Очень понравилась статья.

Jan 18, 2006 12:21


Взято у chakravarti здесь 


Ольга Погодина
ПРОБУЖДАЮЩАЯ ОТ СНА

Собственно, написать что-либо на эту тему меня побудила книга барона Юлиуса
Эволы "Метафизика пола", которую я прочла, найдя в ней массу интересного
философского материала.
Книга "Метафизика пола" детально прослеживает путь духовного становления
человека через развитие в себе Абсолютного Мужчины или Абсолютной Женщины и
прорыва на другие уровни бытия именно таким путем. При этом Эвола приводит массу
ритуальных и магических практик, фактически подтверждающих важность полноценного
развития в себе этих качеств.
Однако, с частью его выводов позволю себе не согласиться, а часть мне хотелось
бы рассмотреть более глубоко.
Первым вопросом, который я задала себе, читая эту книгу, был: а как это
применимо к нам, здесь и сейчас? ..........На изучение древних магических культов,
учитывая их изобилие, можно убить целую жизнь, находя между ними все новые и
новые параллели, но, как мне кажется, в современном мире, даже если суть их
оставить неизменной ( что спорно, потому что такие практики были практически
реализованы и описаны все-таки людьми и многие из них не свободны от влияния
данного этнического и исторического социума), практическое применение их для
современного человека , особенно для жителей мегаполисов, довольно сложно.
С другой стороны, мир сейчас попросту наводнен популяризованными изданиями типа
"Практическое пособие по шаманизму", вызывающие смесь ужаса и отвращения у
любого человека, этим интересующегося. Такого рода брошюры напоминают мне, с
одной стороны, сочинение ученика 5-го класса на тему романа Достоевского "
Бесы", и, с другой стороны ужасают своим полным невниманием к проблемам духа,
без которых любая магическая практика лишена смысла и чудовищно опасна.
Таким образом, в этой работе мне хотелось бы рассмотреть вопросы , связанные с
путями становления духа в современном обществе,. При этом, читая многие
современные трактовки оккультных учений, связанные с изменениями состояния
сознания и проч. Я заметила, что многие из них либо вообще не пишут отдельно о
возможностях развития духа женщины, либо особо подчеркивают ее пассивную роль.
Поэтому мне хотелось рассмотреть именно этот вопрос.
Кстати, сразу оговорюсь о своем отношении к феминизму и женскому вопросу вообще.
9/10 женщин, отстаивая свои права , отстаивают на самом деле право быть
одинаково ничтожными в мире , буквально нашпигованном в том числе и их
собственными предрассудками. Конечно, женщина может стать политиком, даже
грузчиком в порту. Вопрос в том, каков на самом деле масштаб ее личности. Кроме
того, - и это бесспорно, - утверждаясь в мире мужчин, женщина развивает в себе
мужские черты, удаляясь от Абсолютной Женщины все далее и далее. Балансирование
на грани женского и мужского требует огромных усилий, которых почти никто не
выдерживает. Поэтому подавленное женское начало настигает таких женщин в другом,
- семье, комплексах и т.п.
Тем не менее, я не считаю, что ситуация безвыходна. Вопрос в том, что она
требует крайне взвешенного и серьезного подхода к ней. Кстати, что говорить о
женщинах, если и большинство мужчин считают, что духовная сила может им
достаться запросто, после пары дыхательных упражнений. Но об этом написано
столько трудов, что я отошлю читателей к тому же Эволе и остановлюсь на
проблемах развития женского духа.
Само по себе это словосочетание звучит как-то странновато, не правда ли?
Что такое женщина - сама для себя, в момент одиночества? . Эвола великолепно
подмечает: " Но есть у обоих женских типов и черты, их объединяющие, общие для
женщин в целом - большая, чем у противоположного пола, экзистенциальная тоска,
ужас одиночества, чувство тревоги, охватывающее женщину, если ей не владеет
мужчина.... оставленная наедине с собой, она испытывает именно ужас небытия."
Таким образом, дух женщины не может развиться именно по этой причине. Она -
бесформенна, она соткана из первоматерии, она стихийна и никогда не может
познать сама себя. Но именно сквозь нее дуют ветры иных измерений и ее задача, -
открыть себя максимально и направленно одновременно. Как правило, влюбленная
женщина направляет свой поток на любимого мужчину, растворяется в нем. Но мне
хотелось бы рассмотреть другие пути, о которых почему-то умалчивается.
