Даже прямо не знаю, с чего начать своё повествование и как уместить свои впечатления и переживания в довольно узкие рамки слов, хотя на скудность словарного запаса мне грех жаловаться. Но я всё равно попробую рассказать об этом путешествии.
В это лето я была на Ольхоне третий раз и честно признаюсь, что только в этот раз я его по-настоящему увидела. Я и
marstem проехали на велосипедах весь остров вдоль и поперёк, с юга на север и с запада на восток. Сразу скажу, это было нелегко, но очень интересно. Мы - простые велосипедисты-любители, у нас не было какой-то специальной подготовки для участия в велокроссах по пересеченной местности (хе-хе, особенно у меня). Всего-то была пара велосипедов (хороший и очень хороший :)) и огромное желание свалить подальше из опостылевшего Ангарска в сторону Священного Моря. Вообще, в идеале мы хотели бы поехать большой весёлой компанией, но никто из наших лошадных друзей, увы, к нам не присоединился. Ну не отказываться же из-за этого от долгожданного путешествия. В итоге, велы были тщательно смазаны и настроены, рюкзаки со всем необходимым собраны, плюс тёплые спальники, лёгкая двухместная палатка, горелка (спасибо
Тохе, эта штука нас очень выручила). И мы поехали вдвоём. Нас любезно довезли до самой МРС и в десять часов вечера оставили у парома. Мы решили, что раз уж мы доехали, то негоже ночевать на МРС. Переправились и отъехали пару километров, на ходу пробуя наши новые велофонари. В полночь мы уже сидели рядом с палаткой в ближайшем заливе, смотрели на гигантскую белую луну и потягивали пиво. Мы были на Ольхоне.
Утром Ольхон встретил нас ядрёным ветром. К слову, мы пробыли на острове двенадцать дней и почти всегда там был ветер. От ветра можно было скрыться в палатке, в долине, в лесу, но на открытых пространствах, которых там очень много, ветер был нашим неизменным спутником. В первый день боковой ветрище весьма затруднял перемещение, так и норовил зацепиться за большой рюкзак и опрокинуть велосипедиста вместе с велосипедом в дорожную пыль. Мы добирались до Хужира целый день, с непривычки, не войдя ещё в ритм, часто отдыхали. В этот самый первый день, тратя все свои силы на сопротивление ветру, задыхаясь и отплёвываясь, периодически таща вел на себе, я громко материлась под нос и даже ругала себя за то, что снова ввязалась в авантюру, предварительно как следует не подготовившись. Естественно, с каждым днём становилось легче крутить педали, постепенно наши ноги превратились в подобие лошадиных :)) Напомню, что на Ольхоне практически нет ровных поверхностей, всё сопки да сопки различного уровня крутизны, поэтому наше передвижение по острову представляло собой чередование подъёмов и спусков. Не буду врать, мы очень много прошли пешком, особенно я, так как даже на скорости 1:1 мне было сложно одолевать длинные подъёмы целиком. А были и такие, в которые вообще невозможно было заехать даже на одну треть (хотя если убрать с вела груженый багажник и сбросить с плеч нехилый рюкзак, то можно попробовать :)) Помню, как мы решили сократить путь и полезли, в буквальном смысле слова, по крутому склону мыса Будун, отлежались, а потом замечательно и долго скатывались вниз. И вообще, катиться по спускам было одно загляденье, незаметно можно сразу преодолеть километр другой. Незадолго до поездки Марстем разжился велокомпьютером, так вот, на одном из спусков эта штуковина зафиксировала максимальную скорость аж 57 км/час!!! Могу ещё добавить, что ольхонские спуски являются отличной трассой для двинутых даунхильщиков. Я же совершенно не экстремал, друзья мои. Лететь со всей дури вниз, отпустив тормоза, по камням, норкам сусликов, корням и канавам для меня сродни самоубийству, нет-нет, даже и не уговаривайте))) Я с удовольствием и благоговением пользовалась тормозами, хотя встречались и такие крутые спуски, на которых казалось, что тормоза сорваны нафиг, ибо скорость была недетская. Но стоило разжать судорожно сжимавшие руль пальцы, как скорость, мама мия, утраивалась и становилось понятно, что они, родимые, таки работают. Одним из самых приятных для меня участков пути был отрезок от мыса Будун до деревни Харанцы, там я впервые воспользовалась скоростью 3:8.
Ещё я поняла, что хуже сильного ветра может быть только песок, а его на Ольхоне предостаточно. Наша взаимная с песком нелюбовь друг к другу достигла своей наивысшей точки в районе Песчанки, потому что ехать там было совершенно невозможно. А на обратном пути во время спуска верного Джэмиса постоянно заносило, и я падала на одном километре аж три раза! Было обидно и смешно одновременно.
