеном, половину моментов упускают из виду. А потом им говорят что они затеяли все это чтобы пофапать на своих главных героев.
3. И, наконец, мне не понравился финал. Не кидайте в меня сапог. Не понравился. Я вообще совершенно спокойна к натуралистическим и жестоким сценам. Не пугаюсь и мне не противно и не тошнит. Но в этом конкретном финале есть что-то излишнее. Я не поняла что хотел сказать автор. Просто не поняла зачем это выглядит именно ТАК.

А вообще, все пустое и не про то. :)
Нереальные впечатления от спектакля своими глазами. Том Хидллстон, нехороший человек, который смотрит тебе в глаза и говорит с тобой во время действия совершенно сносит крышу. Тем более что место у меня было такое... центральное. На пересечении взглядов. Слава богу из-за формы зала, актеры вертятся по нему и смотрят не только вперед. А то так и умереть недолго впечатлительной особе. Марк Геттис, кстати, тоже злоупотребляет этими гляделками. :)
Эмоциональный накал огромен. Смотришь с колотящимся сердцем, половину слов не разбираешь, но понятно все, глаза разбегаются. Уж не знаю как оно будет на экране, а в живую просто невероятно.
А на полу пепел мешается с кровью, с розовыми лепестками с голосами плебса и рабы смывают все это куда-то и снова течет кровь и летят лепестки...
Из зала вышла волшебная и молчаливая... Автографы? Очередь? К чему все это?
Постояла, послушала фанаток, поужасалась. Увидела выход Тома к людям. Поняла что не хочу от него ничего кроме детей еще билета и еще спектаклей.

А под завязку я практически столкнулась с ним, когда он убегал по Севен Дейлс, а я вешала там на дерево ту самую бусину :)
Ящик шампанского и всех обратно! Очень хочется повторить. :)

картинки для души, видеосалон, кино вино и домино, 25 капель валерьянки, путешествия и приключения, о прекрасном мире

Previous post Next post
Up