Что движет историей

May 04, 2011 00:48

Не стоит говорить, что Американцы--исключительно нация, пляшущая на костях убитого недавно террориста номер один, как мы недавно наблюдали на видео из Нью Йорка и Вашингтона. Как в любой другой демократической нации здесь имеют место разные взгляды. Взгляды, публично выражаемые. От откровенного восторга, как у моих знакомых пожарников, потерявших друзей 11 сентября, до неверия в подлинность произошедшего. От обычного спокойного приятия данного факта до попыток глубокого анализа. Я привожу сдесь собственный перевод вчерашней статьи в Нью Йорк Таймз, написанной частым и известным обозревателем и интеллектуалом Дейвидом Бруксом. Любопытные рассуждения.

Что движет историей.

Когда Усама Бин Ладен родился, его матери было 15. В семье мужа ей дали кличку "рабыня" и вскоре от нее избавились, послав замуж за менеджера среднего звена в строительной фирме Бин Ладенов.
Усама почитал отца, которого он так редко видел, и обожал свою мать. В подростковом возрасте он "лежал у ее ног, заботясь о ней",--семейный друг рассказывал позже Стиву Коллу, для его биографической книги "Бин Ладены: арабская семья в американском веке".
Подомно многим другим людям, в будущем изменившим историю, Бин Ладен потерял своего отца, когда ему было 9. Патриарх семьи погиб в авиакатастрофе, виновником которой послужил американский пилот, в саудовской провинции Асир (Пять из одиннадцати террористов 11 сентября впоследствии окажутся из этой провинции. Его брат позже погибнет в авиакатастофе на американской территории).
Осама был ужасающе скромный ребенок,--пишет Колл. Он был чужим в своей новой семье, но в то же время курицей, несущей золотые яйца. Деньги на его содержание и наследство были источником богатства семьи.
Он жил в атмосфере пригорода и был послан в элитную школу, где носил клубный пиджак и воспитывался европейскими учителями. Еще мальчиком, он смотрел "Бонанзу" и был без ума от "Фурий"--другого американского шоу о мальчике-сироте, которого отослали на ранчо объезжать диких лошадей. Он был посредственным, но очень набожным учеником. Он поступил таки в университет, но не продержался там долго. Он женился на своей двоюродной сестре, когда той было 14 лет и вскоре занялся семйным бизнесом.
Я пересказываю эти факты из биографии, потому что мы склонны видеть историю как нечто движимое давними историческими силами. И иногда, так оно и есть. Но, иногда она движима абсолютно непредсказуемыми людьми, кто совмещает личные качества, казалось бы несовместимые, кто направляет вперед, казалось бы нарушая все правила лидерства, кто способен совершить страшнейшие злодеяния, казалось бы являясь личностью совершенно жалкой.
Аналитики проводят целую жизнь, пытаясь предсказать будущие беды и раскусить подводные течения. Но возможно никто не смог бы соизмерить жизнь Бин Ладена и тот огромное влияние на мир, который она получила. Весь эпизод приведет вас в отчаяние от дальнейших попыток делать предсказания.
Уже будучи женатым, Бин Ладен интересовался сексом, машинами и работой, но в остальном был очень набожным. Он не разрешал фотографировать в его присутствии. Дома он запретил "Улицу Сезам", Табаско и соломки для питья. Он закрывал свои глаза, если женщина без паранджи заходила в комнату. Он любил смотреть новости, но его дети при этом были должны стоять перед телевизором, а если начиналась музыка, то звук выключался.
Как Колл подчеркнул в своем интервью в понедельник, такая набожность, далеко не приветствовалась всеми и была крайне ортодоксальной в его обществе. Молодым человеком он не являлся революционером.
Когда Советский Союз напал на Афганистан, он организовал джихадистский туризм: помогал молодым идеалистичным арабским воинам провести некоторое время сражаясь с захватчиками. Сам он не был воином, скорее курьером или посредником. Хотя, после того, как он пережил одну из советских бомбежек, он начал заниматься самовосхваляющей мистификацией.
Он был все еще до боли стеснительным, но вернулся уже с повышенным чувством собственного достоинства. В 1990 он хотел повести за собой саудовский отпор иракской оккупации Кувейта. Также, он считал, что ему нужно возглавить семейный бизнес. После того, как и одна и другая задумка провалилась--его радикализм усилился.
Мы думаем, что лидеры террористов--жестокие и пугающие. Бин Ладен был слабым и и податливым. Его рукопожатие было вялым. Все же, его солдаты рассказали исследователям, таким как Питеру Бергену, автору книги "Самая длинная война", что общение с ним было глубоким духовным пережитием. Они рассказывали истории о его способности избегать наносить обиду и прощать нарушителей.
Мы думаем о террористах, как о людях, строящих ячейки и организации, но Бин Ладен создал анти-организацию--открытую сеть сообществ с некоторой долей контоля по вертикали, но весьма децентрализованную и желанием включить всех добровольцев вне зависимости от расы, секты илинациональности.
Мы думаем, что боевики используют насилие для того, чтобы захватить собственность и власть, но Бин Ладен, кажется, относился к убийству, как к средству продвижения брэнда. Это был способ воодушевления для сетки, занимающейся добычей денег, способ доминирования в СМИ и манипуляции общественным мнением.
Вкратце, Усама Бин Ладен, кажется, жил в эфемерном, постмодерном мире символов и знаков, также как и жестоком мире убийства, ненависти и унижения. Даже самые интеллектуальные аналисты в разведках не могли предположить, что настолько странное, несовременное и постглобальное создание по итогам получит такую власть.
Только мне хотелось бы, чтобы вдруг появился другой--демократический необъяснимо откуда взявшийся Бин Ладен, который среди всей арабской жажды справедливости и свободы, был способен очертить рамки и стимулировать деятельность--во имя добра, не зла.
Пока же, кажется, такого нету, что является трагичным, поскольку личности--имеют значение.

From here: http://www.nytimes.com/2011/05/03/opinion/03brooks.html
Previous post Next post
Up