Эвола верно характеризует типы женщин : материнский тип ( Женщина - Деметра), и
две разновидности типа любовницы ( Женщина - Дурга и Женщина - Афродита)
А вот описание их довольно туманно и на нем я хотела бы остановиться подробнее.
Итак, Деметра в греческой мифологии - богиня Земли. Плодородия и материнства.
Щедрая , могучая и добрая богиня, простая и ясная, как земля. Поэтому лучшее в
женщине-Деметре - ее огромная способность к самопожертвованию, теплота,
непритязательность. Женщина- Деметра - это именно первоматерия, часто слепая и
грубая, но несущая и питающая саму жизнь.
Ужас и величие женщины-Деметры : быть твердью, быть опорой, которую часто не
замечают как что-то само собой разумеющееся . Но такое отношение- не ее духовный
недостаток . Женщина-Деметра наиболее привлекательная для мужчин, притянутых к
земле, и, - вот он, вечный закон символизма, - к ней. Развитие ее духа
затруднено не ею самой, а окружающими, зачастую бесстыдно ее эксплуатирующими.
Но она - и самая привлекательная для них. - вечная Мать.
Но вспомним, что щедрая Деметра - все-таки богиня, некая абсолютная
квинтэссенция свойства, абсолют энергии и живая женщина _ лишь слабое отражение
этой энергии, наделенное массой и чисто человеческих качеств. Поэтому наиболее
часто ее недостатками является узость мышления, слепое следование догмам и
приличиям, крайний консерватизм. Кроме того, женщина -Деметра наиболее ярко
выражает пассивную природу женской сущности - и, одновременно - это отдающее
начало, такое удобное.
Для того, чтобы женщина-Деметра смогла преодолеть себя и ступить на путь
развития, к сожалению, необходимо обязательное присутствие рядом с ней духовно
развитого мужчины, который преодолеет соблазн эксплуатировать ее отдающую
способность и поведет за собой.
На пути к Абсолютной Женщине все будет зависеть не от нее. И - чаще всего -
подобные союзы заканчиваются остановкой женщины ( даже если ее изначально и
готовили к чему-то иному). Просто инстинкт материнства является сутью такой
женщины и, в полном согласии с Эволой, : духовный путь в его полном смысле не
для нее. Другой вопрос, что женщина - Деметра может совершенствовать свои
человеческие качества. Ее мистический путь с рождением ребенка останавливается,
предназначение выполнено.
При этом я говорю об абсолюте. Конечно, женщина может родить ребенка и даже
заниматься медитацией, открыть в себе экстрасенсорные способности и проч. Но в
этом случае чистая Деметра в ней будет подавлена. Известная поговорка : "За
двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь" в полной мере применима к ней.
Многие мужчины , ступающие на духовный путь, отказываются от семьи, приносят
обеты безбрачия , что имеет гуманную и разумную основу. Ведь мужчина или
женщина, отдающие себя духовному поиску, с этого момента могут быть
сосредоточены только на нем. Для ребенка нет места. То же находим у Кастанеды :
когда рождается ребенок, он забирает у родителей их "острие" и, чтобы его
"вернуть", надо полностью исключить все чувства к нему, стать полностью
безразличным, что, по сути, жестоко в первую очередь по отношению к ребенку.
Поэтому, по моему мнению, удел духовно ищущих - одиночество.
Однако здесь возникает внутреннее противоречие , связанное с тем, что женщина
боится одиночества на куда более глубоком уровне, чем простое сознание. Она
действительно созерцает ужас небытия . Эвола считает, что это происходит потому,
что, поскольку природа женщины - сексуальность, в одиночестве ей нет приложения.
С другой стороны, это высказывание, принадлежащее Эволе, не подтверждается тем,
что многие развитые учения ( христианство, буддизм, римская и инкские культы)
создают институты женского послушничества , изолированного от сексуального
общения с мужчиной.
Таким образом, это противоречие разрешается тем, что в каждой женщине также
присутствует еще один дуалистический архетип с двумя противоположными, но не
взаимоисключающими ипостасями, приводимых также Эволой - тип афро-дургический,
или, тип любовницы-весталки.
