Телевизор - зло. Еле оторвалась. А всего-то надо было включить его, чтоб не скучно было доделывать печень по-берлински, эпически профейленную вчера, когда посреди процесса оказалось что лука дома нет. Так вот, сначала передача BBC про перелетных птиц Америки, потом отличный проект Антона Ланге "Россия из окна поезда", серия о строительстве заполярных железнодорожных путей. Прямо все, как я люблю, абандон, летняя северная природа, пейзаж в окне с верхней полки.
Ну да ладно, вернемся на Кавказ. Там природа подчас не менее суровая и не менее прекрасная.
Не могу сказать, что мы с товарищами по работе сильно горевали, когда 2 недели наверху подошли к концу. Я бы даже сказала, мы бы понеслись быстрее горных козлов к цивилизации, если б не надо было отбирать на обратном пути образцы. Все-таки сидеть 2 недели на одном месте скучновато, а когда к этому добавляется отсутствие душа (озера/речки, где можно помыться, а не отдать концы) и "вкусная и здоровая" пресная еда (у нашего руководителя заглюк такой был, чтоб специй почти не добавлять, вредного не есть), хочется чего-то большего.
Конечно, спустившись мы устроили себе на троих молодых аспирантов пир на весь мир. Домашнее вино, курочка-гриль, хычины и прочие местные блюда. В общем, наступило полное моральное и физическое разложение. Но на следующий день мы не смогли отказаться от предложения одного профессора из дружественного лагеря биологов посмотреть Сентинский храм неподалеку.
Заодно с храмом удалось посмотреть и остатки женского монастыря, ликвидированного в советское время.
Нам предстояло доехать на автобусе из нашей Теберды до Нижней Теберды, что между Верхней и Новой Тебердой (гыгы) и немного подняться по склону вот к этим воротам:
Сверху на арке написано "... детский дом-интернат". Разобрать название детдома я не смогла.
Вид с другой стороны тоже симпатичный:
Никакого дома-интерната теперь нет, остались только брошенные здания с красивыми потолками и фасадами, в которых пережидают непогоду коровы.
Раньше тут располагался Спасо-Преображенский женский монастырь, учрежденный в конце XIX века.
Крупный план таблички:
Осмотрев остатки построек мы немного покарабкались вверх по склону...
И добрались до главной цели вылазки - Сентинского храма.
Книжка по почвам Карачаево-Черкесии, которую я готовила к печати пару лет назад, вышла как раз с одной из фотографий из этой серии на обложке.
Храм датируют 10 веком, считается, что он выполнял функции кладбищенской мемориальной церкви. В нем было обнаружено некоторое количество захоронений с предметами византийского происхождения, принадлежащим священникам и другим служителям церкви. А также надпись на греческом, повествовавшая об освящении храма.
Усыпальницу, находящуюся слева от храма на фото выше, датируют тем же временем, построена она была, скорее всего, константинопольским архитектором.
Позже русскими монахами были пристроены притворы (не датированы на данный момент), отремонтировали кровли, а щипцовые завершения западного, северного и южного фасадов переложили и вместо двускатных сделали округлыми.
И сам храм, и усыпальница совсем небольшие. Храм без пристроек - 8х8м, усыпальница - 4х4м. Вход в храм заставлен досками, чтобы коровы не пробирались, но, судя по состоянию храма, не всегда эти доски на месте. Впрочем, лучше бы там вместо людей гуляли только коровы, они хоть до фресок не дотягиваются.
Все стены в современных "нетленках", повествующих о том, кто, откуда и когда здесь был. Оставшиеся фрески в плохом состоянии. Очень их жалко.
Усыпальницу, в свою очередь, облюбовали ящерицы.
Фрагмент кладки усыпальницы:
О храме и усыпальнице можно почитать
вот здесь (статья короткая, но рассказывает понемногу обо всем) и
тут более обстоятельно и с лирическим вступлением, зато в конце подробно про фрески и надпись об освящении. Она там даже приведена. Почитайте, интересно.
В качестве обратного пути мы выбрали широкую живописную и разнообразную дорогу, по кустам уже наползались.
Заодно обсудили по пути всяческие природные явления, вроде серных выделений.
И животинку фоторужьями попугали.
А вернувшись домой упаковали вещи и образцы и уехали на следующий день в Москву. Так что с Тебердой - все.