Когда мы были на подъезде к Хобою, на обочине мы увидели столбик со скромной надписью "Молочные продукты" и ответвление дороги вправо и вниз. И, поскольку я чуяла, что силы мои на исходе, я сказала, что без стакана молока я не смогу крутить педали дальше. Мы лихо спустились к маленьким домикам. Местечко называлось Усык, раньше это был колхоз, потом всё, как обычно, развалилось, и теперь там живёт пожилая бурятская пара с сыном, они ведут хозяйство, держат скот и птицу, зарабатывая деньги продажей молочных и мясных продуктов. Нас радушно усадили за стол, накормили творогом со сливками и напоили молоком. О, боги, как же вкусно ольхонское молоко!!! Я прямо пищала от удовольствия))) Коровы, пасущиеся на разнотравье, питающиеся чабрецом и эдельвейсом, просто не могут давать другого молока. Если вдруг будете на Ольхоне, обязательно зарулите в Усык - не пожалеете.
В этот раз мы повели себя как нормальные, подготовленные туристы. Мы запаслись подробной картой острова и наметили себе объехать практически все известные маршруты, чтобы увидеть побольше всего и ночевать в разных местах. Так вот, на Ольхоне есть замечательное место Узуры - маленькая деревенька на восточном побережье острова. Спуск быстрый и приятный. Электричество в эту часть ещё не провели, всё работает на дизельном генераторе. Ещё там находится метеостанция, и мы, сидя на берегу, наблюдали, как какой-то дядя в рыбацких сапогах опускал в Байкал большущий градусник. В Узурах нам понравилось больше всего, уютно и очень красиво.
На обратном пути к Хужиру мы встретили группу из семи велосипедистов. Остановившись поприветствовать их, я узнала, что ребята неместные, приехали из Москвы, чтобы попутешествовать на велосипедах по Сибири. Я была в полном восторге!!! Мне в тот момент слабо представлялось, что я могу со своим велосипедом поехать куда-нибудь на другой конец страны, на Сахалин там, или Камчатку. Мне жутко хотелось развернуться и присоединиться к этим классным ребятам. Но у нас впереди ещё были интересные и неизвестные места, поэтому мы продолжили намеченный путь.
На маршруте в Ташкинейскую падь мы сделали ещё одно открытие. Оказывается, на Ольхоне растут берёзы. В восточной части острова вообще есть леса, которые совершенно не отличаются от привычных пригородных лесов. У меня было ощущение, что я катаюсь на велосипеде где-то на даче. А сколько в этих лесах грибов и брусники, просто не передать словами. Мы периодически слазили с велов, падали на колени и жадно поедали спелую ягоду))) И, кстати, именно спуск в Ташкиней, на мой взгляд, является самой аццкой и бешеной трассой для даунхила. Он очень крут :) и мне реально было страшно, я ловила себя на мысли, что мне хочется слезть с коня и спуститься пешком, чего я себе, конечно, не позволила.
Конечным пунктом нашего путешествия была небольшая турбаза на полуострове Кобылья Голова, где мы провели несколько дней, по привычке ночуя в палатке на берегу. Турбаза принадлежит Ивану Шульцу, и там всё лето живут люди, которые организуют и проводят различные экскурсии по острову и на материке. За время путешествия по острову мы, мягко говоря, одичали и потеряли социальные навыки, от обилия людей на турбазе у меня прямо голова пошла кругом, я испытывала такой дикий дискомфорт, что хотелось сбежать и спрятаться. Но на следующие сутки мы малость попривыкли. К тому же, благодаря этим людям мы с группой туристов попали на экскурсию по пещерам, находящимся на материке в Танжеранских степях. Это было супер! Нам выдали специальные комбинезоны, плюс каски и налобные фонарики, провели небольшой инструктаж и повели под землю. Сразу скажу, от первых двух пещер впечатление у меня было не очень. Просто несколько просторных помещений под землёй, мокрых, холодных и весьма неуютных. Я даже пыталась отказаться от дальнейших спусков, но Марстем меня убедил. И я совершенно не пожалела, пещеры Мечта и особенно Ая были великолепны. Помимо интереснейших рассказов инструктора было ещё интересное перемещение по пещерам - по лестнице, по верёвке, ползком на животе, на спине, раком, крабом и всяко разно =) Очень необычно осознавать себя до тридцати метров глубины под землёй. Ощущения непередаваемые))) В итоге, когда мы снова оказались на поверхности, все испытали нечто вроде эйфории. Тому, кто не боится закрытых тёмных пространств и не страдает давлением, очень рекомендую в качестве места обязательного посещения.
А потом настала пора возвращаться в Ангарск, и это тоже было неким испытанием. Мы настолько привыкли ощущать себя на острове, что к вечеру оказаться на оживлённых улицах города и в стенах ставшей чужой квартиры было как-то противоестественно. Но, наверняка, ребятам-гидам, прожившим на Ольхоне практически всё лето, было ещё хуже.
Вот так это и было, друзья мои.
З.Ы. А ещё, кажется, я возненавидела сникерсы)))