Кстати, основная социальная и природная роль женщины исчерпывается деметрическим
типом, - именно из них происходит большинство стереотипов по отношению к
женщине. А вот основная мистическая и магическая сила женщины сосредоточена
именно в области этого второго архетипа, рождающего так называемое "женское
притяжение".
Особенности формирования и проявления именно этого архетипа я хотела бы
рассмотреть подробнее, поскольку он сам по себе много сложнее.
В обыденной жизни женщин с доминантой этого типа называют "роковыми",
"ведьмами", - в древние времена - жрицами, пифиями, священными.
девами.
Как правило, подавляющее большинство из них несчастны, сами не понимая почему.
Их жизнь наполнена роковыми стечениями обстоятельств, несчастной любовью, иногда
даже с летальным исходом и прочими проявлениями сущности Афродиты-Дурги,
которыми слабое существо просто не в состоянии управлять.
Высвобождение из подсознания этого архетипа несет с собой настолько тяжелые
последствия, что они попросту неприемлемы для обычной женщины. Напомню, что ее
исконная социальная роль - доминанта деметрического начала, функция продолжения
рода, к которой стремится обычный мужчина. Но этот самый обычный мужчина ищет
всегда Афродиту-Дургу, ищет подсознательно, сам себе не отдавая в этом отчета.
Почему? Разум обычного мужчины всегда буксует на этом вопросе. С точки зрения
примитивной целесообразности ему нужна сильная здоровая особь ярко выраженного
деметрического типа для наилучшего воспроизведения и воспитания потомства. Когда
же потомство воспроизведено, мужчина , по идее, должен полностью углубиться в
то, чтобы ребенок наиболее полно продолжал его самого.
Однако этого не происходит. По большей части мужчина относится к собственному
продолжению в ребенке достаточно прохладно, по крайней мере, по сравнению с
сохраняющимся мощным интересом к противоположному полу.. Многие объясняют этот
феномен тем, что мужчина якобы стремиться воспроизвести себя в максимальном
количестве ситуации. Если взглянуть правде в глаза, это его вовсе не интересует.
Его как магнит притягивает вечный поиск Абсолютной Женщины, и, поскольку
воспроизводительная функция Деметры уже выполняется стандартной женой, мужчина
ищет именно Афродиту-Дургу. Или, наоборот, если в женщине преобладают
дургические черты, мужчина ищет Деметру.
И каждый ищет ту , в которой соединились бы черты всех трех, что представляется
абсолютно невозможным и делает несчастным и самого мужчину, и его партнершу.
Таким образом, необходимо выделить черты всех трех типов, и определить,
насколько они и при какой ситуации не взаимоисключают друг друга.
Тип деметры описан мною уже достаточно подробно, и поэтому нужно
охарактеризовать два остальных, или, если быть точной, две противоположности
одного.
Классификация , которой я придерживаюсь в описании этих типов , уже более
существенно отличается от описаний Эволы.
Эвола выделяет Афродиту как страсть и Дургу как неприступность. Той и другой
присуща безжалостность по отношению к своему любовнику. Недаром так часто
употребляются выражения типа "любовный поединок". При этом Эвола подчеркивает,
что именно женщины такого типа способны поднять мужчину на высоты страсти, на
прорыв на другие уровни бытия.
Но долго выдержать накал подобной страсти невозможно, он смертелен или быстро
переходит в ненависть, - так или иначе, трагический финал неизбежен. Тем не
менее, поэты всего мира воспевают эту трагику, это страдание как самое
возвышенное, что есть у человечества. И это так, поскольку неподвижный дух не
способен к движению, - он слаб и вял и слишком боится боли сам по себе. Только
что-то неистово нужное может заставить его ринуться в океан переживаний, по ту
сторону которых - смерть или бессмертие духа.
Женщина же, по Эволе, здесь выступает лишь приманкой. Ее роль ограничена. Судя
по всему, она каждый раз должна быть другой, чтобы адепт смог постепенно
достигать ступеней другого уровня ( как в тантризме, например). Что будет с
женщиной после этого накала, Эволу не интересует, поскольку она все равно не
способна достичь других уровней.
Мне эта схема кажется несколько нелогичной. Другой вопрос, что
среднестатистическая женщина действительно на это не способна.
Итак, задача, поставленная перед ней, особенно в современном мире - это задача
гигантской сложности ( ни одна ритуальная практика так и не смогла практически
ее разрешить, ограничиваясь символизацией).
Я формулирую эту задачу так : идя по пути развития своего духа, женщина должна
научиться максимально и безболезненно перевоплощаться во все свои ипостаси,
управлять потоками рождаемой ими энергии и, главное, - ощущать все стихийное в
ней самой не как нечто постыдное, но как нечто священное, опасное и мудрое
одновременно.
Пожалуй, это звучит несколько размыто. Но женщины всего мира проделывают с собой
эти метаморфозы неосознанно. До рождения ребенка в большинстве преобладает
афро-дургический архетип. Он направлен на окружающих мужчин, пробуждая в них как
сексуальное притяжение, так и собственно любовь. С рождением ребенка в женщине
начинает доминировать деметрическое начало и ... мужчина пускается в свой вечный
поиск.
Чего он ищет ? Он ищет накала чувств, страсти глубокой и яростной, первобытной и
разнузданной, - он ищет свободы, позволяющей ему познать свои границы . "Мужчина
ищет женщины как самой опасной своей игрушки" - пишет Ницше. То есть конечный
смысл любви - это так или иначе познание мужчиной и женщиной самих себя, -
познание своих границ духовных , энергетических, эмоциональных, которые всегда
познаются человеком на грани стресса, будь то опасность, гнев, боль, страдание
или самоотречение. Здесь становится важна не сама эмоция, но ее сила, которая
всегда завораживает. Однако сила эта идет вразрез с любыми общепринятыми
этическими нормами, с понятиями добра, взаимосуществования, уважения к другой
личности. Отсюда мужчины и женщины всего мира называют противоположный пол
жестоким, бесчувственным, лживым.
Интересен тот факт, что мужчина или женщина, до пробуждения этой силы обладающий
определенными моральными ценностями и вполне спокойно уживающийся и уважаемый
окружающими, при попадании в эти критические условия становится фактически
неуправляемым и зачастую действует вразрез со своим обычным поведением.
Те, кто отмахивается от этого факта, либо слишком глупы, либо слишком
самонадеянны. Это действительно смертельно серьезно, - но и переживалось и
переживается миллионами людей, даже не по одному разу за свою жизнь.
Итак, поговорим о том, при каких условиях такая ситуация возникает. По большому
счету, двойственность женской природы сама по себе, как и смена времен года, как
месячные, подразумевает определенную цикличность этих сменяющих друг друга
периодов. Однако вопрос в том, что материнство для большинства обычных женщин
обрывает эту цикличность, - чередование периодов нежности, мягкости, заботы,
свойственных Деметре, и жесткой холодной и яростной страсти, свойственной
Афро-Дурге. С другой стороны, если бы зима сменялась летом за один день,
человечество бы , вероятно, не выжило. Так и здесь - обоим партнерам в своем
любовном поединке требуется отдых, расслабление, покой. Те, кто не
останавливается вовремя, доходят до полного истощения сексуального и
эмоционального. В этом смысле картина "Империя Страсти" японского режиссера
очень показательна.
Кроме того, необходимо также помнить, что многие мужчины, задумываясь о
устройстве внешнего, часто остаются полными профанами в устройстве внутреннего
,- самих себя, и, вовлекаемые Афро-Дургой в любовную схватку, не имеют
внутренней гибкости вовремя расслабиться, продолжая оставаться жесткими,
грубыми, напряженными , - то есть верными противостоянию.
Итак, сама природа любви имеет циклический характер, генерируемый женским
началом. Те пары, которые до конца осознают это, вступят в согласии сами с
собой. Скука, возникающая у мужчины при общении с одной и той же женщиной,
причина измен, кроется не в полигамности мужской природы как таковой ( очень
многие мужчины искренне ищут одну - Совершенную, во многих находя по отдельной
черте, кажущейся им несовместимыми). Основная сложность здесь в том, что мужчина
сам не позволяет женщине меняться, когда ее циклическая природа плавно начинает
двигаться. Ему кажется, что почва ускользает у него из-под ног. В результате,
если мужчина сильнее и духовно неразвит, он останавливает течение женщины, и
через какое-то время начинает испытывать скуку.
В идеале мужчина и женщина должны оба двигаться, то расходясь, то сближаясь, как
две волны с одинаковым циклом колебаний.
Позволю высказать предположение, что, если мужчине дана большая способность к
чистому абстрактному мышлению, женщине - к тайне глубинных проявлений
человеческой сущности. Поэтому процент самоубийств высок именно среди мужчин.
Женщина имеет суть замещаться, двигаться, течь, и это спасает ее, даже если она
духовно намного слабее. Мужчина же стремится к твердости и неподвижности...
Как раз это стремление я и считаю неверным. Если не женщина, то сама жизнь,
стихийно колеблющаяся, не имеющая четко организованной структуры, сломает такого
мужчину, если он, конечно, не примет абсолютно искусственное существование. При
этом женщина как квинтэссенция жизни закаляет и развивает в мужчине подвижность,
необходимую для прорыва.
Мужчина придает форму, женщина эту форму заполняет. Без мужчины женщина
бесформенна и тревожна, мужчина - сух, пуст и ломок. Все это во многом
напоминает процесс закалки металлов или обжига глины ( вспомним, первочеловек
Адам сотворен из глины). Как известно, чтобы глина при придании ей формы не
трескалась, не становилось слишком сухой и хрупкой, ее необходимо смачивать
водой, но не все время, а периодически.
Такова природа возникновения полигамности. Но полигамное общество рождено
потому, что , если женщина имеет достаточно гибкости, чтобы меняться в глазах
одного и того же мужчины, то мужчина зачастую нет.
Современное общество по своей морали моногамно. Тогда возникает вопрос,
разрешимо ли это противоречие в современном мире. Ведь архетипы остаются
прежними, какой бы оболочкой они не обрастали.
Я считаю, что в корне неверен как феминизм ( поскольку проявление деметрического
начала женщины он направляет только на ребенка, а проявления афро-сущности
меряет с позиций этических), так и традиционная мораль ( поскольку неизбежен
конфликт между внешними условностями устройства современной семьи и дуальными
проявлениями женской сути.)
Таким образом , необходимо сформулировать ряд постулатов.
1. Женщина может достичь значительных успехов в мире мужчин ( особенно если
учесть средний низкий духовный уровень общества в целом), но с одновременным
подавлением деметрической сущности на духовном плане . Фигурально выражаясь, она
превращается в "загнанную лошадь", тем более если учесть нагрузку бытовых
проблем.
2. Поэтому женщина всегда неполноценна на арене мужской деятельности. Но это
происходит не от недостатка у нее ума как такового ( вопрос в том, что если она
находится в обществе духовно неполноценных мужчин, она, конечно, вполне успешно
может с ними соперничать и в чисто мужской сфере)
3. Развитие духа женщины, как и развитие духа мужчины, должно происходить не
направленно в одном направлении, одновременно подавляющем прочие стороны ее
сущности, а равномерно во всех отношениях, т.е. женщина должна как сама, так и в
отношениях с мужчинами волнообразно двигаться между своими ипостасями, причем
иметь достаточно силы остановиться, так только этот процесс перевоплощения зашел
слишком далеко. Проще говоря, духовное совершенство мужчины обычно достигается
максимальной направленностью, а духовное совершенство женщины - поиском меры
этой направленности.
Возвращаясь к реальности, представим себе обычную женщину с хорошими
потенциальными духовными возможностями. Скорее всего, это будет несчастное
аморфное существо с резко меняющимся настроением, периодами беспочвенных надежд
и меланхолии, отчаянно цепляющееся за любую потенциальную возможность
психологической защиты ( в виде мечтаний о приходе Прекрасного Принца, образ
которого истерично провоцируется на первую же попавшуюся личность).
Выход из этого состояния нужен хотя бы потому, что для нее никогда не произойдет
достаточно полной реализации ни в семье, ни к какой-либо другой области.
Женщина деметрического типа не знает терзаний и томлений, женщина -афро на самом
деле также бесстрастна и занята только собой. Однако в рассматриваемом примере
предполагается внутренний конфликт как раз между этими двумя ипостасями.
Таким образом, как и в любой духовной практике, женщине также требуется
преодолеть самое себя, чтобы обрести соответствие со своим духовным началом.
Первый этап для любого, начинающего работать над становлением своей личности,
это этап потери себя, отказа от себя, этап первичного разрушения собственной
личности..
Как и у Кастанеды, как у Ницше, как в большинстве магических ритуалов, адепт,
чтобы начать двигаться в новом направлении, должен ясно понимать, насколько
скорлупа и рамки старого мешают ему. В принципе это может происходить разными
способами, -от смены круга общения до полного уединения, от перемены профессии
до перемены места жительства.
Главный, многократно подмеченный факт, - это то, что личность наиболее активно
развивается в периоды смутные, неопределенные, нестабильные, наполненные
тревожностью и страданием. По завершении этого промежутка личность как бы вновь
замыкается, "переваривая" произошедшее, и так далее.
Самая основная проблема женщины заключается в том, что с полубессознательного
возраста она расслабляется, привыкая быть "слабой". Система общественных
стереотипов позволяет женщине быть слабой не только эмоционально и физически, но
и духовно. Со временем эта духовная лень перерастает в чувство уверенности : " я
не представляю, что я это смогу". При этом именно "я не представляю". Банальная
фраза, выражающая квинтэссенцию принципа : не представлять, что ты это сможешь и
реальная возможность смочь - это две далекие друг от друга вещи.
Первое, от чего следует избавиться женщине, ступающей на этот путь, -это от
социальных стереотипов, избавляясь от них яростно и жестко, став максимально
Афро, требующей вполне законного преклонения перед ней, величайшей из богинь.
Первая жертва со стороны адепта ей, - это ее же собственная дремота, в которой
всегда пребывает Деметра . На самом деле жестокость Афро порождена и ужасом
одиночества той, кто в этот момент подавляет свою социальную и природную
целесообразность, нужность для общества. Ибо Афро несет в мир абсолютное
свойство первоматерии -ХАОС. Мужская логика, захваченная вибрациями хаоса,
становится беспомощна. Но именно этот момент сомнения в непогрешимости
собственных логических схем и необходим мужчине , поскольку любая логическая
схема в какой-то момент замыкается сама на себе, исчерпывается, лишается
гибкости и позитивизма. Чтобы дополнить ее, требуется усомниться в ее абсолютной
правильности, преодолеть момент сомнения, и , через какое-то время вернувшись,
осознать ее в новом качестве. Этот принцип известен с незапамятных времен как
принцип творческого мышления. Почему-то на область становления самого источника
познания мира, - человеческого духа, - этот принцип проецируется крайне редко,
потонув в бесконечных умозаключениях. Вероятнее всего, это происходит как раз
потому, что, принципы какого-либо учения, - это те же логические схемы, имеющие
линейную, но не объемную структуру. Пожалуй, наиболее объемными являются именно
магические практики, в которых участие женщины с ее способностью лишать
равновесия является неотъемлемой частью.
Таким образом, можно сформулировать высшую духовную роль женщины ПРОБУЖДАЮЩАЯ ОТ
СНА. Сделав рывок, мужское мышление попадает в сети уверенности в собственной
непогрешимости, утверждается и успокаивается, горделиво созерцая созданную им,
будто геометрический фантом, фигуру. Мужчина - это всегда Кай из детской сказки,
женщина - всегда Герда , пришедшая, чтобы вернуть его к жизни.
Именно для этого дана ей сила Афро, - неспокойная, непредсказуемая, - сила,
присутствие которой заставляет мужчину ощутить присутствие чего-то, никогда до
конца не познаваемого, что, собственно, и требуется, чтобы мужское уязвленное
ЭГО немедленно пустилось в новый поиск объяснений.
" Нужно носить в себе хаос, чтобы родить в себе танцующую звезду. Я говорю вам :
в вас есть еще хаос!" - восклицает Ницще. Я повторяю следом за ним, за его
Заратустрой : не бойтесь дыхания хаоса в себе, но радуйтесь - он несет
избавление, он сдирает отмершие догмы, как старую кожу, с ваших душ.
То, что социальная этика всего человечества сделала постыдным в женщине, - ее
сексуальность, ее изменчивость, ее алогичность, - величайшее благо для самого
человечества, ибо именно эти черты вдохновляют, заставляют пробудиться.
Презрение мужчины к женской алогичности и переменчивости объясняется
элементарным страхом перед непознаваемым. Именно поэтому , притянутый
проявлениями Афро, он немедленно ее подавляет, - Деметра попросту понятна и
удобна ему.
С другой стороны, высвобождение хаоса в женщине - это и пробуждение низменных
черт, скрытых в сути каждого человека. Стихийность, отсутствие упорядоченности
может привести к тому, что эта сила превратится в бессмысленное и жестокое
разрушение всего вокруг, никуда в результате не ведущее. Именно поэтому мужчина
стремится покорить женщину, обуздать ее хаос, поскольку считается, что женщина
не способна сделать это сама.
Поэтому на втором этапе своего духовного становления женщина должна найти путь ,
чтобы управлять собственной стихийностью. Это ВЕЛИКОЕ СОСТРАДАНИЕ ДЕМЕТРЫ.
Это и есть путь совмещение обоих архетипов в ней. Позволяя себе двигаться в
соответствии со своей Афро-сущностью, женщина должна испытывать в каждый момент
своего существования ВЕЛИКОЕ СОСТРАДАНИЕ, постоянное и ровное, - словно фон, на
котором ее Афро-сущность рисует замысловатые узоры бытия, то отходя на задний
план, то приближаясь.
До тех пор, пока женщина движется по пути подавления собственной дуальности ,
она неполноценна. Являясь каким-либо одним из своих архетипов, она всегда
противоречит другому.
Задача , стоящая перед ней, по существу такой же немыслимой сложности, как и
духовный путь мужчины, - соединить противоположное, - мягкость и жестокость,
страсть и холодное безразличие, изменчивость и постоянство.
Великое сострадание Деметры - это сострадание матери, воспитывающей своих детей,
помогающей им лучше понять самих себя. Это гордость Деметры за их достижения,
строгость наказания за их несовершенство.
При этом такое сострадание не имеет ничего общего с жалостью, - ведь
одновременно рядом танцует Афро-Дурга, - насмешливая, беспощадная, зовущая, не
признающая никаких доводов, никакой морали.
Чтобы обуздать ее, Деметра в женщине должна быть очень сильной. Таким образом,
приходим к самому парадоксальному, -именно деметрическое начало в женщине должно
управлять ею самой. Именно материнские качества позволят ей держать в узде свою
Афро-сущность, не давая перейти границ меры, которая измеряется любовью ко всему
живущему. Именно Деметра не разрушает, но воспитывает свои разрушением, не
наслаждается причиняемой болью, но дарит страдание, которое способен вынести
любовник ее Афро-сущности, вовремя отступая, подавляя себя в своем великом
сострадании. Афро-сущность сострадания не знает. Она - богиня, требующая
кровавых жертв. Поэтому великое сострадание Деметры -ограничить степень
собственной свободы , собственной стихийной силы , которая - беспередельна , ибо
не знает других границ. Ведь у женщины действительно нет морали, этики, когда
она предается страсти, когда она - Афро-Дурга, когда она вся - хаос и сияние.
Никогда мужчина не способен подавить собственной мощи ради другого существа.
Великое сострадание женщины - в этом. Однако, если Эвола требует от нее
предельного самоотречения, предельной растворенности в мужчине, я определяю
великое сострадание не как направленное на одного конкретного мужчину, на алтарь
личности которого положена личность женщины , но как некую отдающую энергию,
генерируемую саму по себе в мир. Мужчина-любовник, помимо этого, получает также
дар Афро-сущности, который как раз и является конкретно приложенным ( что прямо
противоположно пониманию Эволы).
........Именно так обе сущности женщины приходят в равновесие. Ее Деметра предназначена
всем, ее Афро-сущность, - только одному, достойному, способному вынести накал
первозданной страсти, способному прорваться по ту сторону, и она ведет его по
этому пути с мудростью и терпением матери. Реализуясь, она чувствует огромный
поток направленного в мир света, призванный пробуждать, призванный освобождать,
но не подавлять, не доминировать, - эту чистую суть вечной любви, отдающей,
ничего не требуя взамен. И ее высочайшая цель -осознать, что духовный смысл
этого чувства настолько выше личного стремления избежать одиночества, что эта
сила должна в какой-то момент освобождать и от нее самой. Именно освобождать,
поскольку свобода каждого человека принадлежит лишь ему самому.

Январь-февраль1998 года Ольга Погодина

философия, познание

Previous post Next post
Up